Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Все статьи В. Зыкова

Почему рушатся дороги?

Каждому с детства знакома печальная картина выбоин на дорогах, появляющихся по весне. Дороги ремонтируют, после ремонта они выглядят вполне пристойно, однако следующей весной всё повторяется. И подумать страшно, какие деньги ежегодно расходуются на ремонт дорог, особенно после развала Союза, ведь смолу для приготовления асфальта получают из импортной нефти. Почему же это происходит?

Я не специалист-дорожник, но давайте понаблюдаем. Вот, например, широкие и красивые аллеи в парке имени Пушкина. Их очень давно не ремонтировали (видимо, вообще ни разу), но особой надобности в этом и нет. Хоть они и покрыты мелкой сеткой трещин, красиво заросших травой и мхом, но дальше не разрушаются. Тогда почему же разрушаются дороги? Попробуем порассуждать. Хоть это будут рассуждения дилетанта, но вряд ли они далеки от истины.

Итак, из-за перепадов температур асфальт трескается, это неизбежно. В трещины попадает вода. Замерзая, она расширяется, увеличивая трещины. Но, как мы видим на примере тротуаров в парке, само по себе это не так уж и страшно. А вот дальше вступают в дело шины автомобилей. При наезде на микроскопическую трещинку, заполненную водой, могут появиться условия, когда воде из этой трещины вытекать некуда. А поскольку жидкости несжимаемы, то возникает так называемый гидроудар. Это – страшное явление, способное разорвать стальные трубы водопровода или отопления. Куда же деваться бедному асфальту? Он крошится, дорога разрушается.

Вроде бы всё закономерно. Смириться с этим, как с неизбежным злом? Но тогда почему он разрушается не везде? Мне приходилось подолгу бывать в среднеазиатских республиках. Там по весне асфальт тоже разрушается, но совсем не так катастрофически. Почему? Меньше осадков зимой? Да, но только отчасти. Меньше поток транспорта? Далеко не везде, в Ташкенте – больше, чем у нас. Больше смолы в покрытии (если представить асфальт как смесь смолы и песка)? И это, вероятно, тоже. Но главная, на мой взгляд, причина - более активное солнце, которое каждым летом практически расплавляет асфальт, превращая его в монолит, не давая воде проникать в трещины и делать свою разрушительную работу. То есть, регулярный профилактический ремонт делает солнце. Изобретатели это называют использованием бесплатных ресурсов внешней среды.

Дело ещё и в том, что при "ямочном ремонте" заведомо нарушается технология работы с асфальтовым покрытием. Нормальная технология требует высокой температуры во всей массе сцепляющегося асфальта. Иначе новое покрытие не сцепляется со старым и потом вываливается. Только тогда, когда будут не только чиститься и сушиться, но и прогреваться до нужной температуры все границы ямок, а в них будет закладываться прогретый до нужной температуры асфальт, покрытие станет прочным и долговечным. А достаточно вспомнить, что у нас никто не измеряет температуру асфальта перед раскаткой. И здесь я никаких велосипедов не изобретаю: на одной из трасс пришлось видеть спецмашину с газовыми горелками, прогревающими асфальт до и после укатки. Изготовить такую машину и прогревать с её помощью ремонтируемые участки – дешевле, чем каждый год ремонтировать одно и то же. А дорожникам выплачивать приличную премию следующей весной, если отремонтированный ими асфальт не развалился. Более того, возможно, есть смысл этой машиной каждое лето просто прогревать асфальт хотя бы на высоконагруженных участках. Правда, боюсь, что дорожники в этом не заинтересованы, поскольку рискуют остаться без работы.

Припоминается ещё и заметка в старом журнале «Изобретатель и рационализатор», где писалось об экспериментах с измельчением изношенных скатов для добавления в асфальт. Решали проблему утилизации скатов, заодно получили лучший коэффициент сцепления с дорогой, а ведь должен меняться и цвет на более чёрный. Солнечные лучи будут лучше аккумулироваться. Не знаю, оправдали ли себя эти эксперименты, но специалисты-то должны знать? Во всяком случае, при нынешнем доступе к Интернету они могли бы и поискать информацию об этом.

Интересно и вот что: бетон дороже асфальта, или не очень? У нас забетонирован участок улицы Маяковского в районе хлебозавода и часть новой дороги через Кутовую балку. Наверняка долговечнее асфальта, хоть по бетону и ехать шумнее, а автолюбители наверняка едут с мрачными мыслями "Прощай, любимая подвеска". Но на тех улицах, где есть смысл ограничить скорость, это скорее преимущество, чем недостаток. И гололёд на бетоне реже появляется. Кроме того, смотря как делать. Вероятно, можно залить бетон сплошным слоем, а сверху положить тонкий слой асфальта? Думаю, в первую очередь нужно бы облагородить таким образом улицы, по которым ходят троллейбусы и автобусы, а особенно – маршрутки с их ненадёжными амортизаторами и тормозами.

А температурные зазоры на бетоне можно делать и не поперёк полотна, а под углом. Тогда не будет жёсткого удара колеса о кромку. Раньше так и делали на аэродромах, застилая полосы шестиугольными плитами. Вблизи Донецка есть участок дороги, покрытый такими плитами, но, если мне память не изменяет, уложены они неправильно, нужно, чтоб прямые грани шли вдоль полотна дороги, а не поперёк. Впрочем, если квадратные плиты укладывать не как обычно, а под углом 45 градусов, ромбиками, шов будет преодолеваться колесом гораздо плавней.

Температурные зазоры лучше бы делать деревянными, то есть заливать бетон в деревянную опалубку. Тогда бетону есть куда расширяться, сжимая доску. А при его обратном сужении вода, впитываясь доской, расширяет доску, и щели всё равно нет.

Шестиугольные плиты на аэродромном покрытии применяют ещё и в связи с иной проблемой - распределением давления по поверхности плиты. Квадратные плиты скалываются по углам, а шестиугольник более живучий.

Ещё нужно отметить продольные насечки на бетоне, которые удерживают машину, и поперечные насечки на обочине междугородных трасс: они создают жуткий шум, когда на них заезжаешь. Если заснул и машина начала сползать с дороги, то наверняка проснёшься. Это мне рассказал Дмитрий Обухов, который живёт в Калифорнии.

Как видим, есть много довольно простых мер, которые могут улучшить качество наших дорог. Почему же ничего не делается? Ведь это я просто наблюдал со стороны, специальность у меня хоть и техническая, но автодорожный институт я не заканчивал. (Сейчас, вспоминая манеры переписки на форумах, кто-то из дорожников может поднять вой: дескать, если не специалист, то чего лезешь не в своё дело? Специалисты лучше тебя знают, не суйся, сами с усами! Отвечу: если вы действительно специалисты, то почему дороги такие плохие? Ездим-то по ним все мы). И ведь специалисты действительно наверняка знают не только эти, но и другие тонкости. Но… ничего не делают. Странно, да?

Вовсе нет, если вспомнить, в какие огромные деньги обходится ремонт или тем более – строительство каждого километра дороги. А чем больше денег и чем чаще их выделяют, тем проще чиновникам «пилить бабло», обращая часть денег, выделяемых на дороги, в свою личную пользу. Это мы ругаемся, преодолевая ухабы и выбоины, а у чиновника, когда он пробирается на персональном авто через те же выбоины, душа поёт: это ж опять в личный карман капнет приличная сумма! Так и живём…


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.