От гения мультипликации - к гению кино! Уникальный режиссёр!
19.04.2020
Когда хотят назвать главного киносказочника советского экрана, обычно называют Александра Роу. И это совершенно справедливо — Роу остался непревзойдённым в этом жанре. Были и другие очень талантливые режиссёры, специализировавшиеся на сказках — Надежда Кошеверова, Борис Рыцарев, Михаил Юзовский... Но никто из них к Роу не приблизился.
Кроме одного постановщика, единственного, кого также можно назвать «королём киносказки». Он снимал по-другому, не так, как Роу, но оба они — великие гении.
Имя его — Александр Птушко. Сегодня — 120 лет со дня рождения этого прекрасного режиссёра.
Родился Александр Лукич Птушко в Луганске — для меня практически земляк. Сменив несколько профессий (в том числе и корреспондент газеты «Донецкая кочегарка»), он пришёл в кино.
Но это было не игровое кино. Начинал Птушко — с мультипликации. Причём не с рисованной, а кукольной, и в этом жанре проявил себя как уникальный новатор и экспериментатор. Он создавал куклы, специальные шарниры для движений, разрабатывал новые методы покадровой анимации.
Сначала работал как художник, потом — как режиссёр. Именно он сделал первый советский звуковой мультфильм «Властелин быта».
А в 1935 году Птушко создаёт «Новый Гулливер» — совершенно уникальный фильм, ставший явлением в мировом кино. Для Птушко эта работа стала и первым полнометражным мультфильмом (ещё и первым в мире), и первым игровым фильмом — потому что в нём реальный актёр был совмещён с кукольными героями. Приёмы и конструкции, придуманные и созданные Птушко в «Гулливере», потом активно использовались другими мультипликаторами. Экмпериментальным был даже звук — для речи лилипутов была разработана запись речи с разной частотой.
"Новый Гулливер"
Сняв после «Гулливера» несколько мультфильмов, Птушко снова создаёт фильм, в котором совмещались актёры и куклы, а также съёмка на разном расстоянии, дающая иллюзию разницы героев в росте — «Золотой ключик». Позже эту работу немного «отодвинули» мультфильм Иванова-Вано и Бабиченко и телефильм Нечаева, Буратино больше ассоциируется с ними... Но для того времени это был потрясающая картина!
В военное время Птушко работал на многих фильмах как режиссёр комбинированных съёмок. А после войны он вернулся к полноценной режиссуре и начал выпускать эпические игровые фильмы, уже совсем не относящиеся к мультипликации, но с применением комбинированных съёмок. «Каменный цветок» (1946) по сказам Бажова. Основанные на русских былинах «Садко» (1952) и «Илья Муромец» (1956). «Сампо» (1958), базирующийся на карело-финском эпосе «Калевала».
В первой половине 60-х режиссёрские работы были немного другими. Но они всё равно оставались сказками!
Романтические «Алые паруса» (1961) по Грину. «Сказка о потерянном времени» (1965) по Шварцу — кстати, единственный фильм Птушко на современную тему.
Можно добавить и «Вий» (1967) по Гоголю — вообще-то режиссёрами значатся Ершов и Кропачёв, а Птушко — лишь художественный руководитель, но именно он «спасал» фильм после того, как часть отснятого материала была забракована руководством «Мосфильма».
Финальными работами Александра Лукича стали экранизации Пушкина — «Сказка о царе Салтане» (1967) и «Руслан и Людмила» (1972). На съёмках последнего Птушко вновь давал волю своей безудержной фантазии — придумывал куклы, разрабатывал комбинированные съёмки, ставил масштабные батальные сцены... И был при этом болен — врачи разрешали ему работать не более четырёх часов в день. Фильм был заявлен как «национальный проект» и стал вершиной в творчестве режиссёра.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.