Роль Ибрагима Ганнибала в фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" можно назвать одной из самых заметных в кинокарьере Владимира Высоцкого. Но для самого актёра этот фильм стал одним из главных разочарований в его творческой жизни.
Съёмки фильма Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Фото Ковальского, июль 1975 года
"Арапа Петра Великого" режиссёр-постановщик А. Митта задумал сразу после фильма "Гори, гори, моя звезда", и сразу с ролью для Высоцкого. Практически фильм делался для него. По ходу дела в проект пришли французы, сказали, что в заглавной роли очень хочет сняться Гарри Белафонте, знаменитый американский певец, что вообще все чёрные спят и видят себя в этой роли. Митта ответил: подумаю. А им даже в голову не приходило, что русский режиссёр может упустить такой сказочный шанс. Они вложили деньги, где-то 1250 франков, перевели сценарий, наладили контакты... Приехали, и тут Митта заявляет, что будет сниматься Высоцкий.
"Они отвечают, что я полный идиот, - расскзывал А. Митт, - А я им объясняю, что проблема не в том, что Ибрагим чёрный, тем более, он эфиоп, а эфиопы совсем не чёрные, а смуглые. Проблема в том, что он российский интеллигент. Тогда есть и связь с Пушкиным. А если бы снимался чёрный, этот акцент просто бы не прозвучал... То, что Володя снимался в этой картине, полностью закрыло ей выход на мир. С точки зрения материально-коммерческой я потерял очень много – всё! Но мне даже в голову не приходило не то, что огорчаться – даже всерьёз обсуждать этот вопрос. Картина имела смысл только с Высоцким".
Съёмки фильма Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Фото Ковальского, июль 1975 года
Конечно же, Митта проводил фотопробы. Говорят, что очень хороша была проба Кайдановского. Но сам режиссёр, по его же собственным словам, делал их формально, по требованию худсовета - сценарий был написан под Высоцкого. Высоцкий же на роль Ибрагима Ганнибала согласился с радостью, сразу же принял активное участие в работе над фильмом, написал для него песни - "Разбойничью" ("Сколь веревочка ни вейся...") и "Купола". Но уже ближе к сдаче фильм сильно порезали - выкинули все песни Высоцкого, вырезали много сцен, изменили название.
Съёмки фильма Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Фото Ковальского, июль 1975 года
"Это весёлое и красочное кинопредставление с динамичным сюжетом, музыкой, танцами рассказывает историю Ибрагима Ганнибала – арапа Петра Великого, ограничиваясь при этом лишь несколькими эпизодами его жизни: дружбой Ганнибала с государем и его любовью к Наташе, дочери боярина Ртищева. И конец у этой истории, разумеется, счастливый", – так о выходе фильма сообщал журнал "Экран". Но Митта не собирался делать "весёлое и красочное кинопредставление". Таким фильм стал после перемонтажа. По словам режиссёра - из картины вырезали кульминацию, после чего трагикомедия превратилась в незатейливую комедию.
Съёмки фильма Александра Митты "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Фото Ковальского, июль 1975 года
В итоге и Митта, и Высоцкий оценили конечный результат весьма негативно. Вот что сказал Владимир Семёнович: "Вы знаете, это у меня особые счёты с "Арапом", потому что я собирался снимать совсем другое кино. Вот. И меня втравили в эту авантюру, сделали какую-то полуоперетту. Всё это было значительно серьёзнее и... и любопытнее".
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.