Речь идёт о короткометражках, снятых для киножурнала "Фитиль", с которым тесно сотрудничал Гайдай в 80-е годы. Конечно фильмами их назвать слишком смело - это скорее мини-комедии. Но забывать о них тоже неправильно. Всего для этого сатирического киножурнала Леонид Иович снял 14 коротких фильмов. В принципе, для Гайдая это неудивительно, ведь в жанре короткометражек он работал и раньше. Более того именно они и принесли ему известность - после выхода знаменитых "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики" о Гайдае заговорила вся страна. Да и те же новеллы для "Операции "Ы" или "Не может быть" - чем не короткометражные сатирические сюжеты?
Во всех этих мини-комедиях он задействовал знаменитых комедийных актёров как из "своей обоймы": Михаила Пуговкина, Вячеслава Невинного, Леонида Куравлёва, Михаила Кокшенова, Натальи Крачковской, так и других, ранее у него не снимавшихся: Леонида Ярмольника, Пётра Щербакова, Александра Панкратова-Чёрного, Бориса Новикова, Юрия Волынцева.
Вот первый из его сюжетов для "Фитиля" - "Фамильная драгоценность" про стаховщика, пытающегося застраховать супругу клиента. Он вышел на экраны в 1981 году
Гайдай снял его как раз перед началом работы над "Спортлото-82". На главные роли были приглашены два актёра "из обоймы" - Михаил Пуговкин и Леонид Куравлёв
Следующие два сюжета сняты в 1983 году. И в них режиссёр уже вовсю эксплуатирует дуэт Пуговкин-Кокшенов, который сформировался на "Спортлото -82".
"Метаморфоза", первый антиалкогольный ролик Гайдая для "Фитиля"
и "Атавизм", про "несуна"
Активно работал Гайдай с "Фитилём" в 1986 и 1987 годах. За два года от Мастера вышло 8 короткометражек. Большинство из них было на антиалкогольную тематику. Как, к примеру, "За свой счёт", с Леонидом Куравлёвым и Светланой Амановой. про алкоголика в вытрезвителе
В сюжете "Неожиданное открытие" герои Михаила Кокшенова и Леонида Ярмольника балуются портвейном
В сюжете "Приспособился" герои Леонида Ярмольника и Вячеслава Невинного обманывают систему блокировки зажигания автомобиля при запахе алкоголя
А в следующем сюжете, "Сюрприз", с Куравлёвым и Кокшеновым про самогонщика, Гайдай выступил не только как режиссёр, но и автор сценария
Сюжет "Горько" с Борисом Новиковым и Михаил Кокшенов, про свадьбу, которую справляют как поминки ради алкоголя - последний антиалкогольный у Гайдая
В сюжете "Ограбление по..." с Александром Панкратовым-Чёрным и Юрием Кузьменковым Гайдай делает отсылку к своей "Операции"Ы", где руководитель подбивает троицу грабителей обчистить собственный склад.
В "Пальцем в небо" с Панкратовым-Чёрным и Волынцевым обыгрывается сюжет о прокладке туннеля с двух сторон. И если копающие не встретятся, то будет не один, а два туннеля
Не хватает двух - "Картинка с выставки" с Петром Щербаковым, где на открытии выставки новых товаров руководитель не смог перерезать ленточку взятыми со стенда ножницами. Помогла старушка, которая дабы не сорвать мероприятие протянула старые ножницы, доставшиеся ей от прабабки, и "Деловые игры", о котором мало что известно, кроме того, что он был снят в 1987 году и в нём снялись Александр Ширвиндт и Николай Трофимов.
Этих роликов я найти не смог нигде, видимо они либо не сохранились, либо до сих пор не оцифрованы.
Последние сюжеты для "Фитиля" Гайдай снял в 1988 году. Это "Неуловимый мститель" с Леонидом Куравлёвым и Татьяной Божок
И "Случай на птичьем рынке" с Ниной Руслановой, Натальей Крачковской и Михаилом Светиным
Больше с "Фитилём" Гайдай не сотрудничал. В 1988 году он начал работу над фильмом "Частный детектив, или Операция "Кооперация". А по окончании - над своим последним фильмом "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди"