Сердобольные граждане Азербайджана стали бомбить обращениями собственную прессу, правительство, а потом и российское телевидение. Стоит отметить, что памятник был практически не известен жителям других стран. Малоискушенный зритель вряд ли бы успел выхватить взглядом коварно размещенное в клипе изображение. Даже в Армении мало кто успел заметить в быстром мельтешении образов «Деда и Бабку». Но азербайджанские СМИ и внешнеполитическое ведомство растиражировали изображение памятника архитектуры и связали его с Нагорным Карабахом.
МИД Азербайджана потребовал от России убрать из ролика изображение памятника, который находится на территории Нагорного Карабаха и, значит, по официальной позиции Баку, не может быть в ролике, представляющем Армению.
Организаторам в Армении только в день конкурса стало известно о решении Первого канала не идти на конфликт. Соответственно, письма и обращения от различных армянских организаций, отправленные в последний момент, не помогли, и уже к началу конкурса стало ясно, что Дед и Бабка не появятся на экране. Объяснения, что памятник строил армянский скульптор, что Нагорный Карабах давно не является частью Азербайджана, отправленные на телевидение за несколько часов до начала конкурса, не возымели действия. Ролик был подвергнут монтажу.
Но армянская сторона не осталась внакладе. Во время объявления баллов позади армянской ведущей Сирушо на большом рекламном табло на фоне ночного Еревана светились «Дед и Бабка». Памятник оказался и на планшетке у нее в руках. Одним словом, два памятника вместо одного снятого. Возмущению азербайджанской общественности не было предела в этот момент. Как написала одна из потрясенных армянским коварством пользователей на азербайджанском форуме, «больше всего убил момент, когда Сирушо объявляла баллы и подняла свою карточку, а там была фотография того памятника. И когда они нам один балл дали, я просто умерла там».
Сразу после окончания голосования началась вторая часть информационной войны. На этот раз под ударом оказалась уже азербайджанская сторона — Армения перешла в контрнаступление, используя прокол Баку. Тем более что повод оказался весьма существенным с точки зрения правил проведения «Евровидения». Выяснилось, что во время трансляции в Азербайджане были замазаны номера, по которым можно было бы голосовать за Армению. Кажется, что мелкая пакость, но при этом – очень грубое и серьезное нарушение правил конкурса. Армянская сторона уже обратилась к организаторам. Согласно сообщению руководителя проекта голосования Общественной телекомпании Армении Рубена Мурадяна, «в оргкомитет конкурса «Евровидение 2009» направлена соответствующая жалоба с требованием наказания азербайджанского вещателя».
Чем закончится рассмотрение этого дела – пока не известно. Однако нежелание Ливана позволить своим гражданам голосовать за Израиль привело к тому, что страна была лишена возможности участвовать на конкурсе. Так что при последовательных шагах армянской стороны Азербайджан может оказаться перед лицом санкций со стороны организаторов «Евровидения». Как заявил «Росбалту» Рубен Мурадян, Азербайджану грозит как минимум штраф, как максимум – дисквалификация.
Скандал вокруг «Евровидения» только начал набирать обороты, как вдруг выяснилось, что азербайджанская сторона пошла на еще более интересный шаг, чем армяне со своей заставкой. Если памятник из Нагорного Карабаха еще можно с натяжкой назвать спорным, потому что на картах в Азербайджане НКР рисуют как часть своей территории, то с Ираном такие шутки не проходят. А как оказалось, на заставке, которая представляла Азербайджан, был в самом центре изображен Мавзолей поэтов в иранском городе Табризе, где похоронены знаменитые деятели персидской культуры: поэты, музыканты и т.п..
Армяне оказались не менее сердобольными и сразу поспешили обратиться в посольство Ирана в Ереване, обратив внимание на факт появления иранского архитектурного ансамбля в азербайджанском ролике. Молодежь принялась рассылать в иранские СМИ сообщения о том, что Азербадйжан, обвиняя других, сам присвоил иранское культурное наследие. Как заявила «Росбалту» одна из организаторов этой акции, в посольстве Ирана в Ереване уже заинтересовались этим сообщением и намерены обратиться к организаторам конкурса за объяснениями.
Одним словом, если для всех конкурс «Евровидение» закончился, то для армян и азербайджанцев только начинаются самые интересные и душещипательные аспекты шоу. Уже в ближайшее время будет видно, как далеко зайдет столкновение интересов и как к этому отнесутся организаторы конкурса.
Самвел Мартиросян