«Быть маленьким и большим одновременно - огромное достижение. И поэтому от него оторваться было нельзя, и поэтому он выделялся среди всех остальных», - вспоминает Валентин Гафт, сыгравший с Брондуковым в «Гараже».
Звезда «Афони»
Родившийся в русско-польской семье в селе Дубовая на Киевщине, он был наречён сперва Болеславом. Пророческое имя (страданий, боли и славы выпало на его долю немало) в регистрационной книге сменили на Борислав (его зачастую звали и просто Борис). Но судьбу не обманешь… Хоть он и пытался.
Вряд ли Брондуков снискал бы большой славы в своей первой профессии, когда, окончив Киевский строительный техникум, стал прорабом на стройке. Потом был завод «Арсенал», где он начал играть в народном театре. Доигрался до того, что поступил на кинофакультет Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого. У него не хотели брать документы, подсмеиваясь над несуразной внешностью, но ректор вуза Николай Заднепровский заступился за 23-летнего абитуриента: «Вы чего его гоните?! Да он станет знаменитым артистом! Я видел, как он играет в заводском народном театре».
Дебютировал Брондуков в 1962 году в картине Сергея Параджанова «Цветы на камне». Однако её ограничили в прокате. Мелькал в «Вие», «Опасных гастролях». В общей сложности сыграл более 30 ролей, пока не случился «Афоня». Поначалу фильм собирался снимать на Киевской студии им. Довженко друг Борислава - Леонид Осыка, который сразу отвёл Брондукову главную роль Афанасия Борщова. Но потом этот проект отдали «Мосфильму», им занялся Георгий Данелия. Афоней стал Леонид Куравлёв. Брондукову предложили эпизод. В итоге его Федул затмил главного героя, а игра киевлянина так впечатлила Данелию, что он дописал ещё несколько сцен с его участием.
«Самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав (его реплика: «Гони рубль, родственник!» - стала визитной карточкой фильма, а Афоней зачастую звали не Куравлёва, а Брондукова.) В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съёмок в ресторане (мы снимали его ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно, - вспоминал режиссёр. - А позже, когда снимали «Слёзы капали», я у себя в номере вдруг услышал, что кто-то в ресторане поёт французские песни. Спустился... Была поздняя осень, народу мало. На сцене с микрофоном в руке Брондуков поёт что-то из репертуара Ива Монтана. И это был уже не доходяга и алкаш Федул, а элегантный, пластичный и обворожительный французский шансонье».
Украшение «Зелёного фургона»
«Зелёный фургон»...
«Табор уходит в небо», «Гараж», «Осенний марафон», «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово», «Мы из джаза», «Спортлото-82» - перечень фильмов, которые украсил своим присутствием талантливый украинец, огромен.
«Поначалу я его побаивался. Дошли слухи из Киева, что он - взрывной, обидчивый. К тому же был после первого инсульта. Когда Борис приехал в 83-м на съёмки «Зелёного фургона» в Одессу, у нас долгое время проходила притирка, - вспоминал режиссёр картины Александр Павловский, снявший Брондукова также в своих лентах «Светлая личность» и «И чёрт с нами!». - Но потом, когда мы сдружились, он открылся как очень нежный, трогательный, застенчивый человек».
Во время съёмок Борислав, перевоплотившийся в трусоватого сельского милиционера Грищенко, много чего предлагал. Придумал купание с конём в плавнях (хоть там и было полно гадюк, заходил в одних кальсонах - и плескался), а также концовку, когда арестованный дезертир Грищенко чистит картошку на гауптвахте.
«Он играл очень трогательно и смешно, - делился Александр Ильич. - Причём смешной был не потому, что комикует, а потому что - абсолютно достоверен. Это та абсолютная достоверность, которая становится смешной. Как у Никулина, Папанова, Демьяненко. Брондуков из артистов того же ряда. Он был популярен по той же причине, что и троица Гайдая - Трус, Балбес и Бывалый. О таких говорят - «он наш».
Сыгравший в «Зелёном фургоне» главную роль тогда ещё не «расгардемариненный» Дмитрий Харатьян, признался, что Брондуков преподнёс ему важный урок, который запомнился навсегда.
«Мы каждое утро выезжали из гостиницы за город на съёмочную площадку. Я был молодой, беззаботный и безответственный, загуливал по вечерам, часто просыпал и опаздывал на автобус, в котором меня терпеливо ждали, - говорит Харатьян. - И когда это случилось в четвёртый раз, Борислав Николаевич, обращаясь ко мне, громко сказал: «Конечно… Тут сидят народные и заслуженные артисты и ждут вчерашнего студента, который позволяет себе так относиться и к коллегам, и к работе». Сделал это ироничным тоном, беззлобно, но так, что мне стало очень стыдно... С тех пор старался никуда не опаздывать и быть внимательным к своим старшим коллегам…»
Любовник и инспектор
... и «Приключения Шерлока Холмса».
Кинодраматург Виктор Мережко, хороший друг Брондукова, рассказывал: «Я всегда говорил ему: «Боря, у тебя тоненькие ручки, животик, займись собой...» Фигура ведь у него была не очень... Кто бы мог подумать, что он сыграет героя-любовника. Когда я работал над сценарием «Вас ожидает гражданка Никанорова», сам не мог подобного предположить. Тем не менее, даже «слава» «Афони» не помешала Бориславу убедительно сыграть человека, которого способна полюбить такая женщина, как героиня Наташи Гундаревой.
«Сцену его объяснения с героиней Гундаревой, когда он опустил голову, - то есть вроде обречён на неуспех, - считаю одной из лучших в кино, - подчёркивал актёр Александр Панкратов-Чёрный. - Ему голову трудно поднять, его мысли тяжелы… Он из-подо лба смотрит, а в глазах - боль, горечь, любовь, понимаете? Борю повторить невозможно. Это как в живописи - у каждого художника свой мазок. Вот и Боря был такой».
Самая долгоиграющая его роль - инспектор Лестрейд из сериала «Приключения Шерлока Холмса» (1979-1986). Персонажа из полиции Скотланд-Ярда Брондуков исполнил в 11-ти сериях киноэпопеи, причём везде разговаривал чужим голосом (его озвучивал Игорь Литвинов с «Ленфильма»; а после того, как случился первый инсульт, другим ролям дарил свой голос ещё и украинский артист Анатолий Юрченко).
«Есть сцена, когда мой Шерлок Холмс приходит под видом матроса, а инспектор его останавливает и, угрожая пистолетом, говорит: «Ты всё скажешь!» И когда Холмс снимает бороду и обнаруживает себя, Лестрейд вдруг начинал, как сумасшедший, хохотать, - делился Василий Ливанов, признаваясь, что был обескуражен такой - не прописанной в сценарии, но очень яркой реакцией Брондукова. - Он был блестящий импровизатор, и в этом смысле - опасный партнёр. Совершенно неожиданно мог так повернуть сцену, так сыграть, такой ход предложить уже во время съёмок, что нужно было быть всё время начеку».
Под крылом Ласточки
«Для меня мой муж - первый и единственный мужчина», - уверяла Екатерина Брондукова.
Настоящим ангелом-хранителем стала для Брондукова его супруга Екатерина. Они познакомились, когда ей было 18, а ему - 31. К тому времени Борислав Николаевич уже успел развестись с первой женой, которая оказалась психически больна. Сватом к отцу Кати Борислав заслал своего доброго друга, замечательного актёра Ивана Миколайчука.
«До свадьбы он меня не тронул, хотя мы даже ночевали в одной постели. Берёг! Боря такой мягкий, добрый, смешной был. Где-то даже блаженный!» - уверяет вдова Брондукова. Её, оставившую ради мужа карьеру актрисы, он дико ревновал и страшенно любил. Называл Ласточкой. Она подарила ему двоих сыновей, выхаживала после трёх инсультов. Последние годы жили в страшной нищете. С 1997-го, когда случился третий инсульт, Борислав Николаевич не разговаривал и практически не шевелился. Лишь после того, как сюжет о бедственном положении любимого актёра, снятый харьковчанами, был показан по НТВ, пошла помощь со всех уголков бывшего Союза и даже из дальнего зарубежья… Они были вместе 33 года. Екатерина Петровна выхаживала любимого до последнего. Умер он 10 марта 2004 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Рядом - могилы его друзей: Ивана Миколайчука, Леонида Осыки, нашего земляка Леонида Быкова… Уже после смерти Борислава Николаевича вдова написала книгу «Тринадцать исповедей», куда включила поэтические миниатюры и стихотворения Брондукова, большую часть которых он посвятил ей. По словам Екатерины Петровны, муж до сих пор снится ей. И каждый раз она не хочет просыпаться…
Андрей Питонов