Сериал «Белая гвардия» переполнен ляпами, отсебятиной и плоскими украинофобскими шутками, дописанными в классический текст. Даже петлюровцы в нем берут Киев не с Запада, а с Востока
Сериал «Белая гвардия» переполнен ляпами, отсебятиной и плоскими украинофобскими шутками, дописанными в классический текст. Даже петлюровцы в нем берут Киев не с Запада, а с Востока
Скажу сразу: ничего хорошего от новой экранизации «Белой гвардии» я не ждал, едва узнав, что такой сериал собираются снимать. Целых восемь серий? Из коротенького булгаковского романа? Все ясно. Нужно размазать деньги по пленке, простите, по «цифре». Освоить, так сказать, бюджет. Ради этой высокой и, главное, вечной цели можно и растянуть, и затянуть, и от себя все что в голову придет добавить и Булгакову приписать.
Если бы Михаил Афанасьевич не был одним из моих любимейших писателей, если бы университетский диплом мой был не по «Белой гвардии», если бы не знал я это произведение чуть ли не до последней запятой, не видел в детстве «Дни Турбиных» Басова, а знакомство с булгаковским творчеством начал только с этого горе-сериала, то единственная мысль, которая посетила бы меня, была бы такая: какой же пошляк и бездарь этот Булгаков! К счастью, и экранизацию Басова я смотрел, и роман читал, и статей с комментариями написал о нем больше, чем о любой другой книге, если не считать, конечно, «Кобзаря». А потому по-прежнему уверен: Булгаков — гений, а те, кто взялись на сей раз «оживлять» его бессмертные образы, обыкновенные халтурщики. Да-да! ХАЛТУРЩИКИ!
Когда создатели исторических фильмов оправдываются за многочисленные ляпы, они обычно говорят: но это же кино! Что вы упрекаете нас за неточности? Не те погончики, петлички, пуговки… Разве это важно? Мы же делаем высокое искусство! Мы творим! Передаем психологическую достоверность! Вот за это нас судите!
Позор и глупость этой телеподелки целиком на совести ее продюсера Александра Роднянского
Итак, начнем с высокого искусства. В экранизации «Белой гвардии» заняты дорогие, модные и раскрученные актеры — «звезды». Доктора Турбина играет Константин Хабенский. Поручика Мышлаевского — Михаил Пореченков. Елену — Ксения Раппопорт. Как же они все себя щадят! Ни одной лишней эмоции, ни капельки человеческой энергии, ни малейшего желания вжиться в роль. Смотришь и повторяешь то самое, заезженное: «Не верю!» Не Мышлаевский это, не Турбин, не Елена, а просто люди, зарабатывающие деньги повторением заученных наизусть реплик.
Пореченков играет Леху Николаева из «Агента национальной безопасности» — только заматеревшего и переодевшегося в заношенную грязную шинель. Как начал играть десять лет назад, так и продолжает. До сих пор из образа не вышел. Какой из него белый офицер-окопник? Сытое лицо, городской румянец на всю щеку, и вид лавочника, укравшего где-то погоны подпоручика и изображающего из себя «их благородие». Можно поверить, что этот человек несколько дней провел под Киевом на лютом морозе в жидкой цепи, отбиваясь от петлюровцев? Если бы такой тюфяк попал к настоящим белым, они бы его мигом разоблачили как ни дня не служившего в армии, и шлепнули без жалости — то ли дезертир с замашками артиста, то ли большевистский шпион.
Мешковатый Пореченков. Не похож ни на Мышлаевского, ни на офицера. Владимир Басов в той же роли
Хабенский, как всегда, может играть только Хабенского. Отсутствующий взгляд, углубленный в себя, печать затаенного страдания на бледном челе: разве дано простым смертным понять, какой я выдающийся актер? В сущности, в любой роли он один и тот же. Доктор Турбин Хабенского в «Белой гвардии» — это тот же Колчак из «Адмирала», только без адмиральских погон. Чего ломать голову? Эпоха-то одна и та же? Единственное исключение, где Хабенский смотрелся органично, — это «Статский советник». Роль террориста Грина удалась ему замечательно, потому что была близка психологически. Способности к перевоплощению у этого актера я не вижу. Типичная бледная «звезда» нашей эпохи — светит, но не греет, перескакивает из «Ночного дозора» в «Дневной», не меняя выражения лица.
При виде Елены в исполнении Ксении Раппопорт вообще не понимаешь, как эта совершенно рядовая скучная истеричка может вскружить голову Тальбергу и Шервинскому? Из-за чего страсти? Предмета-то нет. Есть только попытки изобразить нервную даму в стиле модерн начала прошлого века, не имеющую ничего общего с «Еленой Ясной», которой восторгаются герои романа, заваливая турбинский дом букетами.
Сравнение не в пользу. Ксении Раппопорт далеко до Елены в исполнении Валентины Титовой
Все это общая беда многих современных фильмов. Косить, косить, косить. Из одного сериала в другой. Память об одном «мыле» смоем другим «мылом» и даже «Белую гвардию» превратим в обычную мыльную оперу. Только костюмированную. Конечно, не «Бедная Настя», но близко.
Просматривая «Белую гвардию», снятую Сергеем Снежкиным, я почувствовал, что нынешним людям просто трудно воссоздавать ТУ эпоху. Недостаточно читать замогильным голосом закадровый текст, заполняя пустоты сценария, чтобы передать трагизм гражданской войны. Мало нацепить белогвардейскую фуражку, чтобы стать белым офицером в глазах зрителей хотя бы на сорок с лишним минут, пока длится одна серия. Сценой с вырезанием погон петлюровцами на плечах пленного юнкера нельзя восполнить отсутствие актерской харизмы и понимание того, ЧТО они играют. Даже морг, заваленный трупами, не способен возместить режиссерский и продюсерский провал.
Чем брал Владимир Басов в «Днях Турбиных» 70-х? Актерами и своим жизненным опытом фронтовика Великой Отечественной. Басов чудом выжил во время Второй мировой, потому ему было легко понять и передать, что пережили булгаковские герои — люди Первой мировой и гражданской. Когда Басов впервые появлялся в доме Турбиных со своим изрезанным глубокими морщинами лицом, ты не просто верил, что он чуть не отморозил ноги на позиции, ты сочувствовал ему! Басову не нужно было гоняться с шашкой за домашней птицей, как это делает Пореченков. Он мог играть одними интонациями голоса и уставшими глазами. Ему было ЧЕМ играть.
Недаром Михалков в «Сибирском цирюльнике», чтобы изобразить юнкеров, селил актеров в военном училище и заставлял их жить повседневной армейской жизнью. Это помогало согнать жирок, подтянуться, привыкнуть к оружию и форме, выработать шаг, осанку. Буквально на всех исполнителях 8-серийной «Белой гвардии», если не считать Алексея Серебрякова, играющего полковника Най-Турса, плохо, кургузо сидят шинели и мундиры. Видно, что это люди глубоко не военные. И даже то, что Хабенский и Пореченков годами играют во МХАТе Турбина и Мышлаевского, не спасает положения. Оба они так и остаются двумя штатскими «шпаками», так и не выучившими, что шашка надевалась на портупее ПОВЕРХ ремня, а не под ремень.
Лишь бы побыстрее! Думается, что и на роли в сериал они попали исключительно из технологических соображений. Почему бы не взять знакомую с булгаковским материалом актерскую пару прямо со сцены и не перенести ее с некоторыми усовершенствованиями, в телевизор? Но беда в том, что Хабенский и Пореченков (а я видел их не только в сериале, но и в пьесе «Дни Турбиных») могут претендовать на звание самых слабых Турбина и Мышлаевского за всю историю экранизаций знаменитой пьесы и романа Булгакова. Хуже сыграть просто невозможно, если это вообще игра.
И совсем уж загадкой для меня осталось, почему в самом начале фильма умирающую мать Турбиных играет молодая актриса, неубедительно «состаренная» гримерами? Лежит маман — конфетка. По виду ровесница Хабенского, который по сюжету приходится ей сыном — и отдает Богу душу. Вопрос: кого надо было на роль матери пристроить? Чью «полезную» женщину? Ах, это заслуженная артистка России Ксения Павловна Кутепова! И впрямь ровесница! Она 1971-го, а Хабенский — 1972-го года рождения. Удивительные мамаша и сын! Что же это режиссер Сергей Снежкин так прокололся? Неужели на всю Россию одной подходящей пожилой дамы не нашлось, чтобы она перед смертью кокетливо глазами в камеру не блестела?
«Индейцы». Петлюровцы благодаря русофобским фантазиям авторов сериала носят «ожерелье» из отрезанных погон русских офицеров
Из актерских работ можно отметить только одну — броневик замечательно сыграл роль броневика. Стальной, громкий, отлично выкрашенный, с пулеметом. Эффектно демонстрирует заклепки на броне. Стреляет без осечек. Уверен, появится еще во многих фильмах о гражданской войне и революции — уж больно хорош на фоне самозваных белогвардейцев из московских театров! Но можете представить уровень режиссуры и актерской игры, если их одной пулеметной очередью переигрывает эта железяка.
А теперь об исторической достоверности. Особо подчеркну, что не буду придираться. Я готов закрыть глаза на очень и очень многое, зная, как трудно снимать костюмированные фильмы, пытаясь отобразить время даже столетней давности. Но элементарные вещи и сценаристам супругам Дяченко, и режиссеру Сергею Снежкину о «днях» Турбиных следовало бы знать.
В самом начале сериала звучит закадровый текст: «Декабрь стремительно подходил к половине… 18-му году скоро конец… Что в это время происходило в Киеве, никакому описанию не поддается. Пока что можно сказать одно: по счету киевлян, у них уже было 18 переворотов». Какая глупость! Этот текст бездумно передран с некоторыми «усовершенствованиями» из очерка Булгакова «Киев-город». Причем без понимания того, что и куда передирают. Так студент-двоечник компилирует курсовую работу. О 18 переворотах Булгаков писал, имея в виду ВСЮ гражданскую войну. На момент же подхода к Киеву Петлюры переворотов в городе было только шесть — в феврале 17-го царя сменило Временное правительство, власть Временного правительства в Киеве, как и по всей России, свергли большевики, их — Центральная Рада, Центральную Раду — снова большевики, большевиков — выгнали немцы, вернув Центральную Раду, а ту, с разрешения тех же немцев, сверг Скоропадский. Вот в этот момент к городу и подошел Петлюра! Все это авторы сценария представляют очень слабо, не зная об эпохе практически ничего, кроме того, что в детстве увидели в кино. Поэтому тот же закадровый голос вещает у них, продолжая тему сценарных ляпов: «Под конец года плотными серыми шеренгами в город вошли немцы… К власти пришел Павел Петрович Скоропадский»… Но немцы пришли в Киев не в КОНЦЕ 18-го года, а в его НАЧАЛЕ — в марте! Большим специалистам по фентези супругам Марине и Сергею Дяченко следовало бы понимать, что они имеют дело все-таки с историей, а не сказкой, где действие происходит в некотором царстве, некотором государстве в незапамятные времена.
Почему, скажите, в начале сериала в доме Турбиных наряжают елку? Елена спрашивает: «Я не помню, звезду в начале надо надевать или в конце, когда елка уже убрана? Мама как делала?» Лена, звезду вообще еще рано надевать — до Нового года почти месяц! Петлюра взял Киев с 13 на 14 декабря 1918-го, а у вас он еще только стоит на подступах к городу! И во дворце Скоропадского елку тоже наряжать пока рано, как это придумали плохо разбирающиеся в датах создатели фильма. И адъютанты гетмана не могут на елку цеплять шары — это не адъютантское дело, а лакейское! Не по чину им!
Юная мама Турбиных в сериале на год старше своего экранного «сына» Хабенского
Полной глупостью звучат слова, вложенные Дяченками в уста гетмана о 400-тысячном войске Петлюры, подступившем к городу. В реальности под Киевом оно не насчитывало и 40 тысяч! Не было у гетмана «батальона личной гвардии». Был — конвой. Не мог сказать докладывающий гетману генерал: «Полковник Болботун вместе с 1-й дивизией сечевых стрельцов перешел на сторону Петлюры», так как в армии гетмана был только ОДИН ОТРЯД сечевых стрельцов, с восстания которого в Белой Церкви и началась петлюровщина. С какой радости некий забулдыга, похожий на бородатого дворника, обращается к полковнику Най-Турсу с очередным фентезийным спичем: «Разрешите представиться, лейб-гвардии Ее Величества 16 уланского Нижегородского полка поручик Заманский»? Нижегородский полк был не уланским, а драгунским, в гвардии никогда не состоял (располагался вообще на Кавказе вдали от любых столиц!), носил не 16-й, а 17-й номер и был не «Ее Величества», а «Его Величества» — то есть имел шефство не императрицы, а императора. Всего одна фраза, и сразу четыре глупости. Не нужно экономить на военных консультантах! Смеяться будут!
И уж совсем бредом выглядит сцена, в которой полковник Козырь-Лешко с петлюровской кавалерией смотрит на Киев с левого берега через Днепр и объясняет своему ординарцу расположение звезд на небе. Петлюровцы пришли в Киев не с Востока, а с Запада. Они брали город через Брест-Литовское шоссе (теперь проспект Победы), Куреневку и Демиевку (нынешняя Московская площадь), а единственная речка, которую им нужно было форсировать, это Ирпень, а не Днепр. Стороны света перепутали, «астрОномы»! Так у вас скоро немцы в поход на Украину из-за… Урала начнут вылезать.
Кто виноват? Петлюровцы, показанные в сериале, не имеют отношения к булгаковским. Это просто злобные «орки» на конях. Они говорят и делают то, чего ни в романе, ни в пьесе не говорили и не делали. Это не Булгаков, а его извратители вложили Козырю-Лешко фразу: «Церкви оставить, а все остальное — снести. Нельзя в городе воевать. Воевать надо в степи». И они же в ответ на вопрос стенографистки: «На каком языке мне дальше стенографировать?» заставили гетмана орать: «На собачьем, сударыня! На собачьем!» Это не Булгаков, а, видимо, главный продюссер сериала так самовыразился! А чего стоит шутовская сцена обязательного исполнения украинского гимна в кинотеатре перед показом (не было такого в гетманской Украине!) и фраза (тоже не булгаковская!), вложенной Елене: «Какая страшная страна Украина!»
Так и хочется сказать: какой все-таки страшный человек Александр Роднянский — бывший владелец самого «украинского» канала, перебравшийся из Киева в Москву и из «певца» национализма превратившийся в такого же «певца» шовинизма. Роднянский — это Шполянский нашего времени, высмеянный настоящим Булгаковым в романе! Как цинично выглядят все эти фразы по поводу украинского языка и Украины в сериале, спродюсированном человеком, который на украинском канале занимался именно «украинизацией» всего и вся, доходившей до абсурда. Что Роднянскому над Булгаковым поиздеваться? Как два пальца, извините, это самое... Главное, кассу снять, ничем не рискуя — осваивая теперь уже российские бюджетные деньги и, разжигая ненависть между Украиной и Россией, наживаться на этом адском огоньке.
Все неудачи и мерзости «Белой гвардии» Роднянского, на мой взгляд, связаны именно с личностью продюсера. Это он выбирал посредственного режиссера Снежкина. Это от него зависел кастинг актеров и утверждение сценария. Ему хотелось бы теперь остаться за кулисами, подставляя других под шквал критики. Но винить за все это юродство нужно именно Роднянского. Он заслужил этот позор по праву.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.