Раймонд Паулс: «Какую бы гениальную трагедию вы ни написали, билетов больше продадут на комедию»
Раймонд Паулс: «Какую бы гениальную трагедию вы ни написали, билетов больше продадут на комедию»
В Юрмале только что закончился 10-й юбилейный конкурс «Новая волна». Традиционно жюри возглавлял Раймонд Паулс
Его музыка дала дорогу в жизнь многим звёздам советской эстрады. Неудивительно, что разговор с маэстро о сегодняшней жизни неминуемо возвращается в советское прошлое.
Раймонд Паулс родился в Риге в 1936 г. Музыкой начал заниматься с 3 лет, на сцену вышел в 15. Народный артист СССР, автор десятков популярнейших советских шлягеров, таких как «Миллион алых роз», «Маэстро», «Старинные часы».
«АиФ»: — Как сегодня живёт Латвия?
Р. П.: — Сложно. Большое расслоение в обществе, как и у вас. Латвия — маленькая страна, мы зависимы от других. У нас нет полезных ископаемых, стране надо как-то зарабатывать. В Японии и Швейцарии тоже нет природных богатств, на которых можно паразитировать, но как живут эти страны! Так что придумать, как в стране жизнь наладить к лучшему, всегда можно. А мы, до сих пор так и не придумав, как наладить экономику, потеряли крупнейшие предприятия, которые были гордостью СССР. Например, радиозавод, вагоностроительный, автозавод «РАФ». Продукция этих предприятий шла не только в республики СССР, но и за рубеж. А незамерзающий морской порт Лиепая? С царских времён он приносил огромный доход, вся аристократия здесь жила. А теперь что? Ничего. Маленькие фермерские хозяйства не оправдывают затрат, нужны большие объединения, вроде колхозов прошлого. К сожалению, ушло время популярности и наших курортов. Мы для России больше не Запад. Не тот уровень сервиса и цен. В Юрмалу едут не за комфортным отдыхом, а за ностальгией, чтоб вспомнить времена, когда здесь встречались творческие люди со всего Союза. Помните фестиваль «Песня года»? Какое царило настроение! Никаких границ, настоящая дружба народов. Вот по этим отношениям я очень скучаю. Правда, природа без промышленности стала чище. Огромное количество аистов развелось, но вот детей они стали приносить нам всё меньше. Скоро работать будет некому.
«АиФ»: — Что нужно делать, чтобы крепить дружбу народов?
Р. П.: — Натужно ничего не надо делать. Она сама собой сложится, если все мы начнём уважать друг друга и вести себя порядочно. Мне, например, всё равно, какой национальности люди в моём оркестре: казах скрипач или китаец, русский или еврей. Лишь бы человек был хороший и играл отлично. А ещё надо перестать мусолить старые обиды. Перед выборами обязательно поднимается тема незаконной оккупации Латвии. Но ведь «расходным материалом» для сталинской машины были люди всех национальностей. При этом никто не вспоминает, что творили латышские стрелки во главе с Дзержинским в России.
«АиФ»: — Почему в Латвии искореняют русский язык?
Р. П.: — Нельзя так сказать. Дома мы говорим на двух языках. Моя жена Светлана — русская, говорит по-латышски отлично. Половина Латвии говорит по-русски. Тему искоренения русского языка поднимают только правые силы, спекулируя на ней перед выборами. В результате получается полная глупость: русского языка в школах нет, но без его знания на работу (даже официантом) в Латвии не устроиться.
«АиФ»: — Что из советского прошлого хотелось бы передать своим внучкам?
Р. П.: — Страсть к чтению. Помню, как бегали мы на литературные вечера, когда стихи читали Евтушенко, Вознесенский. Это было событием! Ещё стоило бы сохранить всё лучшее, что было в образовательной системе. Куда сейчас идёт школа? Ясно, что не туда, куда надо.
«АиФ»: — Вас не пугают парады нацистов в центре Риги?
Р. П.: — Это жалкие старики, которых скоро не станет. Но вот откуда в России молодые нацисты? Это страшнее.
«АиФ»: — По музыке можно определить время. В Гражданскую войну требовались одни песни, в Великую Отечественную — другие, на освоении целины — третьи. Какая музыка требуется сейчас?
Р. П.: — Не знаю. Я, как говорят режиссёры на радио и телевидении, сочиняю неформат. А что сегодня «формат» — не понимаю. Поэтому меня там «не играют». Есть музыка хорошая и плохая, мелодичная и не мелодичная. «Битлз» — это формат? С точки зрения современной эстрады нет, но народ 50 лет слушает их. Если говорить о том, какая музыка нужна народу, то во многом это зависит от национального характера, менталитета. Что поют русские за столом?
Напевные, минорные, то есть грустные песни. Латыши поют мажорные. Такие ещё любят петь на фестивалях пива. Обнявшись и хором вскрикивая: «Йо-хо-хо!». Тяжёлый рок, джаз, классика — у любого направления своя аудитория, которая тоже народ.
«АиФ»: — Классическую музыку любят избранные, а популярную — миллионы. Это зависит от образованности?
Р. П.: — Какую бы гениальную трагедию вы ни написали, билетов больше продадут на комедию. Человеку свойственно тянуться к жизнеутверждающему, весёлому. Валерий Гергиев, например, любит заканчивать выступление полькой Штрауса с выстрелом в последнем такте. Эта музыкальная шутка — самое востребованное произведение в десятках стран.
«АиФ»: — На эстраде много безвкусицы, откровенного кича. В книгах, на сцене — мат. С телевизором наедине ребёнка оставлять опасно. Не пора подумать о цензуре?
Р. П.: — Согласен. В Америке очень жёсткая цензура. И нам бы всем она не помешала. Избавила бы от пошлости. Но пока телевидение держит власть. Реклама, деньги одерживают верх. Ещё удивляют афиши типа: «Концерт Баскова». И внизу приписка: «Живой звук». А какой может быть ещё?
«АиФ»: — Не так давно вы переложили музыку Баха для джазового оркестра. Так людям проще проглотить «скучную» классику?
Р. П.: — Это мой музыкальный эксперимент. Бах — фантастический композитор. Он использовал все возможные интервалы в музыке, всё, что можно, придумал и тем самым, как сказал один музыкант, «обокрал» композиторов на 500 лет вперёд.
«АиФ»: — Что нужно, чтобы культура развивалась?
Р. П.: — Сохранять самодеятельность, хоровые коллективы. Театры сохранять труднее — тут требуются затраты на постановки. И конечно, нужен культурный обмен между странами. Обильное присутствие у нас русской культуры радует. В Риге можно посмотреть все интересные российские постановки, ваши звёзды гастролируют в Латвии, включая Аллу Пугачёву.
Раймонд Паулс и Алла Пугачева. 1982 год. Источник фото: Тихонов, РИА Новости
«АиФ»: — Вся страна до сих пор гадает: был у вас роман с Пугачёвой или нет?
Р. П.: — Так, очевидно, и не узнает никогда...
«АиФ»: — У вас есть песня с названием «Депрессия». Что бы вы могли посоветовать человеку, переживающему трудную полосу в жизни?
Р. П.: — Зацепиться за что-то позитивное. Рыбалка помогает, туризм, спорт. Увлечение может быть и совсем малозатратным. Устал, но удовольствие получил колоссальное.
«АиФ»: — Можно ли стать популярным певцом, не имея денег?
Р. П.: — Если ты хочешь стать оперной звездой, то, кроме голоса, данного Богом, и трудолюбия, не надо ничего. Даже если ты живёшь в глухой деревне, тебя найдут, вытащат, помогут педагоги. В опере дефицит уникальных голосов. В поп-музыке раскрутиться без шлягера, видеоклипов нельзя, без этого он неузнаваем. А это бешеные деньги.
«АиФ»: — В этом году вы с супругой отмечаете золотой юбилей...
Р. П.: — Мне повезло с женой, мы не умеем ругаться. Начали с «нулевого варианта», денег не хватало. Покупали дешёвые консервы на ужин или колбасу «собачья радость» — и были счастливы. А измены — как алкоголизм: стоит начать — и уже не остановишься.
«АиФ»: — Вы, не стесняясь, говорите, что бросили пить...
Р. П.: — А я горжусь этим. Жизнь повернулась в другую сторону. Судьба стала помогать. А могло закончиться трагедией. Как у тысяч людей, которых алкоголь победил. С 1962 г. не выпил даже стакана пива.
«АиФ»: — Продолжите фразу: «Счастье — это...»
Р. П.: — Просто жить. Двигаться, творить. Делать любимую работу. А лично для меня — ещё и то, что в 75 лет могу выйти на сцену и уйти на собственных ногах. (Смеётся.)
Валерия и Раймонд Паулс - Дай бог
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.