В раннем детстве среди моих самых-самых любимых фильмов особое место занимали две телевизионные картины, начинающиеся со слова «Приключения» — «Приключения Буратино» и «Приключения Электроника».
В раннем детстве среди моих самых-самых любимых фильмов особое место занимали две телевизионные картины, начинающиеся со слова «Приключения» — «Приключения Буратино» и «Приключения Электроника».
В каждой из них главным героем был персонаж, сделанный человеком — деревянный Буратино, вырезанный папой Карло, и робот Электроник, изготовленный профессором Громовым. И по совпадению (или это всё же не совпадение?) в обоих случаях мастера сыграл один актёр — Николай Григорьевич Гринько.
Бедный шарманщик и заслуженный деятель науки — люди разные. Но оба эти образа отличались внутренним светом и добротой — эти качества, хоть и присутствуют в литературных оригиналах, на экране усилились благодаря личному обаянию Николая Григорьевича.
"Приключения Электроника"
Думаю, что я далеко не единственный, кто воспринимает Гринько в первую очередь по двум этим сказкам. Но сам Николай Григорьевич был рад, когда его узнавали как исполнителя роли Антона Павловича Чехова в «Сюжете для небольшого рассказа».
Чехов, кстати, получился отличный. Гринько так вошёл в роль, что после съёмок долго не мог выйти из образа...
Гринько в роли Чехова
А мечтал он сыграть... Дон Кихота — это был точно его образ, под который он идеально подходил даже внешне, со своей худощавой фигурой и ростом 198 см.
И таки сыграл! Правда, не в экранизации романа Сервантеса, а в фильме-кроссовере «Приключение в городе, которого нет», где встретились персонажи разных произведений.
"Приключение в городе, которого нет"
Был одним из любимых актёров Андрея Тарковского (снялся у него в четырёх фильмах). А всего на счету у Гринько — 148 работ в кино, самого разного жанра, чаще эпизодические роли. И почти всегда персонажи — обаятельные, добрые и мудрые.
Конечно, его большое актёрское дарование позволило бы ему играть и противоположные образы, но, видимо, режиссёры больше стремились эксплуатировать те стороны таланта, которые были более близки личности Николая Григорьевича.
Благородный, честный, интеллигентный, порядочный - это всё о нём.
Актёр Гринько, кстати, потомственный - родился в семье актёров Рабоче-крестьянского передвижного театра. С детства он собирался продолжить дело родителей, но поначалу пришлось повоевать - началась Великая Отечественная война. Все четыре года будущий папа Карло прослужил стрелком-радистом. И лишь после войны стал работать в театре, причём образования актёрского так и не получил...
Но в том, что он - актёр от Бога, никто не сомневался!
Жаль, не реализовался в других ипостасях - Гринько написал два сценария, но они не были экранизированы...
А ещё жаль, что Гринько часто переозвучивали - как украинца. По-моему, у него была прекрасная речь, и особенного украинского говора не было. Как раз в "Буратино" и "Электронике" он говорит (и даже поёт) своим собственным голосом, и никакого диссонанса не возникает...
Сегодня — 100 лет со дня рождения Николая Григорьевича.
Память об актёре - его роли, ставшие воплощением доброты, света, внутренней культуры.
А какая его роль больше всего нравится Вам?
Николай Гринько и его супруга, скрипачка Айше Чулак-Оглы
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.