Многие считают, что «Кавказская пленница» была дебютом Натальи Варлей в кино. Так писали и на открытках, и в сборниках из серии «Актёры советского кино». Но это не совсем так.
Многие считают, что «Кавказская пленница» была дебютом Натальи Варлей в кино. Так писали и на открытках, и в сборниках из серии «Актёры советского кино». Но это не совсем так.
Да, кинослава молодой, красивой, обаятельной и спортивной циркачки началась именно с этой комедии Леонида Гайдая, и эта роль так и осталась главной в её биографии.
Вот только дебютом роль Нины для Варлей не является. Её дебют в большом кино был в другом фильме, причём она чуть было не сыграла в нём главную роль!
Я говорю о фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Формула радуги».
Хотя «Википедия» указывает, что до этого фильма ещё была короткометражка «Новогодний праздник отца и маленькой дочери» (1962). Видимо, по рассказу Грина. Сайт «Кино-театр» про эту короткометражку не знает, там указан другой дебют — фильм-спектакль «День рождения Жени» (1964).
Сейчас эти работы сложно найти. Скорее всего, Варлей там снималась в эпизодах или даже в массовке, будучи студенткой циркового училища.
Сама Варлей своим дебютом называла именно «Формулу радуги». Это была первая полнометражная работа будущего создателя «Мушкетёров», работавшего на Одесской киностудии.
В этот период в Одессу на гастроли приехал цирк, и режиссёр, будучи поклонником циркового искусства, а также приятелем Леонида Енгибарова, пошёл на представление, где и познакомился с Варлей.
Наталья Варлей во время работы в цирке
Георгий Юнгвальд-Хилькевич:
«На проволоке с веерами танцевала изумительной красоты девушка. Я был потрясён её необыкновенной внешностью...
У Наташи были сияющие глаза, белые зубы, словно выточенный носик и персиковый цвет кожи. Очень длинные прямые ресницы и красивые губы, которые всем хотелось поцеловать...
В Наташе было столько обаяния, естественности, что я был сражён. В тот момент, когда я увидел Варлей, я понял, что эта внешность создана для кинематографа».
Трудно не согласиться с этими словами Юнгвальд-Хилькевича!
В общем, режиссёр решил снять Варлей в «Формуле радуги».
На главную роль к тому моменту уже была утверждена эстонка Маре Хелласте — красивая, но, как вспоминала Варлей, «медленная». Юнгвальд-Хилькевич захотел заменить её на Наталью, и Хелласте была отправлена обратно в Эстонию.
Маре Хелласте
Начали пробовать Варлей, делали ей разные варианты грима, причёски. Но чем больше красили, тем моложе выглядела Наталья. По словам режиссёра — не старше пятнадцати лет (на тот момент ей было девятнадцать). А героине по сценарию должно быть двадцать три года.
Юнгвальд-Хилькевич понял, что героини у него нет. Маре Хелласте уже в Эстонии. С Варлей не вышло. Надо срочно искать другую актрису, и в итоге роль сыграла Раиса Недашковская.
Раиса Недашковская в фильме "Формула радуги"
А Варлей сыграла маленькую роль, совсем эпизодическую — медсестру. Но съёмки в «Формуле радуги» всё равно стали для неё судьбоносными.
В съёмочной группе было несколько человек, работавшие с Гайдаем. Музыку писал Александр Зацепин, слова песен — Леонид Дербенёв. Они и рассказали Гайдаю, который никак не мог найти свою героиню, о Наталье. В Одессу на смотрины была выслана ассистентка, Татьяна Семёнова.
Н.Федорцов и Н.Варлей в фильме "Формула радуги"
Когда Варлей вернулась со съёмок в Москву, её ждала телеграмма — вызов на пробы в «Кавказскую пленницу».
Кстати, в «Формуле радуги» снимались и другие актёры, которые в скором времени снимутся в «Пленнице» — Фрунзик Мкртчян и Георгий Вицин.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Георгий Вицин на съёмках "Формулы радуги"
«Формула радуги», в отличие от «Пленницы», на экраны тогда не вышла — её положили на полку. Так что даже если бы Варлей и сыграла главную роль, то мало кто её увидел бы... Впрочем, честно говоря, даже если бы этот фильм и вышел тогда на экраны, он и близко не достиг бы популярности «Кавказской пленницы» — слишком разный уровень...
Позже Юнгвальд-Хилькевич пробовал Варлей на главную роль в «Опасные гастроли» (сыграла Лионелла Пырьева) и на Констанцию в «Мушкетёрах». Но на одной картине они всё же поработали вместе — «Весна двадцать девятого» (1975), причём Наталья там не только играла, но ещё и пела и танцевала.
P.S. Съёмочную группу «Кавказской пленницы» Юнгвальд-Хилькевич шутя предупредил, что они ему должны коньяк за Варлей.
И коньяк он получил!
Правда, Варлей утверждает, что он это сочинил. Как на самом деле было, не знаю, но пусть будет коньяк, так интереснее!
P.P.S. Наталью Владимировну - с днём рождения!
При подготовке статьи использовались материалы книги Георгия и Натальи Юнгвальд-Хилькевич «За кадром».
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.