Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Полезные советы

ПсихолоГ_и_Я. Невиртуальная реальность v. 1.0.2

Источник: "ПсихолоГ_и_Я"
Прогресс - не обязательно вектор...

Если вы хотите понять, какие занятия у человека самые любимые, то проследите за его поведением: наилюбимейшие “фишки” люди, обычно, стремятся совместить. Например водку и рыбалку. Или, там, просмотр “Дома 2″ и жареные семечки.

Но, разумеется, такое занятие как критика – вне конкуренции.

Выпьем – критикуем, отдыхаем – тоже кого-нибудь критикуем, работаем – аналогично. Некоторые умудряются подключать к этому процессу запредельные области подсознания и критиковать все и вся во сне – сны про начальника, за которым вы гоняетесь по руинам офиса с ППШ или о методичном расчленении любимой девушки – из этого сериала.

Самоутверждаемся, да-с. А как же. “Ай, Моська, знать она сильна” – и-таки сильна, скотина. Тысяча Мосек слона не съедят – для этого надобно предпринимать активные действия, но вот отпиарить по самый хобот – это запросто. “Средь певчих птиц одна всех громче – дятел”.

Наиболее безопасный и продвинутый способ гадить на что либо – через Интернет, а наиболее модерновый – гадить на Интернет через Интернет. О чем меня, периодически, просят.

Не буду. Не потому, что весь из себя такой честный. Просто попытка навалить на Интернет в Интернете равносильна идее справить большую нужду при поносе стоя вверх ногами. На такую йогу я согласия не давал, но, в общем, понимая, откуда дует ветер, кое-что сказать по теме могу и даже хочу.

И не в Интернете тут дело.

ракета..Когда мы (я имею в виду мое поколение) были детьми, то все мечтали быть космонавтами.

То есть, не то, чтобы мечтали. Так полагалось. Нормальный советский ребенок не был мыслим в отрыве от перспективного окучивания марсианских песков в целях их глобального озеленения. Ну, помните: “..и на Марсе будут яблони цвести!”

Еще было престижно метить в моряки и летчики. Как совсем крайний случай существовали пожарные, но, как бы, между прочим, поскольку спасение болонок из огня представлялось синематографом и журналом “Пионер” как сухая рутина.

Заглавный мессидж брал за душу своей приятностью и заочной определенностью будущего. Реальность была отформатирована для максимально удобной “усвояемости”: патриотизма – 300 Ккал, юношеских “мечтей” – 230 Ккал, здоровой любви к Родине – 450 Ккал. Секса, как известно, не было.

Но время шло, и мы вырастали из этой картины мира как из детских штанов. Вдруг оказалось, что ракет, самолетов и подводных лодок на всех не хватит. Кому-то надо заниматься всем остальным: кручением гаек, вождением рефрижераторов с окорочками, прививками, колбасой и окраской заборов. Космические полеты еще маячили где-то на горизонте, шансы все еще были, но туда нужно было пробиваться, стараться, быть самым-самым, и даже в этом случае все в конечном итоге решал принцип лотереи.

В то же время никто не мешал взять в руки руль от велосипеда, сесть на бревно и представлять, что это – ракета или на худой конец истребитель. Взрослые смотрели и умилялись: “Летчик растет! Покрышкин!”

И, все-таки, это было как-то не то. По задумке воспитателей-идеологов, отмораживание филейных частей на жестяных ракетах детских площадок должно было стимулировать стремление к “сбыче мечт” в большом и реальном мире и сублимации энергии, которая, в противном случае, была бы направлена на уничтожение лампочек в подъездах. Но настоящие ракеты все так же бороздили большой театр и серебряные звезды спутников в ночном небе ехидно подмигивали бледным земным червям – ужо мы вас! Вектор все еще был направлен вовне, в космические и прочие дали, во все, что измерялось километрами, литрами и мегатоннами.

ЭВМЧто-то должно было произойти. Сверхчувствительный радар, вмонтированный у пророков своего отечества пониже спины, весело попискивал в ритме “прекрасного далеко”. И “что-то” случилось.

Вселенной надоело расширятся. Мы потоптали Луну, раскинув широкие, развесистые понты и получив кучу туристических фоток стоимостью в миллиарды долларов, зашвырнули болванку “Вояджера” за пределы Солнечной Системы и шумно перевели дух. Мир замер и со скрежетом начал сворачиваться обратно.

..Это было удивительное время, когда под хруст винчестеров и гудение черно-белых мониторов мы въезжали в новую эру, еще не въезжая в то, куда именно въезжаем. Некоторые, конечно, догадывались. Писатели-фантасты вдруг охладели к пыльным тропинкам далеких планет и ударились в чернуху, за которую раньше бы отправились валить лес к медведям в тундру. То на головы советских граждан сыпались атомные бомбы, то Электроник менял имидж, брал в руки плазменный дрын и отправлялся мстить за угнетенных собратьев в далекое прошлое, то открывались двери в параллельные миры и оттуда лезла всякая гадость (после падения “железного занавеса” это стало излюбленной темой – сильно психоаналитический образ!).

А двери в иную реальность все-таки открылись. И случилось это в тот момент, когда неудавшиеся космонавты сделали фундаментальное открытие – да, с пивным животом, давлением 180 на 120 и одышкой на ракету не берут. Но если должным образом заапгрейдить и пропатчить те самые велосипедный руль и ржавую бочку, то в космос и не нужно. Его можно получить прямо здесь, не слезая с дивана, такой, какой захочешь.

И тогда винчестеры стали большими, мониторы – цветными, процессоры – мощными и компактными. Реальность изогнулась, сжалась и стала другой. Пришло время электронных психонавтов.

Это я про вас и про себя. Про вас – уже, хотя бы, потому, что вы читаете эти строки на экране мониторов сидя в Интернете.

аськаКстати, обратите внимание на изящество самой формулировки: не говорят “сидя у Интернета”, “пользуясь Интернетом” или, там, “глядя в Интернет”. Говорят “в Интернете”. “Я вчера просидел в Инете всю ночь..” или “Ты че, познакомился с ней в Нете??” Мы говорим не о картинках на мониторе, а о новой реальности. “Neue Welt, alten Welt…” И опять танки на площадях. В трилинейной графике.

Космос стал продаваться в коробочках, а вместе с ним – оцифрованный кайф. То есть, он и раньше продавался: в виде пластмассовых заводных кораблей, пожарных машин на батарейках и тому подобных фишек, но теперь идея развилась до такой степени, что космос настоящий стал никому не нужен. Появилась возможность взять от полета на “Шаттле” первые полчаса романтики и выбросить все остальные прелести, вроде борща в тюбиках и посещения “удобств” в невесомости. Искусственный мир стал круче настоящего – удобнее, управляемей, безопасней, и, уж точно, куда как интересней. Так что дети, влипшие в мониторы – это нормально. Это не болезнь, это – космонавты, которые дорвались.

И вот когда социальные сети, интернет-поисковики, искусственные океаны и цифровые галактики прочно вошли в нашу жизнь (что мне лично даже понравилось), тогда и проявился в полной мере тот самый эффект, который с полным правом можно назвать “Реальностью v. 1.0.2.”

Для того чтобы понять, о чем именно идет речь, стоит привести несколько примеров.

Наиболее просто просечь, о чем речь, будет владельцам авто, а конкретнее – тем, у кого к торпеде прибит GPS-навигатор – прекраснейшее изобретение человеческое, не раз спасавшее автора этих строк в незнакомых городах и весях.

ВиртуальностьНе так давно я посещал стольный град Питер по приглашению старого закадычного друга. Ездил я туда так, как я это люблю: не по делам, а просто потому что захотелось. Впереди была неделя “тихой охоты”, приятнейшего общения и неуемного потребления крайне вредной жаренной пищи на свежем воздухе, поэтому, весь в предвкушениях, я бороздил питерские улицы на своем автомобильчике. Бороздил так, как это делают все водители в малознакомом городе: один глаз на дороге, второй – на экранчике спутникового “Сусанина”.

То ли электронные мозги навигатора скуксились, то ли, руководствуясь непонятной простому смертному “лобачевской” логикой, прокладывали мою стезю по маршруту весьма далекому от условно-прямой линии, но кружил по тамошним улицам я долго и нудно. Вконец усталый, пребывая в состоянии легкой дезориентации, я, наконец, добрался до цели – и все ради того, чтобы вновь пустится в дорогу. К моему большому облегчению, меня известили, что свою машину я могу оставить в гараже и пересесть с места водителя на почетное место гостя-пассажира – меня собрались отвезти в местный ресторан, где готовили какое-то феноменальное мясо в горшочке.

Ехали мы долго. И за то время, пока я курил, пуская колечки в открытое окно и вперив свои светлы очи в пейзаж, я с изумлением отмечал, что мир изменился. То есть, он-то, конечно, остался прежним, но увеличился от размеров зеленой линии на жидкокристаллическом табло до очень красивого и приятного места, в котором черт-возьми-стоит-жить. Вдруг стало понятно, что стоит невероятно хорошая для поздней осени погода, что солнце лихо блестит на оцинкованных крышах, что голуби летают в небе, похожем на застиранную синюю простыню, пропахшую хлорной свежестью, а город вокруг – действительно тот самый Питер, достойный кисти любого из великих художников, имевших привычку рисовать урбанистические пейзажи. Марк Шагал. «Полёт над городом» – беру! Рубль больше!

РеальностьДа что там GPS-ы. Есть более крутая штука – геотаргетинг. Для тех, кто не является айфоновладельцем или счастливым обладателем сходной “Самсунговской” модели на “Андроиде” (в четыре раза дешевле и в два раза практичней) объясню вкратце: вы наводите камеру мобильного аппарата на мир вокруг, а особое устройство – гибрид “Гугла” и GPS-а накладывает на него “сетку” с разметкой – вон там ресторан, там супермаркет, а вон там – клуб “Стальные Цыцы”. Красота “лейбы” целиком и полностью зависит от того, сколько денег предприимчивый хозяин реальной, физически существующей хибары отлистал разработчикам карты. И не важно, что феноменологически перед нами – сортир. В лучах “гео” он будет сиять, как ворота в рай – если, конечно, хватит на рекламу.

Сейчас картинка на экране довольна убога, рука, держащая гаджет затекает, а передвижению по реально-виртуальному миру мешают незарегистрированные препятствия, особенно люди, столбы и собаки, не имеющие аккаута в сети. Но экстраполируем тенденцию…

А, к дьяволу. Не буду экстраполировать. Лучше раздавлю в пепельнице сигарету, и отправлюсь на форум.

О, форумы всех мастей и оттенков! Как дорог мне ваш вечно меняющийся мир! Как важны мне мнения посетителей ваших и как хочется простить их, как обычно прощаю я врагам своим! Но не буду.

..Спускаюсь в лифте. Рядом со мной в кабине две очаровательные половозрелые феечки лет шестнадцати. Плеер бесконечно мусолит плейлист и волей-неволей слушаешь разговор:

- Ну как, скачала?

- Не..

- Почему?? Ты ж его полгода ждала, пока выйдет!

- Да ну.. Ждала.. Почитала коменты – пишут: полная лажа, облом, не оправдали ожиданий, не засирайте винчестер..

- Даааа?!.. Ну, ушлепки!.. Вернусь домой – сниму с закачки..

Занавес, блин.

БотанХочу машину времени. Ну, или хотя бы телевизор времени. Не для того, чтобы удирать в эпоху Калигулы – меня и тут все устраивает, а для острых ощущений. Вот, честное слово: появись у меня темпоральный селектор – первым делом я бы рванул не к молодой Мерелин Монро на парашютную фабрику и не за картинами Пикассо по 10$ штучка, а лет на двести назад, на какой-нибудь ученый совет, посмотреть и отдохнуть душой. Ведь какая была красота: сколько людей, столько и мнений! Второй день жарких дебатов: господин профессор дубасит по парику господина декана его трудом “О пищеварении улиток” и матерится как сапожник, разбивший сосуд с опохмелкой; мудрые мужи бросаются мелками и тряпками, а председатель бегает между рядов с колотушкой и посылает в нокаут запамятовавших регламент. Сотни идей по одному и тому же поводу, тысячи мыслей, миллионы мыслей по поводу других мыслей и все хотят высказаться, все горят, как крейсер “Непотопляемый” и едва не бьются головой о стены в припадке энтузиазма. Спор дик, но в споре рождаются Истина, Согласие и Идея!

..Помню, еще в школе мы яростно, чуть ли не до драк спорили на уроках истории о том, почему гениальный Суворов впал в царскую немилость, или о причинах критических ошибок Гитлера. Наш учитель, Лев Соломонович, – замечательный мужик, на вопрос о своей национальности неизменно отвечавший “Да!” – на осторожные замечания директрисы заявлял: “Они сами себя учат. И получше ваших учебников”.

И ведь учили же. Взбивая информацию, почерпнутую из самых разных источников, мы творили из нее такой коктейль с вишенкой, что сами поражались – и нафиг нам ото надо? И только спустя годы понимали – не в Суворове дело! Пинать, только пинать мозг, дабы работал орган, функционировал, считал, сомневался, а не глотал гигабайты информации о королях, капусте и устрицах, которых съели до нас.

ОселСейчас спорить опасно. Потому что оппонент всегда может набрать “Суворов Вики” и получить Полную и Исчерпывающую. Потому что есть “Гугл” и “Википедия”. Потому что есть Единое Информационное Пространство, где вчерашние теории с легкой руки какого-то анонимуса превратились в постулаты, где все одобрено и аутентично. Где к нашим бедным мозгам привинтили петабайты словарей, но не объяснили, что с ними делать.

Наше мнение о мире вокруг формируется не нами. На нас что-то вроде очков-калейдоскопов, где узоры не то чтобы нереальны, но назвать их реальными язык не повернется даже под наркозом. Где веревка есть вервие простое, где квадратуру круга можно подсчитать, если формулы одобрены, где реальность – вещь условная, но мы – шшшш! – никому об этом не скажем.

Стоп, скажет читатель. Но ведь раньше было так же. Ничего не изменилось.

И это, без сомнения, будет умный читатель.

Я – психолог по профессии. Моя задача – разбираться с глюками “Реальности v. 1.0.1.” Той самой, на которую уже натягивают “v 1.0.2″, скроенную без учета ошибок прошлой версии.

Ее, правда, тут же, по ходу, апгрейдят и патчат. Но это, в любом случае, корпоративная модель.

Прилагалась к железу.

А, значит, скорее всего, дерьмо.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.