Откуда в иностранных фильмах, где есть русские, столько ошибок и нелепостей, почему нас играет кто угодно, но только не мы, и почему все славяне для них — Пушкины и Гоголи.
Откуда в иностранных фильмах, где есть русские, столько ошибок и нелепостей, почему нас играет кто угодно, но только не мы, и почему все славяне для них — Пушкины и Гоголи.
Бытовая ситуация: сидишь, никому не мешаешь, смотришь по телевизору (в кинотеатре) американский (или прочий иностранный) фильм, как вдруг откуда ни возьмись там объявляется русский персонаж. Все, вечер безвозвратно утерян... В глазах — праведное возмущение, на устах — недоуменно-нецензурное: «У них там что, нет нормальных консультантов?».
Неправильно практически все: славянские надписи (в хитовом «Превосходстве Борна» герой Мэта Дэймона листает паспорт российского образца, а там — сплошная абракадабра вместо привычных ФИО), военная форма — ну просто кошмар (в недавнем боевике «Подарок», где еще отметился в небольшой роли Гоша Куценко, у современных офицеров генштаба — кокарды советского образца. А вот еще случай — в картине «Второй фронт» у главного энкавэдиста на груди болтается медаль «За победу над Германией». Действие происходит в 1942 году. Ни дать ни взять, из будущего энкавэдист...).
Впрочем, все это детали. Если брать более глобально, то образ «типичного русского по-голливудски» имеет две крайности. Это или шкафоподобный детина с мордой полнейшего имбецила (последний фильм с Джеки Чаном «Шпион по соседству», где ему неумело досаждает карикатурная русская мафия). Или — утонченные интеллигенты — этакие современные Печорины, страницами цитирующие Толстого и Пушкина («Русские»). А эти дикие фамилии: генерал Гоголь, ученый Пушкин (все из похождений агента Ее Величества Джеймса Бонда) — в Голливуде верят, что путь в душу русского лежит через его литературу.
Отчего так получается? Вся эта дурость и безграмотность? На самом деле все просто. Чаще всего консультантами на подобных проектах выступают действительно русские.., но русские, которые никогда не бывали на своей исторической родине. Дети бывших эмигрантов, знающих о своей стране лишь по туманным рассказам родителей (примерно как наши украинцы, живущие в США и считающие себя едиными хранителями украинской культуры). В воображении которых Россия (сюда же густо примешивается Украина и Беларусь) — это страна снега, медведей, балалаек и коньков. Впрочем, надо отдать должное: если раньше русские были исключительно подонками, шпионами и убийцами, то теперь — это чаще всего думающие, хотя и очень вспыльчивые люди. Подверженные всплескам легкой агрессии, но при этом очень отходчивые и разумные (президент России в «Цепной реакции»), неприятные, но героические (летчик-пилот в «2012»).
Правда, это еще вовсе не значит, что теперь русских играют русские актеры. Их по-прежнему изображает кто угодно: словаки, хорваты, венгры и даже немцы. А все потому, что в сознании американцев плотно укоренилась мысль: русские не умеют работать — они пьют, а значит, срывают съемочный процесс. А кто захочет терять деньги по такой причине? Вот и играют нас все кому не лень...
НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ
«К-19» (США). Редкий фильм, в котором русские (моряки) показаны героями, ценой своих жизней предотвратив взрыв ядерного реактора. Неудивительно, что в США фильм провалился. Не спас положение даже Харрисон Форд, сыгравший капитана подлодки.
НАКАЧАННЫЙ И ГЛАДКОВЫБРИТЫЙ
«Красный скорпион», «Механик» (оба США). Дольф Лундгрен в роли русского солдата немногословен, жесток, выбрит. Что редкость — не пьет, а если пьет, то не пьянеет. Любит советский гимн.
РЫЖАЯ УКРАИНКА И ВОДКА ИЗ ГОРЛА
«Перевозчик 3» (Франция). Если верить Люку Бессону, то типичная украинка — рыжая и вся в веснушках. Для нее кровное оскорбление, когда ей говорят: «Ты — русская». При этом украинка не может без наркоты, а водочку хлещет, словно это лимонад, — прямо из горла.
В СТЕЛЬКУ ПЬЯНЫЙ, НО В ШАПКЕ-УШАНКЕ
«Армагеддон» (США). Классика жанра. В стельку пьяный русский космонавт (Питер Стормаре) на обледеневшей орбитальной станции дрейфует в вакууме в... шапке-ушанке. И не важно, что он спас американских астронавтов, а сам погиб (американцы вообще любят, чтобы русские гибли ради них), наши настоящие космонавты «шутку» не поняли: «Это же форменное издевательство над нами — плевок в душу». А скандальный Владимир Жириновский вообще призывал не пускать фильм в прокат, ибо «это наглая америкосская хрень».
КОВАРНЫЙ ФАНАТ БЛОНДИНОК И БОКСА
«2012» (США). Русский олигарх — фанат бокса: «Главное, чему тебя учат в этом спорте, — держать удар». Коварный, подлый, совершенно беспринципный. Любит молоденьких блондинок-дурнушек и своих свиноподобных детишек. Ради счастья отпрысков, готов даже умереть. Что, собственно, ему и удалось блестяще проделать ближе к финалу фильма.
Алекс Панченко
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.