Когда шли поиски актёров на главные роли Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров. Среди них были Олег Ефремов,
Олег Ефремов в фильме "Случай с Полыниным" (1970)
Александр Лазарев,
Александр Лазарев в фильме "Вызываем огонь на себя" (1964)
Александр Белявский,
Александр Белявский в фильме "Четыре танкиста и собака" (1966-1970)
Валентин Гафт
Валентин Гафт в фильме "Дорога на Рюбецаль" (1971)
Режиссеру больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Роговой настолько пал духом, что во время полета в Ашхабад, где планировались натурные съемки, уговорил сниматься… пилота Леонида Козмерова. К сожалению (или к счастью?) Козмеров не прошел пробы: красавец-мужчина был начисто лишен актерских данных.
Тогда выбор пал на Василия Ланового, «сослуживца» Елены Добронравовой, которая была утверждена на роль Любы Трофимовой. Вот только и здесь режиссёра ждало разочарование - Лановой, как раз, совсем не горел желанием играть Варавву, и ответил отказом.
Вот как вспоминал он сам: "Честно признаюсь, поначалу я категорически не хотел в «Офицерах» сниматься, отказывался несколько раз. Совершенно не понимал, что там играть. Не представлял, как такой бесстрашный и мужественный герой, как Варавва, может быть всю жизнь безнадежно влюблен в жену своего друга? Так в жизни не бывает! То ли дело совершенно реалистичная, основательная роль Жоры Юматова! Но когда режиссер картины Володя Роговой объяснил мне, что Варавва – абсолютный романтик, несущий в себе образ настоящего русского офицера, я согласился".
Вот фрагмент другого интервью: "То, что мне удалось сыграть Ивана Варавву так, что тысячи юношей (а мне рассказывал об этом тогдашний министр обороны маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко) решили связать свою жизнь с армией, заслуга и режиссера Владимира Рогового. Он четко определил мою роль: «Василий, на тебе вся романтическая часть нашей трагической истории, ее свет, ее мечта. А реальность трагедии — на Юматове и Покровской». И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я, наверное, все-таки романтик. И по-прежнему верю в светлое начало в человеке. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих".
Кстати, у героя фильма Ивана Вараввы есть прообраз. Это поэт, драматург и журналист Иван Фёдорович Варавва. Борис Васильев познакомился с ним как раз, когда работал над сценарием "Офицеров". Ему очень тяжело давался образ второго офицера - казака. Получался какой-то солдафон. "Узнав, что я кубанский казак, - вспоминал Варавва, - он начал ко мне приглядываться, расспрашивать про судьбу, про то, как я воевал. Много чего я ему сообщил. И про своего деда Тихона рассказал, который на Гражданской бился. К примеру, историю о красных революционных шароварах. Дед воевал на совесть, так, что однажды во время боя его военная форма лопнула в интересном месте. Комиссар попался душевный и вечером на красноармейских посиделках наградил Тихона премией в виде новых штанов".
Иван Фёдорович Варавва
Про то, что "треп" с Васильевым войдет в сценарий военного кино-бестселлера, а его имя и фамилию дадут одному из героев - романтичному и лихому офицеру Ванечке, Варавва и не подозревал. И когда Борис Васильев пригласил кубанца в Москву на премьеру фильма "Офицеры", тот удивился: "А я при чем?" - "Так кино-то про тебя, я героя решил твоим тезкой сделать", - ответил Васильев
[источники...]
www.tvc.ru/channel/brand/id/76/show/news/news_id/1505
www.vokrug.tv/product/show/ofitsery/
www.wday.ru/stil-zhizny/novosty/film-legenda-kak-snimalis-ofitseryi/
www.rg.ru/2008/01/31/reg-kuban/filym.html