Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Дмитрий Дикусар о танцах, личной жизни и карантине

Источник: vesti.ua

Дмитрий Дикусар: "В "Танцы со звездами" вернулся из-за близких". Хореограф рассказал, как выживает на карантине и какой проект мечтает осуществить.

— Дима, первое, что хочется узнать, как танцоры выживают во время карантина?

— Когда один источник чего-либо заканчивается, новый открывается. В отсутствие концертного движа я для себя открыл, что есть огромное количество людей, которые, пользуясь локдауном, начали заниматься онлайн. У меня сегодня появились клиенты, которые занимаются со мной по Zoom. Некоторые для этого даже специальные комнаты оборудовали. И я вам скажу, Zoom — это круто. Единственное, чего в этих занятиях не хватает, — нет тактильности. Я — тренер, который любит работать руками. Мне нравиться "лепить" танцора, "лепить" бедра, руки. Так быстрее мозг понимает. Но поскольку большинство принимает информацию аудиально и визуально, то занятия танцами онлайн — это абсолютно действенно и мощно работает. Поэтому сегодня я начал подумывать о том, чтобы открыть большую онлайн-школу. Это естественная перспектива с учетом того, что мы не знаем, как долго вообще карантин продлится.

— Идея такой школы в период локдауна — это здорово.

— Она меня вдохновляет. Я был бы рад осуществить формат, в котором бы мы все могли массово общаться. Благодаря Instagram я начал понимать, какая это страшная сила — соцсети и онлайн-пространство в целом. И поэтому я cтал относиться к своему контенту в том же Instagram очень аккуратно. И если уж что выносить в массы, то что-то путное.

— А дорогой урок у Димы Дикусара?

— Для Украины, для обычных людей, это дороговато. Однако существует рыночная цена, ниже которой я не могу опускаться, потому что в среде танцоров есть свое понимание градации цен и никто не демпингует. Я если бы и хотел давать уроки для людей дешевле, то не смог бы, потому что это просто неправильно. Цены устоявшиеся и не мной установлены. Я считаю, что цена урока танца от профессионала велика именно настолько, чтобы человек серьезно относился к той информации, которую он получает за 45 минут урока.

— Но я думаю, она должна быть посильна для тех, кто хочет заниматься танцами в качестве хобби.

— Вот почему я и окрылен идеей онлайн-школы. С ней цена занятий может быть гораздо ниже. Не бесплатно, конечно, потому что у наших людей есть такая установка — то, что "залетает" даром, цены не имеет. Когда ученик слушает какого-то заграничного тренера, который говорит полезные вещи через переводчика и берет за урок в десять раз дороже, для него эта информация становится очень значимой. И она гораздо важнее, чем та же информация от родного тренера, именно потому, что стоит дороже. Это все психология. Но при этом цена должна быть настолько доступной, чтобы человек имел выбор — либо три пачки сигарет, либо урок танца.

— Я слышала, в Грузии помимо постановок шоу "Танцы со звездами" ты увлекся кино.

— Да, снимал и клипы, и рекламные ролики. Из этого вылилась моя новая профессия — я уехал в Нью-Йорк, где учился на filmmaking и освоил режиссерское мастерство. Я сознательно не пошел на курс музыкального видео, потому что монтировал танцевальные клипы еще до учебы. Мне было интересно узнать, как понятно рассказать зрителю историю языком кино и как его снимать. Это реально сложно. Зато после Нью-Йорка я могу заниматься режиссурой легально, без ощущения, что я занимаюсь самодеятельностью.

— Почему ты решил учиться режиссуре не в Украине?

— Я интересовался этим вопросом и, к огромному сожалению, выяснил, что в институте им. Карпенко-Карого подготовка режиссеров достаточно слабая. Это при том, что операторы из этого института выходят великолепные. Операторская школа там серьезная, есть мастера. Поэтому я и выбрал New York Film Academy (Нью-Йоркская академия киноискусства). Там до меня учился мой друг, поэтому я о ней знал. 

— Ну, а что, собственно, мешало поехать в США. Язык ты знаешь, деньги есть...

— Самый важный этап — это перейти от желания к действию. И в этом смысле мне очень помогла Алена (Шоптенко. —Авт.), потому что мы в Америку ездили вместе. Она брала в Нью-Йорке танцевальные классы и очень круто "прокачалась" как танцовщица, а я — как режиссер. Один бы я, наверное, не поехал.

— Женщина, как известно, движущая сила карьеры мужчины.

— Я думаю, что это, наверное, самое ценное в женщине и стесняться этого не нужно. Главное, чтобы двигала она в нужную сторону. И наша общая поездка с Аленой в Нью-Йорк — это то, за что мы друг друга все время благодарим.

— Недавно прошла информация о том, что ты с бывшей женой Аленой Шоптенко хотя и развелся, но вы остались венчанными. Это проблема?

— Да нет. В церкви процедуры развенчания не существует. Так уже и будет. Тут другой вопрос — а если человек захочет второй раз венчаться? Оказывается, можно в церкви справку получить и совершать обряд во второй раз. Но это уже какой-то апгрейд под современность.

— На сегодняшний день сердце Димы Дикусара свободно?

— Я бы не хотел говорить о своей личной жизни. Мне кажется, что о ней сказано так много, что за всем этим не видно меня.

— Хорошо. Чем Дикусар, вернувшийся в статус холостяка, собирается удивлять мир?

— Я почему, собственно, поехал учиться режиссуре. Я хочу сделать танец героем своих фильмов. Просто однажды понял, что в прямом эфире телешоу ты не можешь выхватывать крупные моменты, не можешь выхватывать эмоции танца. А макросъемка хорошим объективом дает тебе возможность показать, как жилы вздуваются у танцора во время танца, как у него зрачки увеличиваются, когда он в агонию впадает, как по его лицу пот стекает, когда он делает усилие над собой. Возможность показывать людям историю насыщенно, ярко, эмоционально дают камера и хорошие объективы. А еще умение прыгать от суперобщих планов до суперкрупных. Умелый режиссер знает, как манипулировать вниманием людей в разных планах. Ты можешь придать каким-то вещам больше значимости, усилить танец хорошей раскадровкой, монтажом и хорошей цветокоррекцией. Да, вплоть до этого. Потому что мы не замечаем, как часто ловим удовольствие от вещей, которых не осознаем — это и цветовая гамма, это и эстетика линий. Неуловимые моменты, но в результате ты наслаждаешься картинкой либо нет. Безусловно, ничто не перебьет впечатление от живого танца, созерцания акта творения в моменте, потому что танец существует ровно столько, сколько танцует танцор. А когда тот останавливается — магия заканчивается. Но у меня есть возможность отснять тень танца, и это будет по-своему тоже очень хорошо.

— Я вот думаю, насколько были бы хороши "Танцы со звездами", если бы не было этих притянутых за уши скандалов и очень плоских шуток ведущих и реплик судей, которые, — это все понимают, — написали не очень талантливые сценаристы.

— У меня нет пока желания выражать мнение о проекте "Танцы со звездами". Но однажды я попросил сделать это своих подписчиков в Instagram, и это "разорвало" мой пост. Люди писали о том, что им нравится и что их раздражает. Я понял, что люди соскучились по хорошему контенту, им хочется любоваться красотой и эстетикой танца не с точки зрения "а давайте мы вам сейчас расскажем веселую историю", а с той точки зрения — когда ты глаз оторвать не можешь. Когда ты видишь, как талантливое проработанное тело, которое всю жизнь впахивало, передвигается в пространстве каким-то волшебным образом. Это завораживает, как горящий огонь. Оказалось, что людям, действительно, важно иметь возможность вдохновляться таким движением. Даже когда платье танцовщицы заканчивает поворот и совершает некое волнообразное движение — это завораживает человека.

— Тот контент, с которым ты собираешься прийти на телевидение, — это телешоу, где можно было бы и танцевать и говорить об этом?

— Я хочу научить людей "смотреть" танец и вдохновляться им. И это какая-то часть моей миссии в этой жизни. А тут уж все средства хороши. Человека, в принципе, нужно учить всему. Ведь, если вспомнить, в детстве мы не умели тасовать карты, каждый делал это нелепо и учился этому. Может, это не совсем уместный пример, но очевидный. И я хочу, чтобы моя программа была честной, потому что от фейков на ТВ людей уже тошнит. Хочу, чтобы люди в моем шоу говорили то, что думают. И это возможно, потому что у нас так много талантливых и сильных людей в Украине. А еще у меня есть талантливые друзья в Грузии и Франции, которых тоже стоит показать людям. Так что если проект будет, он будет интернациональным. Кроме того, не у всех талантливых танцоров есть возможность попасть на телевидение, не все проходят через фильтры продюсеров. И это нужно исправить. Главное, чтобы все мы были здоровы.

— Ты имеешь в виду Covid-19 и его влияние на легкие?

— Да. Потому что для спортсмена пораженные легкие — это конец. Так что нужно включать мозг, беречься и не надеяться на авось. Это касается абсолютно
каждого.

— А что касается фейков на ТВ, что ты имеешь в виду?

— Один очень серьезный американский креативный продюсер, которого мы приглашали на проект So you think you can dance (оригинал украинского шоу "Танцюють всі") в Грузию, рассказал, что ничто не убивает проект так, как overproducing. Я даже термина такого раньше не слышал. Это означает, что продюсерская команда шоу начинает создавать искусственные сюжеты. А поскольку большинство участников шоу — актеры посредственные, то выглядят эти истории неубедительно. Да, какую-то часть населения можно ввести в заблуждение, но огромную часть людей этим можно просто раздраконить.

Подмена реальной жизни красивой обманкой — эти подделки сейчас очень распространены в соцсетях. Люди недостаточно сильны, чтобы показывать правду, вот и выходит, что, например, некая образцовая семья с миллионами подписчиков в Instagram оказывается фейком, потому что муж просто избивал жену. Но ладно соцсети, но почему телевизионные продюсеры думают, что можно водить людей за нос?

— С новыми поколениями это уже не прокатывает.

— Люди хотят, как модно сейчас говорить, — "трушности", то есть настоящести. В этом смысле мне очень нравится Alyona Alyona, эта артистка в "Танцах со звездами" раскрылась потрясающе. Настолько она настоящая. Насколько ценна ее философия в песнях. Я ими иногда так заслушиваюсь, что повороты за рулем пропускаю. Alyona Alyona такая же настоящая в жизни — она не фейк. Ее философия актуальна и бесценна, потому что людям есть за кем следовать, потому что она ведет их к самореализации. В этом проекте я вообще открыл для себя много классных людей. Меня, например, поразил Олег Винник.

— Винник, я не ослышалась?

— Меня поразило его отношение к людям, то, насколько он воспитан, насколько человечен в своих поступках. Мне было приятно осознавать, что у нас остались еще офицерского склада мужчины из тех, что готовы защищать слабых, уважать женщин, быть галантными, не лезть в чем-то впереди других. Олег уверен в себе и не считает зазорным помогать слабым и вступаться за чью-то честь и иметь обостренное чувство справедливости. На Винника постоянно цепляют шаблоны, и ты уже воспринимаешь этого артиста как в кривом зеркале, а он — совсем не шаблон. Олег — человек с большим сердцем. Я думаю, что народная любовь к этому артисту абсолютно заслуженная.

На "Танцах со звездами" у Дикусара сложились отношения и с экс-супругой Аленой Шоптенко, и с Олегом Винником и со Славой из "НеАнгелов"

— А что касается твоих партнерш на "Танцах", господи, кого в этом списке только не было — и Билык, и Сумская, и Каменских, и Булитко со Славой из "НеАнгелов", и даже Альбина Джанабаева. Кто из них удивил тебя так же, как Винник?

— Не люблю никого ни с кем сравнивать. Но кем я был точно удивлен безмерно, так это Викторией Булитко. Я не знаю, откуда она берет эту энергию, но более положительно заряженного человека я не встречал. Она для меня была "маленькой атомной станцией". Признаюсь, я питался энергией от нее, потому что эфиры были сложными и их было 14 (!).

— Я слышала, что у тебя два высших образования. Ты — тренер по спортивным танцам и психолог. Что это в совокупности тебе дает?

— Компетенцию. Всякие бывают педагоги, но иногда бывает очень сложно переучивать ребят, которым попались тренеры-дилетанты. Им бы самим поучиться еще, чтобы не калечить людей. Я знаю, как неправильным подходом педагога можно сделать так, чтобы замедлить рост ребенка. Учась в институте физкультуры, я узнал, что, оказывается, есть много подводных камней в преподавании танцев, о которые я в своем детстве спотыкался, потому что мои педагоги не всегда были компетентными и образованными. Дети же — это растущее тело, и с ними нужно очень аккуратно. Меня, например, в детстве на танцах ставили в разные статические штуки, поэтому у меня сейчас хватает проблем со здоровьем. Отсутствие полноценной разминки перед тренировками — как такое можно было допускать? Тем более, что температура в зале иногда была +6. Мы сегодня на своих "шрамах" стараемся со своими учениками не делать ошибок. Спорт — суровая штука. Вы бы видели, в каких условиях сегодня занимаются балетные ребята.

— Думаю, что в Национальной опере же топят.

— Думаю, что только в ней и топят. А на сцене какие сквозняки — они вообще могут танцора убить. Мало кто из наших сегодня расскажет, что ему приходилось танцевать исключительно в теплых зальчиках.

— Скажи, а почему мама в детстве отвела тебя на танцы, ведь никто в семье не танцевал.

— Родители у меня медики, старший брат учился в художественной школе, а я танцевал, потому что меня потащила с собой на танцы одноклассница. Через месяц она ушла, а я остался навсегда. Мой тогдашний тренер Козлов Александр Васильевич не особо знал толк в технике танца, но он обладал красивой офицерской выправкой, у него была такая осанка, манеры, умение разговаривать — он был настоящим образцом для нас, семилетних мальчиков. У меня до сих осанка по образцу того тренера. Он привил нам уважение к женщине, никогда не забуду это его "берешь маленькую девочку за ручку и ведешь ее танцевать, потанцевал, отвел на место, где взял, и поклонился". Я и не вспомню больше педагогов, которые бы так учили относиться к партнерше. 

— Бальные танцы — штука дорогая. Расскажи мне, как твоя мама, работая простым фармацевтом, могла оплачивать эти уроки?

— Когда к нам в Одессу приезжали из Москвы маститые танцоры и давали уроки, все брали десять уроков, я брал четыре, но мне хватало. Моя мама не тратила так много, как другие, но это факт — вся ее зарплата уходила на мои занятия. Рисование брата стоило в разы меньше. Потому что бальные танцы — это дорогой вид спорта, в меня вложено очень много денег — и родительских, и моих личных. И еще сколько будет вкладываться, потому что я намерен продолжать. Два года назад ездил на танцевальные курсы в Израиль и получил там две недели прокачки от одного из лучших хореографов в мире — Охада Нахарина. Но это сейчас, а тогда мама просто видела, что мне нравится, что я этим горю, и выкладывала последнее без надежды на какие-либо перспективы в будущем.

— До того момента, как ты вернулся в "Танцы со звездами" в 2019-м, у тебя был большой перерыв в танцах, когда ты работал на проектах в других странах.

— Да, я не танцевал восемь лет. Потом ко мне пришло осознание — блин, в меня вложено столько сил, денег и веры, а я не показал достойный результат. Мои родные уже давно не видели, как я танцую. Моя маленькая племяшка — я подумал, что нужно показать ей, что дядя может. Так что моим главным аргументом возвращения в шоу "Танцы со звездами" были близкие. Я хотел этим выразить им благодарность. Мама очень любит, когда я танцую. А то, что и другие люди будут в восторге от моих танцев, я и не ожидал. Я забыл это чувство — когда тобой восхищаются.

— То есть наши "Танцы со звездами" вернули тебя миру как танцора?

— Ну да. В этом же шоу в Грузии я побывал на всех позициях, кроме танцора — был и продюсером, и режиссером, и хореографом, и с камерой бегал. Я этот проект до винтиков разобрал. Сейчас вернулся на "Танцы" в Украине как танцор, и эта нагрузка была почти ничем, по сравнению с тем, что мне приходилось делать, когда я отвечал за 12 пар одновременно. Им всем нужно было сделать постановку, всем нарезать музыку, придумать костюмы и декорации. Хотя, когда вернулся как танцор, пришлось сильно "разогнать" свое тело. Если бы не мой спорт, я бы не потянул.

Именно спорт вернул меня в вертикальную позицию. Потому что спина у меня настолько убитая за годы тренировок и проектов. Спорт дал мне силу, и когда я положил ее на свой танцевальный опыт и на пластику своего тела, то получил новые возможности. Мне сейчас самому интересно наблюдать за своим танцем со стороны. Иногда я не узнаю себя, потому что мой танец раньше был немножко другим. 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.