Великая актриса легко справлялась и с музыкальными комедиями, и с военными драмами.
Великая актриса легко справлялась и с музыкальными комедиями, и с военными драмами.
12 ноября исполняется 85 лет со дня рождения советской актрисы Людмилы Гурченко. Людмилы Марковны нет уже девять лет, но многие продолжают с интересом пересматривать фильмы с ее участием. Она была универсальной актрисой, поэтому прекрасно справлялась и с легкими музыкальными комедиями, и с тяжелыми военными драмами.
Родилась Гурченко в Харькове, после окончания школы поступила во ВГИК и переехала в Москву. Уже во время учебы снялась в пяти картинах, две из которых принесли ей большую популярность - "Карнавальная ночь" и "Девушка с гитарой". Всего Людмила Марковна снялась за 55 лет более чем в 120 кино- и телефильмах. Среди них много музыкальных бенефисов и мюзиклов. Во всех картинах актриса пела сама. Поскольку Гурченко была не только популярной актрисой, но и певицей, периодически появляющейся в эстрадных концертах. В итоге, у нее вышло 17 альбомов - шесть на виниле и 11 - на CD.
Фото: pinterest.ru
Карьера Людмилы Марковны была очень переменчивая: то на нее, как из рога изобилия, сыпались лучшие роли, то наступал период совершенно серых и безликих образов, которые не оставались в памяти.
Стоит отметить, что Гурченко являлась одним из главных секс-символов советского кино, а ее талия была самой тонкой среди всех советских актрис - 48 см. Поэтому почти неудивительно то, что замужем она была шесть раз. Среди ее мужей были артисты, режиссеры и продюсеры, самый известный среди них - Иосиф Кобзон, с которым актриса прожила три года.
А последним мужем актрисы стал кинопродюсер Сергей Сенин. С ним Людмила Марковна познакомилась на съемках фильма "Сексказка", снятого по мотивам рассказа Набокова "Сказка" в 1991 году. Он был моложе ее на 26 лет. Однако в 1993 году они поженились и были вместе уже до смерти Гурченко.
Умерла любимая миллионами актриса 30 марта 2011 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Фото: Vokrug.tv
На этих бессмертных картинах выросло не одно поколение. Они и сегодня продолжают радовать миллионы людей по всему Миру.
В 1956 году вышло сразу три картины с участием Гурченко: две прошли незамеченными, а музыкальная комедия "Карнавальная ночь" стала самым популярным фильмом года. Его посмотрело более 48,6 миллионов человек. Это была вторая роль в карьере актрисы и дебютная режиссерская работа Эльдара Рязанова. Непривычный для того времени формат картины в стиле праздничного концерта помог ей надолго стать одной из самых популярных новогодних лент. Гурченко исполняет в нем три песни, каждая из которых становится хитом того времени. А песня "Пять минут" до сих пор является неким гимном Нового года.
Это первый фильм, который был посвящен Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. На главную роль продавщицы музыкального магазина пригласили Гурченко. Картину хоть и начали снимать еще до начала фестиваля, но потом художественный фильм превратился почти в документальный. В картине снимали делегации из разных стран - кто нашел время прийти на "Мосфильм", того и снимали.
В прокат картина вышла в 1958 году - повторить успех "Карнавальной ночи" не получилось, но и провала не было. Ее посмотрело более 33 миллионов зрителей. Однако газетные критики эту картину разгромили, несмотря на то, что снимал ее режиссер - дважды лауреат Сталинской премии - Александр Файнциммер. Причина была в том, что Гурченко не понравилась министру культуры и главе Госкино. Актрису упрекали в том, что она позволяет то, что непозволительно комсомолке - западные танцы и "верчение задом". Чиновники пообещали стереть ее имя отовсюду. С этого момента началась травля актрисы: в газетах вышли разоблачительные статьи о том, как юная актриса заболела звездной болезнью и позволяет себе разные излишества. Правда, снимать ее не прекратили, в некоторые годы у нее было по три-четыре картины. Но это уже были не всегда главные роли, а кроме этого, за ней закрепился штамп актрисы, способной играть только легкие и неглубокие роли.
После выхода этой картины отношение к актрисе изменилось. Драма была снята по сценарию Константина Симонова о журналисте-фронтовике, который в 1943 году приехал в Ташкент, чтобы навестить семью погибшего сослуживца и побывать на съемочной площадке фильма, снимавшегося по его очеркам. Режиссер фильма Алексей Герман рассказывал: "Двадцать дней без войны" - против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, - когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали все для фронта". Журналиста сыграл Юрий Никулин, а Нину Николаевну, в которую влюбляется его герой - Людмила Гурченко. На главную женскую роль перепробовали много прекрасных актрис - Аллу Демидову, Алису Фрейндлих. Но Гурченко, впрочем, как Никулина и самого Германа, выбрал Константин Симонов, который на тот момент был одним из самых влиятельных и авторитетных поэтов и писателей в СССР.
Благодаря картине Германа, Гурченко наконец-то стали воспринимать как глубокую драматическую актрису и вскоре последовало приглашение от Никиты Михалкова. В этой мелодраме, снятой по мотивам одноименной популярной в советские времена пьесы, Людмила Марковна играет одинокую женщину, которая сама воспитывает племянника, поскольку его родители погибли на войне.
Неожиданно в город приезжает мужчина, снимавший у нее до войны комнату. Он был влюблен в нее, но уходя на фронт, так и не признался в своих чувствах. Однако все же решил попробовать начать все с начала.
Благодаря этой картине Андрона Кончаловского, о Гурченко узнала вся Европа, поскольку в 1979 году фильм выиграл Гран-при Каннского кинофестиваля. Фильм состоит из четырех частей и длится более четырех часов. В возрасте почти 40 лет Гурченко здесь играет одну из главных героинь в разном возрасте - от юной девушки, до взрослой женщины.
В целом же фильм рассказывает о жизни двух семей в Сибири на протяжении полувека, начиная с 1907 года. Гурченко появляется во второй серии, действие которой происходит накануне начала Второй мировой войны, и линия ее героини ведется уже до самого конца картины.
Мелодрама Эльдара Рязанова, в которой Гурченко сыграла хамовитую официантку из привокзального ресторана - еще одно амплуа актрисы. В этой картине интересно наблюдать, как ее героиня постепенно меняется, под влиянием случайно оказавшегося в их городе и застрявшего в нем по ее же вине музыканта. За эту роль она получила несколько премий на разных кинофестивалях. Но главное - показала всей стране, что в 47 лет женщина может быть соблазнительна, влюбить в себя мужчину и радикально перевернуть свою жизнь.
У Гурченко в этом фильме роль второго плана, но она стала одной из самых запоминающихся в ее карьере. Романтичная разлучница, которая увлекается самыми модными и при этом бесполезными вещами, которые у простого мужика вызывают только недоумение. Ее красная шапка с помпоном, вычурная модная одежда на контрасте с обычной сельской семьей вызывали улыбку. Имя этой героини помнят не все, а вот фраза "сучка крашеная", как ее назвала жена неверного мужа, запомнилась.
Получить эту роль было не так уж и просто. Вначале ее должна была играть Вера Алентова, жена режиссера картины Владимира Меньшова. Но после того как он посмотрел пробы Гурченко, решил взять удар на себя и поменять актрису.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.