Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Песня "Постой, паровоз" и три фильма Гайдая

Сколько раз Леонид Гайдай использовал песню «Постой, паровоз» в своих работах? «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» помнят, понятное дело, все. Но песня эта звучала у него не только там.

В «Операции «Ы» эта песня появилась благодаря Юрию Никулину.

Гайдай хотел, чтобы в фильме была блатная, но при этом жалостливо-лирическая песня. И Никулин, собирающий не только анекдоты, но и песни, вспомнил и предложил именно эту. Гайдаю она понравилась, и Никулин с Вициным её спели.

Песня идеально вписалась, получился самый трогательный эпизод в истории трио Вицин-Никулин-Моргунов. Каждый из трёх персонажей чувствовал в этой песне что-то своё, личное...

Позже писали, что это был единственный раз, когда нам дали заглянуть в души троицы.

Песня пробудила в Бывалом воспоминания...

Песня пробудила в Бывалом воспоминания...

Кто написал "Постой, паровоз" - доподлинно неизвестно. В 90-е на авторство претендовали некие Николай Ивановский и Генрих Сечкин, каждый со своей отдельной лагерной историей. Но позже было доказано, что элементы текста использовались ещё в дореволюционных песнях, военных и казачьих.

Честно говоря, я не знаю, насколько подвергалась переделке мелодия песни. Композитор - Александр Зацепин, а большая часть музыки третьей новеллы фильма - это как раз всевозможные вариации музыкальной темы этой песни, от лирико-трагической (титры и кульминация боя на шпагах) до марша (финал картины). Если учесть, что остальные мелодии новеллы "Операция "Ы"- это обработка народной песни (на Зареченском рынке) и обработка "Баю-баюшки-баю", то, получается, что авторской музыки Зацепина в этой новелле нет, только аранжировки?

Кроме того, эта мелодия использовалась в фильме Василия Шукшина "Калина красная" (1974).

А сам Гайдай вернулся к «Паровозу» спустя двадцать лет. Правда, это было не в "большом" кино, а в сюжете киножурнала "Фитиль", в котором Гайдай активно работал в 80-е годы.

Сюжет называется "Ограбление по...". Действие происходит в "малине". Один из уголовников (Виктор Филиппов) в начале играет и поёт... "Постой, паровоз"!

Кстати, из снимавшихся в сюжете актёров Филиппов единственный, кто работал с Гайдаем в полнометражном кино ("Не может быть!", "Частный детектив, или Операция "Кооперация"), правда, это были эпизоды.

Других воров играют знаменитый Федоскин из "Большой перемены" Юрий Кузьменков и Анатолий Яббаров, которого можно вспомнить по роли подельника Доцента в "Джентльменах удачи".

И сюжет, кстати, немного напоминает "Операцию "Ы", только цели у героев другие.

Тема сюжета такая. Директор трикотажный фабрики (Александр Панкратов-Чёрный) приходит к уголовникам и предлагает ограбить свой склады, поскольку продукцию, хранящуюся там, никто не покупает. Но уголовники, узнав, что в качестве оплаты директор им предлагает саму продукцию (сколько смогут унести), отказываются и советуют ему "клепать дефицит".

Тогда было злободневно. Сейчас такая фабрика быстро закрылась бы...

А сюжет "Фитиля"... Пожалуй, если бы в титрах не значилась надпись: "режиссёр Л.Гайдай", никто, скорее всего, об этом ролике и не вспомнил...

Ещё песня "Постой, паровоз", вернее, несколько ноток её припева, прозвучали в предпоследнем фильме Гайдая "Частный детектив, или Операция "Кооперация". В самом финале, когда крутится земной шар с надписью "Кооператив "Земля". К чему там именно эта мелодия - не совсем ясно. Возможно, это как отсылка к другой "Операции" - которая "Ы"...

А здесь можно прочитать о том, как Гайдай придумал самое знаменитое кинотрио — Трус, Балбес и Бывалый - как они появились и почему их так зовут?

dom_pod_goroy


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.