Еще одна роль в "Бумбараше", которую запомнили все, – атаманша Софья Николаевна Тульчинская, она же бывшая "этуаль"- куртизанка. Ее в фильме сыграла актриса Екатерина Васильева.
В фильме "Бумбараш" Екатерина Васильева сыграла безжалостную атаманшу
Советское кино подарило нам многих хороших звезд, но Васильева – это было нечто особое: яркая, свободная, легкая и харизматичная.
За свою длинную карьеру в кино Екатерина Васильева сыграла во многих популярных фильмах – от "Обыкновенного чуда" и "Соломенной шляпки" в 70-х до "Чародеев" и "Визита дамы" – в 80-х. Помимо кино Васильева блистала на подмостках МХАТа у Олега Ефремова. И вдруг в 1987 году становится известно, что актриса уволилась из театра, не объясняя причин. Говорят, Ефремов тогда очень обиделся на Васильеву.
Но позже выяснилась невероятная вещь: звезда театра и кино решила оставить актерство и посвятить себя служению Богу. Сделала она это со свойственной своему характеру независимой решительностью – просто отрубила прошлую жизнь и начала другую, мало кому в ее окружении понятную. А в 1993 году всех подкосила новость: Васильева ушла послушницей в Толгский монастырь в Ярославль.
Вот так бывает, – была у человека жизнь мирская развеселая да популярность бешеная, и в одночасье все свернулось, и осталась только тишина церкви и мольба о прощении грехов. А грехов в жизни Екатерины Васильевой хватало, о чем она говорила совершенно открыто.
"Земной жизнью грехи не исправишь, но молитвой можно все, – объясняла свое кардинальное решение актриса в одном из своих давних интервью. – Убеждена, жизнь сложилась бы иначе, если бы у меня не отняли Бога. Сколько бы детей нарожала, от мужа не ушла, не предавала, не изменяла, водку не пила, матом не крыла. В молодости трудно избежать соблазнов, а мудрого человека, который остановил бы, предостерег, рядом не оказалось. ВГИК вспоминаю – тихий ужас! Кто больше выпьет или забористее ругнется, тот и круче. Хорошо, хоть наркотиков не было, а то со своим максимализмом и горячностью я и здесь вышла бы в лидеры. Спасибо Господу, вырвалась".
Главную фрейлину короля из фильма "Обыкновенное чудо" обожали миллионы зрителей
"Она была свободна во всем"
Что касается темы "отняли Бога", то здесь разговор о предках актрисы. Отец звезды кино – советский поэт Сергей Васильев был истинным коммунистом, работал в газете "Правда" и журнале "Октябрь", а мать – Олимпиада Макаренко, была родной племянницей знаменитого советского педагога Антона Макаренко. В таком окружении все религиозное, конечно же, пресекалось. Хотя сама актриса вспоминает, что дед со стороны матери служил церковным старостой в Кременчуге, да и второй дед был важным человеком при церкви. Советское время веру во все, кроме коммунистической идеи, перечеркнуло, а конец 80-х дал возможность тем, кто хотел, к вере вернуться.
Что же касается грехов, среди которых сама Васильева называет алкоголь и измены мужу, то все так и было.
Второй супруг актрисы – драматург Михаил Рощин рассказывал журналистам, что с алкоголизмом его супруга долго вела безуспешную борьбу, лечилась в самых дорогих клиниках, но ничего не помогало.
Увы, тяга к алкоголю – это вообще болезнь многих актеров, многим лицедеям постоянно требуется то эмоциональная подпитка, то алкогольная разгрузка. Уж так устроены актерские натуры. Но кто-то способен этому противостоять, а кто-то нет.
Об изменах Екатерины Васильевой тоже много сплетен ходило. Мол, крепко она изменяла своему первому мужу режиссеру Сергею Соловьеву, а потом и вовсе ушла от него к другому. Беда брака Соловьева и Васильевой была в том, что он был студенческим. В юные годы, да еще и в свободной актерской среде, на измены смотрели проще. Мол, чего не сделаешь по пьяной лавочке? Но что бы между бывшими супругами не происходило, у них по сей день сохранились хорошие отношения. Наверное, потому что Соловьев свою Катю любил.
Будущий режиссер Сергей Соловьев обожал свою молодую жену Катю Васильеву. Фото: starhit.ru
Вот как прекрасно создатель фильма "Асса" однажды сказал о своей первой жене: "Катя была очень юная, очень высокая, очень стройная, очень рыжая, с челкой, сигаретой "Шипка" в зубах и с гениальной, абсолютной, дотоле мной в женщинах не виданной, внутренней свободой. Она была свободна во всем, этого даже проявлять не требовалось. Ей достаточно было войти в комнату или даже просто сидеть, как становилось ясно, что перед тобой совершенно раскрепощенный, изначально свободный человек".
Этот брак просуществовал семь лет. "У нас был очень большой и очень длинный роман…", – говорил об отношениях с экс-супругой Соловьев так, что хочется ему позавидовать.
Начало пути к Церкви
Екатерина Васильева ушла от Соловьева к драматургу Михаилу Рощину, в которого влюбилась без памяти. Он был женат, но этот факт страсть не потушил. Рощин развелся, и они поженились. В 28 лет на пике своей популярности актриса родила драматургу сына Дмитрия. Брак этот ребенок не спас, но для своей матери сын со временем стал предметом гордости. Дмитрий Рощин окончил ВГИК, а затем, как и мать, решил посвятить свою жизнь православной церкви и стал священником. И теперь родная мама именует свою кровиночку не иначе, как отец Димитрий.
Сын Екатерины Васильевой - Дмитрий Рощин - стал священником. Даже звездная мама называет его исключительно отцом Димитрием. Фото: starhit.ru
О том, как именно сама Екатерина Васильева начала путь к церкви, сказано мало. Известно лишь, что в 1986 году она крестилась. На тот момент ей было всего 33 года. Второй муж говорил о некоем отце Владимире, который помог женщине, когда она в этом нуждалась. Но, по словам актрисы, самым значительным событием в ее жизни стала встреча с отцом Иоанном (Крестьянкиным).
Этот священнослужитель является одним из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX – начале XXI веков. Сорок лет он принимал верующих в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в котором с 1973 года был архимандритом.
Екатерина Васильева вспоминала, о том, что встретила отца Иоанна в самом начале своего пути к вере. Едва завидев священника, она бухнулась на колени и стала целовать его ботинки.
"Чтобы вот так броситься к ногам незнакомого человека и целовать их, как святыню – это помимо человека происходит. Он никогда меня в жизни не видел и все про меня понял в одну секунду, – рассказывала Екатерина Васильева в одном из интервью. – Он прозорливец, он чудотворец. Он всегда знал, кто к нему едет, каким поездом и с какой проблемой. Поэтому ничего не надо говорить".
Две звезды советского кино на пороге старческой кельи
Екатерина Васильева была не единственной звездой советского кино, кто выбрал себе отца Иоанна (Крестьянкина) в духовные отцы.
Вместе с ней на пороге старческой кельи стала появляться коллега Васильевой по МХАТу – актриса Любовь Стриженова (супруга секс-символа советского кино – актера Олега Стриженова).
Стриженова тоже хотела уйти из театра, но по ее словам, батюшка ее не благословил, объяснив, что можно и в театре служить Господу и что люди верующие должны там быть. По благословению отца Иоанна актриса служила в МХАТе еще много лет. И лишь выйдя на пенсию в 2008 году, посвятила себя другому высшему служению – ушла в Киево-Николаевский женский монастырь (Чувашия), где приняла монашеский постриг с именем Иудифь.
В отличие от Стриженовой, Екатерина Васильева, которая некоторое время была послушницей в монастыре, на монашеский постриг так и не решилась. Со временем стало известно, что Васильева служит казначеем в московском Храме священномученика Антипы Пергамского в Москве.
Вынужденное возвращение в нелюбимое кино
В 1997 году Васильева вернулась в кинематограф, предварительно получив на это разрешение у своего духовного отца. В конце 90-х она сыграла в заметных сериалах "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро". В 2000-м актриса снялась в режиссерском дебюте Олега Янковского "Приходи на меня посмотреть", где опять, как и в "Обыкновенном чуде" играла в компании Янковского и Ирины Купченко. В картине "Анна Каренина" у бывшего мужа Сергея Соловьева Васильева сыграла мать Вронского.
Последующая, достаточно объемная фильмография советской кинозвезды, которая пока закончилась на картине "Гудбай, Америка!", выпущенной в 2020 году, состоит из кинопроектов, отмеченных в Википедии красным цветом как вещи несущественные.
"Я пока не играла, прекрасно себя чувствовала, и сейчас ни за что не взялась бы за старое, если бы не нужда. Снимаюсь, выхожу на сцену ровно столько, сколько требуется для жизни, ничего лишнего не беру. Иногда соглашаюсь на кино, но даже то, что играю, мучительно, тяжелый осадок остается", – признавалась Екатерина Васильева в одном из интервью в начале 2000-х.
Свой съемочный день актриса в 2000-х оценивает не меньше, чем в тысячу долларов. Наверное, столько и требуется ей для жизни. Почитатели ее таланта по этому поводу шутят, что за кино того уровня, что сейчас частенько снимают на родине Васильевой, можно попросить и больше, все равно позориться. А вот за те фильмы, в которых Екатерина Васильева блистала в советское время, немного обидно.
Екатерина Васильева убеждает, что всегда снималась в кино ради заработка, даже в любимых народом "Чародеях"
Актриса в лоб заявляет, что легко отказалась от любого кино, потому что и в 80-х снималась в нем лишь ради заработка. "Не любила и не люблю кино. Наверное, оно было послано мне для смирения", – строго заявляет воцерковленная Васильева, изменяя по сути всему, что так дорого сердцам людей, для которых кино в советский период было единственной отдушиной. Но и этот грех творческого предательства, наверное, тоже можно отмолить.