Правила жизни знаменитых фотографов: о себе, звездах и обнаженной натуре...
Правила жизни знаменитых фотографов: о себе, звездах и обнаженной натуре...
Известных людей мы видим глазами фотографов. Некоторые из них сами по себе суперзвезды. Винсент Петерс, Паоло Роверси, Камилла Акранс, Антон Корбайн и Ранкин рассказали Elle o том, как заставить знаменитость обнажить перед камерой не только тело
Винсент Петерс
Немецкий фотограф, 43 года.
Мастер фотодрамы. Перед объективом его камеры обнажались Шарлиз Терон, Моника Беллуччи, Летиция Каста, Хелена Кристенсен, Наталья Водянова и Адриана Лима
Почему самые красивые женщины мира соглашаются раздеться перед моей камерой? Вы знаете, я человек прямой. Надеваю широкую улыбку и говорю: «Давай сними это немедленно». А они мне: «Ой, право, вы такой извращенец. Может, не надо?» А я: «Ну ладно тебе, что я там не видел?» Главное, не умничать. Не нужно вводить девушку в заблуждение. «Хочешь посмотреть мою коллекцию дохлых бабочек?» – кто в это поверит?! «О'кей, детка, поехали ко мне» – совсем другое дело. Ты должен быть уверен в себе.
01.
Наталья Водянова, фотограф Винсент Петерс. 2008 год
• Однажды я снимал Шарлиз Терон. Из одежды на ней была только простыня, она держала ее перед собой. Я сделал шаг в сторону, просто потому что оттуда свет падал лучше, и Шарлиз тут же отреагировала: «Если вы собираетесь снимать с этого ракурса, я немедленно надеваю трусы». Но на самом деле она хотела сказать: «Я тебе доверяю, мы нормально работаем, но не нужно меня использовать». Я думаю, то же самое переживает журналист, когда общается со знаменитостью. Ты можешь быть грубым и настойчивым, крайне неудобным в работе и в конечном счете получишь ответы на каверзные вопросы. Возможно, их даже опубликуют. Но ты больше никогда не увидишь эту звезду, и тебе не удастся поговорить с ней по душам.
• Я встречаю человека и буквально с первых минут общения понимаю, сработаемся мы или нет. Помню, я снимал U2, и, когда мы закончили, Боно подошел ко мне и сказал: «Пойдем выпьем». И мы пили... скажем, чай три или четыре часа. С Моникой Беллуччи тоже сразу сложилось. Я сделал несколько картинок и показал ей результат. Она поняла, что у меня есть определенное видение, и доверилась мне.
• С женщинами работать проще. Они чувствуют себя комфортно перед камерой, и это упрощает процесс. Мужчины, особенно те, что работают в Голливуде, зациклены на собственном имидже. Да и вообще, с мужиками трудно – ты же не будешь их соблазнять. Приходится ими руководить.
• Я работал с молоденькими моделями, но потом принял для себя решение, что буду иметь дело только с «возрастными». С ними элементарно интереснее. Вы знаете, была раньше такая тенденция – приглашать на съемки исключительно 16-летних русских моделек. Но я понял, что это не для меня. Я работаю с теми, кому уже около 30 или даже больше, – например, с Хеленой Кристенсен или Натальей Водяновой. В каком-то смысле с ними сложнее. 15-летней старлетке все кажется забавным. А когда работаешь со звездой... Скажем так, они смеются совсем над другими шутками.
• Однажды я снимал известную актрису – не хочу называть ее имени, – и она пришла на съемку в очень, ну просто очень обтягивающем платье. Под ним было видно все. Она встала в кадр, и я, чтобы разрядить обстановку, заметил: «Какое миленькое маленькое платье!» Актриса резко обернулась и ледяным тоном произнесла: «Что вы сказали?» В студии повисла гробовая тишина. Я пожал плечами и ответил: «Да нет, ничего». Забавно, если бы на ее месте была молоденькая, никому не известная актриса, все дружно посмеялись бы над шуткой.
02.
Моника Беллуччи, фотограф Винсент Петерс. 2010 год
• Нельзя показывать звездам, что ты их преданный фанат. Ты должен быть для них если не авторитетом, то равным по статусу точно. С другой стороны, надо дать им понять, что ты уважаешь их талант и личное пространство. Это тонкий момент. Ты как бы говоришь: «Эй, я знаю, кто вы такой, но я тоже не лыком шит». Если они видят, что ты очередной восторженный идиот, который сейчас падет ниц и рассыплется в комплиментах, ты им быстро наскучишь и они перестанут тебя уважать.
• На обнаженную натуру все реагируют по-разному. Некоторые знаменитости изначально настроены консервативно, другие только делают вид, чтобы проверить тебя. Одна актриса рассказала на съемке анекдот про жесткий садо-мазо секс, чтобы понаблюдать мою реакцию. От неожиданности я завис, а потом уточнил: «Я что, должен рассмеяться?» Понимаете? Они тоже играют, развлекаются. Иногда просто от скуки.
• Люди мне доверяют, это важно. Они говорят: «Ключевые решения за тобой». Мне кажется, отчасти дело в том, что есть вещи, которые звезды просто не хотят знать, им проще переложить этот груз на чьи-то плечи. То, какими мы себя представляем и какие мы есть на самом деле, – суть две большие разницы. Многие актеры не смотрят фильмы со своим участием. Если на съемочной площадке вы повернете монитор режиссера и актеры увидят, что они делают, они автоматически начнут играть хуже. То же самое с зеркалом. Там, в зазеркалье, живет немного другой человек. Говорят, что, если в помещении много зеркал, воришке сложнее что-то украсть – он видит свое отражение, движения, которые совершает, и начинает конфликтовать с самим собой.
• Цифровые технологии перевернули мою работу с ног на голову. Съемочный процесс стал более динамичным и менее интимным. Когда я снимаю на пленку, в мире существуют только два человека: я и модель. Когда беру в руки цифровой фотоаппарат, наш личный мир рушится, становясь доступным миллионам людей. Фотосессия – это интимный процесс. Особенно для людей, которых снимаю я.
03.
Хелена Кристенсен, фотограф Винсент Петерс. 2008 год
• Как-то я работал с Джеком Николсоном. У этого человека повышенный градус цинизма, что делает его таким, какой он есть. Он наслаждается собственным циничным настроением, снимать его одно удовольствие. Но сам он выше всех этих фотосессий и интервью, его не волнует, как он получается на фотографиях. Именно поэтому действительно хороших портретов Николсона крайне мало.
• Я фотографирую людей, которые подписались служить источником вдохновения для других. В реальности они могут месяцами сидеть дома на диване и глотать горстями антидепрессанты – и все равно олицетворять идею той жизни, о которой мечтает каждый человек на этой планете.
• Все очень просто: у меня не работа, а сказка. Когда я говорю друзьям, что снимал Джека Николсона, они завистливо вздыхают: «Ты счастливчик». Недавно я смотрел анонс передачи «Лучшая работа в мире». И одним из первых в рейтинге значился Рассел Джеймс – фотограф, который снимает «ангелочков» Victoria's Secret. Его работа заключается в том, чтобы фотографировать в разных ракурсах Адриану Лиму. Разумеется, окружающие говорят: «Да ты в сказку попал, чувак!» На самом деле ты делаешь то, что умеешь. Это твое призвание, ты просто не можешь заниматься ничем другим. Но со стороны все видится иначе. На самом деле лучше абстрагироваться от общественного мнения, иначе диссонанс между твоими личными ощущениями и общественной верой в сказку однажды добьет тебя. Все сотрудники «сказочной» индустрии испытывают колоссальное моральное давление. В результате мы имеем армию моделей, которые сидят по своим номерам в отелях и ждут кого-то, кто спасет их от них самих и подарит ту самую обещанную сказку.
Паоло Роверси
Итальянский фотограф, 64 года.
Автор рекламных кампаний Armani, Hermes, Lanvin, Kenzo, Vera Wang. Серия Nudi признана одним из самых чувственных творений фотографа
Это случилось в 1980 году, в день, когда я должен был снимать модель Инес де ля Фрессанж. Она пришла ко мне в студию, мы решили сделать обыкновенный портрет. Потом я попросил ее раздеться, и она снимала одну вещь за другой, пока не оказалась полностью обнаженной. Я выставил свет и сфотографировал ее на белом фоне. Тени смоделировали фигуру, оставив при этом выразительным лицо. Потом я сделал еще одну такую фотосессию. И еще одну...
• Моделям нетрудно обнажаться в кадре, они к этому привыкли. Некоторые, конечно, отказываются. Под разными предлогами: «Мой бойфренд против» или «Я стесняюсь». Иногда они говорят решительное «нет», а через полгода соглашаются. Критериев отбора не существует. Разве что, когда модели меньше 18 лет, перед съемкой я обязательно звоню ее родителям. Летицию Каста снимал, предварительно договорившись с ее мамой.
• Глаза для меня самая притягательная, выразительная часть тела. Даже когда они закрыты. Если фотографу не удалось поймать правильный взгляд, кадр будет неудачным.
• Одежда – это важно. И не только в fashion-фотографии. Стилист может стать настоящим психотерапевтом. И спасти человека в, казалось бы, безвыходной ситуации.
04.
Фотограф Паоло Роверси - Стелла Теннант, 1993 год. Кейт Мосс, 1994 год
• Я не из тех, кто постоянно таскает с собой фотокамеру и снимает, снимает, боясь упустить момент. Когда-нибудь я издам книгу, состоящую из картинок, которые так и не сделал.
• Я стараюсь убрать все лишнее из кадра, отбросить маски, которые люди используют для выражения чувств. Когда возникает эта внешняя пустота, внутреннее содержание выходит на передний план.
• Сейчас каждый может стать фотографом: берете камеру, фотографируете и выкладываете кадры в интернете, где у любого человека огромная потенциальная аудитория. Эта штука (показывает на iPad в руках журналиста) меняет все.
• Однажды ко мне в студию пришел человек и сказал: «Хотите, я покажу вам цифровую камеру?» – «А в чем ее отличие?» – спросил я. «Вы сразу увидите картинку!» Я только рассмеялся: «Удивили! Я 50 лет снимал на Polaroid».
• Все мои фотографии – про меня. Если ты делаешь свою работу честно, она всегда автобиографична.
• Под воздействием сильных эмоций я могу подбежать к человеку и закричать: «Стойте, не двигайтесь! Я хочу вас сфотографировать!» Часто люди пугаются, и тогда я вынужден объяснять: «Не бойтесь, я профессиональный фотограф. Я буду счастлив запечатлеть вас в кадре». Иногда, правда, они убегают в ужасе, так и недослушав.
Камилла Акранс
Шведский fashion-фотограф, 37 лет.
Создавала рекламные образы для Missoni, Н&М, Jil Sander
Чувственность – одно из важнейших для меня качеств. Именно чувственность, а не романтизм. Наверное, поэтому все мои работы пропитаны ею.
• Как я доношу идею съемки до модели? Я сажусь перед ней на корточки и начинаю объяснять. Люблю работать со взрослыми моделями – такими, например, как Аня Рубик и Клаудиа Шиффер, – у которых достаточно жизненного опыта, чтобы понять тебя. Когда работаю с молодыми, стараюсь общаться проще. Ты объясняешь 16-летней девчонке, что она должна перевоплотиться в Джейн Биркин, а потом выясняется, что она понятия не имеет, кто это.
05.
Аня Рубик, фотограф Камилла Акранс. 2006 год
• На площадке мне нужны отношения. Чем теснее союз модели и фотографа, тем лучше получаются картинки.
• Я училась в художественной школе на графического дизайнера. Мне нужно было пройти стажировку, и я устроилась ассистентом к одному фотографу. И понеслось... В ассистентах я проходила семь лет, поначалу мне даже не платили, но это был мой выбор – я могла заниматься только фотографией.
• Мне неинтересна документалистика, настоящая жизнь, я не занимаюсь бытописанием. Только в fashion-фотографии я чувствую себе по-настоящему свободной.
• Помню свое первое большое задание – я работала 24 часа в сутки на протяжении двух недель. Когда я закончила работу и увидела счастливые глаза клиента, я поняла, что это была настоящая проверка. «Я смогла» – эта мысль придала мне уверенности в собственных силах.
06.
Клаудиа Шиффер, фотограф Камилла Акранс. 2010 год
• Я на протяжении многих лет работала в Лондоне и Италии, снимала для Wallpaper и Elle. Семь лет назад мне исполнилось 30, и я подумала: может, стоит переехать в Америку и посмотреть, смогу ли я там чего-нибудь добиться?
• Все эти интернет-штучки изменили индустрию. Сейчас тебе не нужна большая команда, чтобы придумать и воплотить в жизнь что-то достойное. Необязательно иметь дорогое оборудование. И мне это нравится. Похоже, в современном мире созданы все условия для того, чтобы творить свободно.
• Мне неинтересно снимать «правильно». Я вообще не знаю, что это такое. Как фотограф я начинала с чистого листа, не придерживаясь никакой традиции, не следуя ничьему примеру.
• В творчестве важно быть немного наивной. Делать то, что тебе самой интуитивно кажется верным, руководствоваться только своими чувствами.
07.
Клаудиа Шиффер, фотограф Камилла Акранс. 2010 год
Антон Корбайн
Голландский фотограф, 56 лет.
Неофициальный «летописец» истории культовых рок-музыкантов. До сих пор снимает на пленку и редко тратит на фотосессию больше получаса
Кадр может быть красивым, ярким, гламурным, но внешнего блеска недостаточно, чтобы передать замысел автора. Быстрой правды не бывает.
• Я не знаменитость. Я человек, известный в узких кругах. Знаменитость – это кто-то другой.
• Пыль, которую пускают в глаза звезды, больше не впечатляет меня. Со знаменитыми людьми я чувствую себя на равных. Это единственно верная стратегия в общении с ними.
• Разумеется, есть известные люди, которыми я восхищаюсь. В моей новой книге есть портрет Нельсона Манделы. Вот бы нам всем немного его мудрости.
• Я никогда не держу в голове план съемки. Возможно, некоторые мои кадры – например, как этот с Наоми и Кристи или с Кейт Мосс, где ее лицо закрыто маской, – покажутся кому-то странными. Мне все равно. Чужое мнение не волновало меня даже тогда, когда я был вынужден «обрабатывать» человека на протяжении двух лет, чтобы получить один-единственный кадр. Фотографии не обязательно быть идеальной, чтобы от нее захватывало дух.
08.
Кристи Тарлингтон, Наоми Кэмпбелл, фотограф Антон Корбайн. 1993 год
• Я долгое время жил в Лондоне, но недавно переехал. Купил дом в родной Голландии, рядом с морем. Жизнь здесь спокойнее, размереннее. В 1990-е годы в Лондоне было круто, весь «экшн» происходил именно там. Лучшие музыкальные группы выступали в британской столице, это было самое «козырное» место для того, чтобы делать карьеру. Помню, я 50 недель в году проводил в дороге. Я и сейчас много путешествую. И да, у меня есть билет до Лондона с открытой датой.
• Я совсем недавно построил свою первую студию. И, должен признаться, понятия не имею, что с ней делать.
• Я до сих пор не знаю, какова роль денег в том, чем я занимаюсь.
• Сфотографировав музыкантов из U2 вместе с их отцами, я хотел сказать, что, становясь взрослее, ты всегда перенимаешь привычки старшего поколения – так заложено генетически. Это одна из моих любимых тем: прошлое, настоящее, будущее в одной фотографии. (К слову, отец Корбайна был викарием в маленькой церкви на острове. Прим. Elle.)
• Я знаю, что меня считают «штатным» фотографом рок-звезд. Но мне больше нечего сказать в музыке. Не хочу заниматься тем, что мне было интересно 20 лет назад. Сейчас, встречаясь с ребятами из U2, я пожимаю им руки как друзьям, а не клиентам. Кажется, я наконец-то состарился.
• Да, я эгоцентрист. Большую часть времени я сфокусирован на самом себе. Однако интервью даю неохотно, для меня это необходимое зло. Так что давайте заканчивать. Простите, но мне необходимо подняться в номер, повязать другой шарф.
Ранкин
Британский фотограф, 46 лет.
Объектами его спорных эпатажных фотосессий становились Бьорк, Мадонна, Дэвид Боуи, Жюльетт Бинош, Дэмиен Херст и Елизавета II
Что я считаю воплощением радости и свободы? Прогулку с моими собаками в лесу. В этот момент я ощущаю настоящее, ни с чем не сравнимое, какое-то антивзрослое счастье. Просто смотрю, как они носятся друг за другом по лужайке, и млею. На самом деле это не моя, а их, собачья, свобода, но они заставляют меня улыбаться и чувствовать себя, знаете, удовлетворенным жизнью. Они радуются нашей прогулке при любой погоде – и в солнце, и в дождь. Ну и я вместе с ними.
• Эта фотография Бьорк для меня знаковая. В творчестве бывают невероятные моменты, когда в какую-то долю секунды весь мир концентрируется на тебе, чтобы помочь создать нечто совершенное. Поймать такой момент – самая большая радость для фотографа. Не скрою, приятно осознавать, что я свой шанс не упустил и реализовал заложенный во мне потенциал. И кроме того, мне посчастливилось заполучить такой объект для съемки. Благодаря Бьорк все встало на свои места.
• Это было редакционное задание журнала Dazed & Confused. Бьорк я снимал на обложку. Дело было в Америке, в районе Нью-Гэмпшира, в 1995 году. Если честно, я был совсем юным и «зеленым» и только-только начинал снимать. Мы вышли на улицу, чтобы сделать несколько пробных кадров. Я наводил объектив на Бьорк, которая бродила туда-сюда. На ней было нечто, сшитое из глянцевой, почти зеркальной ткани. Помню, я смотрел на ее наряд и думал: «Ничего не получится, кадры выйдут дерьмовые». И вдруг подул ветер и порывом растрепал ей волосы. Одна прядь упала на лицо, и я молниеносно щелкнул затвором. Это было время пленочных фотоаппаратов. Кадр я сделал, но не был уверен в нем на 100%. Правда, в голове крутилось: «Нет, он должен быть потрясающим». Я вернулся в Лондон, а какое-то время спустя привезли проявленные снимки. И я увидел ее: копна волос, почти полностью закрывшая лицо, радужка глаза – и ты все равно понимал, что перед тобой Бьорк. Вы понимаете, секунда. Нет, полсекунды. Это была настоящая проверка и невероятная удача.
09.
Бьорк, фотограф Ранкин. 1995 год
• Знаете, я как фотограф всю жизнь гоняюсь за солнцем. За рассветами и закатами. Пытаюсь заставить солнце работать на меня. Оно мой лучший друг и заклятый враг. А если говорить метафорически, самым солнечным моментом был первый поцелуй с моей будущей женой. Мы сидели в баре, я посмотрел в ее глаза и увидел в них доказательство того, что жизнь прекрасна.
© Elle Россия, июнь 2012
текст: Sven Schumann, Catherine Treethorn, Ольга Сипливая
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.