Советская Золушка Янина Жеймо — невероятная карьера, личная жизнь и трагическая любовь.
Советская Золушка Янина Жеймо — невероятная карьера, личная жизнь и трагическая любовь.
Говорят, что Сталин, когда увидел на экране актрису Янину Жеймо, не мог сдержать разочарования. “Разве могут быть такие героини?”, — спросил у окружения “вождь всех времен и народов”. Понять Сталина можно, он любил статных актрис, массивных оперных див и жилистых балерин. А Жеймо была 1 метр 47 сантиметров роста. Как мог этот сказочный эльф вписаться в систему координат самого Сталина? А эльфам звание не полагается, видимо так решил хозяин СССР, а потому старательно вычеркивал актрису из всех списков на заслуженных и народных. Но эталонную Золушку обожала вся страна, а звание народной любимицы вычеркнуть из миллионов сердец не под силу даже “вождям”.
Многие думают, что Янина Жеймо — это псевдоним. Уж слишком диковинное имя для советской актрисы, напоминающее больше десерт из желе и мороженого. Но нет, отец Янины — Иосиф Болеслав Жеймо был поляком — отсюда и фамилия. Будущая звезда родилась в многодетной семье цирковых артистов. В три года она уже выступала на арене и освоила за детство все цирковые ипостаси от воздушной гимнастки до музыкального эксцентрика.
Семья Янины Жеймо. На фото она самая крошечная и с барабаном
Цирковое детство подарило ей великолепную осанку, гибкость и пластику. А вот что касается маленького роста, то Янина всегда была уверена, что перестала расти из-за тяжелого ксилофона, который в подростковом возрасте носила... на голове. Дело в том, что когда отец девочки умер, семья осела в Петрограде и мать Янины придумала эстрадный номер, в котором она и две дочери играли на ксилофонах. Говорят, что номер пользовался огромной популярностью. Но девочкам приходилось самим носить свои инструменты, а чтобы уберечь руки, они взваливали ксилофоны на макушку. По этой ли причине или по другой, но в 14 лет Жеймо перестала расти и осталась миниатюрной красавицей с размером ноги — 31 и одежды — 34. Зато как же ей потом в 25-летнем возрасте легко было играть школьниц.
Роли школьниц удавались Янине Жеймо даже когда ее дочь пошла в школу
Тяжелые ксилофоны отбили у будущей звезды охоту выступать на эстраде. И Янина задумала стать настоящей актрисой. Тайком от матери девочка поступила в мастерскую “Фабрика эксцентрического киноактера”, где молодежь обучали актерскому мастерству Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Со временем “ФЭКС” стала поставлять актеров для кино, которое снимали на кинофабрики “Севзапкино” (впоследствии — “Ленфильм”). Там в 1925 году Янина Жеймо и сыграла в своем первом фильме — немой короткометражке “Мишка против Юденича”. 16-летняя актриса играла эпизодическую роль мальчишки. По воспоминаниям дочери актрисы, после просмотра отснятой ленты она так не понравилась себе на экране, что впала в отчаяние. В трамвае ее плачущую кондуктор спросил: „Девочка, что ты так плачешь, у тебя кто-то умер?“. Она ответила: „Да. Я“. Но похоронить себя, как актрису, Жеймо все же не удалось. А кроме того, на съемках она познакомилась со своим будущим мужем — актером Андреем Костричкиным, который играл в картине шпика. Он был старше юной актрисы на восемь лет и своим вниманием сразил ее наповал. Они поженились и прожили в браке шесть лет. У пары родилась дочь, которую назвали как и маму — Янина. В дальнейшем эта традиция продолжилась — внучек и правнучек актрисы тоже зовут Янинами.
Первый муж актрисы — актер немого кино Андрей Костричкин — женился на Янине, когда той было всего 16 лет
Увы, актер Костричкин оказался для маленькой циркачки неудачной партией. Поговаривают, что он был азартным картежником, что очень пагубно сказывалось на семейном бюджете. Увы, скоропалительное замужество в 16 лет не дало возможности актрисе получше разобраться, что за мужчина ведет ее под венец. По другой версии, Костричкин ревновал свою жену к славе, — она в то время начала активно сниматься. А может сработало и то, и другое. Развод, впрочем, не сильно сказался на материальном положении актрисы — она снималась постоянно и неплохо зарабатывала. Как актриса амплуа травести, играла она все больше роли девочек-школьниц, героинь в детстве и даже пацанов. Но Жеймо, как никому, удавалось во взрослом возрасте изображать детей, и режиссеры этим пользовались.
Один из немых фильмов тех лет с ее участием, дошедших до наших дней, называется “Разбудите Леночку”. Он был необыкновенно популярен в свое время. Актриса сыграла школьницу-подростка, которая вечно опаздывает на уроки. На этот момент Жеймо было уже 26 лет. Да что там говорить, ее дочь уже ходила в школу. И в этом был один из феноменов будущей Золушки.
“Моя внешность — структура лица, маленький рост — определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков, — вспоминала актриса. — Был успех, очень большой… Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери”.
Со своим вторым мужем - режиссером Иосифом Хейфицем актриса познакомилась в 1933 году на пробах одного из первых звуковых фильмов “Моя Родина”. В сложной истории о противостоянии Красной армии и китайских отрядов Чан Кайши, Жеймо сыграла подругу главного героя — Ольгу. Правда фильм практически сразу после выпуска на экран был запрещен. Зато режиссер и актриса поженились. Служебный роман перерос в настоящую любовь. Очевидцы вспоминают, что Хейфиц и Жеймо были идеальной парой и в доме у них царила замечательная атмосфера.
С Иосифом Хейфицем актриса была счастлива, но война разрушила этот брак
Другое дело, что они редко бывали вместе, потому что все время находились на съемках, где не пересекались. Хейфиц после женитьбы снял свою жену лишь в одном фильме — мелодраме “Горячие денечки” и то не в главной роли.
В 1940 году Янина родила сына Юлия. А через год началась война и семейная идиллия разрушилась. Незадолго до 21 июня Иосиф Хейфиц уехал на съемки фильма “Его зовут Сухэ-Батор” в Монголию и пока он снимал историю лидера Монгольской народной революции, город, где осталась его семья, уже начали бомбить фашистские самолеты. Жеймо отправила детей в эвакуацию в Алма-Ату, где к ним позже присоединился Хейфиц. Сама же актриса до последнего оставалась в Ленинграде, считая своим долгом защищать родной город. Она дежурила на крыше во время бомбежек и давала концерты в парке для раненых бойцов. Ее, как звезду, уговаривали улететь из города самолетом, но она все тянула. Ленинград Янина покинула перед самой блокадой вместе с группой кинематографистов. В дорогу она взяла увесистый чемодан с вещами мужа. Киношников эвакуировали в Ташкент, куда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Добирались они туда попутными эшелонами несколько месяцев. В пути Янина встретила знакомого польского режиссера Леона Жанно — он бежал из оккупированной фашистами Польши в СССР. У поляков был в распоряжении целый вагон, и питерцы перебрались к ним. Это было чудом, потому что поезд, на котором они ехали до этого, разбомбили, едва он отошел от станции. Оттуда к Иосифу Хейфицу и пришла весть, что его жена якобы погибла во время бомбежки. Безутешный “вдовец” не придумал ничего лучше, как тут же привести в свой дом другую женщину. Ходят слухи, что у этой пары роман уже был долгое время, но не суть. Когда Янина Жеймо обо всем узнала, то не смогла простить мужу измену, и к Хейфицу не вернулась, хотя он просил прощение и готовы был все вернуть. Конечно, всю эту историю можно было оправдать хаосом войны, но предательство есть предательство. И оно весь остаток жизни провисело тяжелым грузом на обоих.
Янина Жеймо не простила второму мужу измену и ушла в никуда с двумя маленькими детьми
Эта драма буквально раздавила маленькую актрису. Она впала в глубокую депрессию, из которой вышла не скоро. С мужем она больше никогда не встречались, а развод оформили в письменном виде. Сын Юлий в 16 лет сменил фамилию Хейфиц на Жеймо. В одном интервью Юлий Иосифович рассказывал, что уже после смерти отца ему передали письмо, в котором он попросил у сына прощение за все, что случилось между ним и мамой.
Все трудное для нее время Янину Жеймо поддерживал ее друг — тот самый поляк, которого она встретила по дороге в эвакуацию. В результате актриса вышла за Леона Жанно замуж, чтобы с этим мужчиной прожить до конца дней. Хейфица она так никогда и не простила, хотя любила всю жизнь. А Леон Жанно стал тем человеком, который уговорил Жеймо окончательно порвать с профессией. Но это было в 1956 году. А до этого Янина Жеймо снялась в главном фильме своей жизни — в сказке “Золушке”.
Трудно представить, что Янина Жеймо играла юную Золушку, когда ей было 37 лет
В 2022 году “Золушка” будет отмечать 75-летие. Рождению замысла легендарной киносказки ее режиссер “Ленфильма” Надежда Кошеверова вспоминала следующее: “В 1944-м, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке - такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: “Яничка, вы должны сыграть Золушку!”.
На самом деле Кошеверовой, которая также известна благодаря своей комедии “Укротительница тигров”, идею экранизировать сказку Шарля Перро “Золушка” предложил ее бывший муж — питерский театральный художник Николай Акимов. Позже, именно он создал декорации для фильма “Золушка” — тот самый волшебный замок, по ступенькам которого героиня бежала в хрустальных башмачках. Идея родилась из реальности. Шел 1947 год. Люди восстанавливали разрушенную войной страну и красивая сказка о чуде им совсем бы не помешала. Сценарий написал известный сценарист Евгений Шварц. Сказочные герои были изображены автором с известной долей иронии, что тоже сыграло на руку фильму.
Создатели фильма понимали, что на экране должна быть красота. Но из чего создавать наряды Золушки на балу, платья для Мачехи и ее дочерей, во что должна быть одета крестная Фея? В стране была разруха, откуда шелка и стразы? Сначала наряды шили из всего, что нашлось у членов съемочной группы дома, а потом костюмерам несказанно повезло — в Питер доставили театральные костюмы, экспроприированные советскими войсками в 1945 году в одном из театров Берлина. Эта роскошь пригодилась, чтобы бал в “Золушке” выглядел так, как в дорогих голливудских лентах.
Трудно представить, что вместо Фаины Раневской и Янины Жеймо в "Золушке" сыграли бы другие актрисы. Хотя такой вариант и не исключался
Янина Жеймо на съемочной площадке ожила — работа прогнала депрессию. В какой-то момент худсовет засомневался, сможет ли 37-летняя актриса сыграть юную Золушку. Даже пригласили на пробы какую-то юную балерину — но та не подошла. Золушка должна была быть идеальной — трогательной, хрупкой, безмерно доброй и она должна была излучать сияние. И это оказалось под силу только Янине Жеймо. И она сияла несмотря на, что за плечами у нее была война с голодом и бомбежками, блокада Ленинграда и предательство любимого человека.
Впоследствии, когда фильм вышел в прокат и его увидел весь мир, кинокритики сошлись на мысли, что Янина Жеймо сыграла эталонную Золушку, лучше которой уже и быть не может.
После триумфа “Золушки” Жеймо снялась лишь в одном фильме – “Два друга”. На тот момент ей было уже 45 лет. Увы, время травести истекло. Работы у актрисы не было еще и потому, что в те годы госчиновники приняли решение сократить до минимума количество снимаемых фильмов. Вместе с мужем актриса переехала в Москву, где работы было больше. Первое время они жили в квартире у актера Эраста Гарина, сыгравшего в “Золушке” короля, затем обзавелись каким-то сомнительным жильем – жили по сути в гараже. Жеймо зарабатывала дубляжом иностранных фильмов. Ее голосом “заговорили” западные кинодивы Софи Лорен и Джульетта Мазина. А в мультфильме “Снежной королева” Янина озвучила храбрую Герду. Очевидцы вспоминают, что в студии звукозаписи крошечная актриса не доставала до микрофона и для нее специально приспособили скамеечку, которую в ее честь назвали “жеймовочка”.
С третьим мужем — поляком Леоном Жанно — актриса уехала в Польшу и больше не снималась в кино
В 1956 году Янина Жеймо приняла решение уехать на историческую родину мужа Леона Жанно в Польшу. С ними поехал сын Юлий, а старшая дочь актрисы осталась в Москве. На этом повзрослевшая Золушка похоронила для себя кино, несмотря на то, что ее муж снимал в Польше фильмы, а сын стал кинооператором. Сценарист “Золушки” Евгений Шварц позже писал об актрисе: “Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все ее существо — туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть”. Не доиграла, хотя с оглядкой на ее длинную, полную перипетий и событий жизнь, эта женщина-эльф все-таки сыграла интересную яркую драму имени самой себя. Она умерла в Варшаве 29 декабря 1987 года в возрасте 78 лет и, несмотря на то, что лучшую часть своей жизни она прожила в Ленинграде, а вся ее семья, кроме дочери, осталась в Польше, актриса завещала похоронить себя в Москве.
А фильм "Золушка" несколько лет назад "покрасили". Теперь ценители таланта прелестной Янины Жеймо могут посмотреть на нее в цвете. Не все такие обновления приветствуют, но тут уже дело вкуса.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.