Откровенный фильм Верховена с Рутгером Хауэром. Турецкие наслаждения
23.12.2019
Фильм голландца Пауля Верхувена (обычно его называют Пол Верховен - В.З.), снявшего в главных ролях Рутгера Хауэра и Моник ван де Вен, выделяет необычайная откровенность и физиологичность многих сцен. Есть ли в нем что-то еще, кроме вызывающей провокационности, и почему этот фильм так полюбился зрителям?
"Мой первый фильм, "Турецкие наслаждения", добился успеха в Голландии, потом обошёл «Последнее танго в Париже» и «Кабаре» в Германии. Даже 25 лет спустя он всё равно шокировал зрителей. А я из Голландии, нас такое не трогает" (с) Рутгер Хауэр.
Молодой скульптор Эрик пытается добраться автостопом до Амстердама, но машины проносятся мимо. Наконец его подсаживает в свой автомобиль Ольга, девушка из обеспеченной семьи, и молодые люди легко и бездумно становятся близки, однако, эта встреча положила начало не просто кратковременной связи, а бурной страстной и откровенной любви.
В начале фильма Эрик выглядит циничным и неуравновешенным молодым человеком, не желающим притворяться и мириться с тем, что ему не по душе. Его образ даже может отталкивать зрителя своей эксцентричностью и предельной естественностью вопреки рамкам приличия, но постепенно становится ясно, что вся грубость и эпатажность молодого человека - защита своего чувствительно и доброго "я" от "свинцовой мерзости" жизни, в которой господствуют меркантильные ценности и ложь, и молодое бунтарство против мещанского затхлого мирка.
Название фильма переведено на русский язык, как "Турецкие наслаждения", хотя кое-где встречается и другое наименование "Турецкие сладости", что вернее. Турецкие сладости появятся лишь к концу фильма, ими Эрик угощает Ольгу в больнице, трогательно ухаживая за тяжелобольной девушкой. Все внешнее эпатажное отступило, и остались лишь две печальные души.
Рутгер Хауэр преображается, столько непередаваемой грусти в его глазах в последних сценах, поразительный контраст между чересчур раскрепощенным скульптором-хулиганом в начале фильма и тонко чувствующим, страдающим героем в конце.
Но красивых сцен много и по ходу ленты, красота и грязь чередуются, а в итоге красота все-таки побеждает, в памяти остаются Эрик с подбитой чайкой, влюбленная пара главных героев под проливным дождем под прекрасный грустный блюз Рогиера ван Оттерло и, конечно, попытки Эрика развеселить больную Ольгу.
Фильм создал режиссеру скандальную славу, но лента была признана лучшей в Голландии за последние 20 лет и номинирована на Оскар как "Лучший иностранный фильм". Оскара не досталось, но имя Верхувена стало известно в Америке, а через 10 лет и он, и Рутгер Хауер, и оператор Ян де Бонт перебрались в штаты.
Пауль Верхувен превратился в Пола Верховена и продолжил творить уже в голливудских декорациях, но соотечественники никогда не ставили ему в вину "бегство" в Америку, а в 1999 году фильм был удостоен звания лучшего голландского фильма столетия.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.