— Какая сегодня главная проблема для украинских театров?
— Сегодня ситуация с театрами в Киеве, да и по всей Украине, сложная. В первую очередь, потому что большая часть театров в этом году недофинансирована по зарплате. Областные администрации сокращают бюджеты. Обещали децентрализацию и увеличение бюджета на театр, а вместо этого с каждым годом бюджеты сокращаются.
Богдан Струтинский руководит Театром оперетты уже 18 лет, сделав его по-европейски современным
— У Национального театра оперетты тоже недостача в 20 миллионов по зарплате. Когда у нас была возможность продавать билеты, то частично мы зарплату перекрывали. А сейчас мало того, что люди от театра отвыкли, так еще мы "продаем" по правилам только половину зала. Это очень болезненное ограничение. А ведь есть такие спектакли, которые имеют расходный реквизит. Или для постановки требуется аренда дополнительного оборудования, или, не дай Бог, дополнительные какие-то спецэффекты, та же пиротехника. Но когда эти спектакли ставились, они просчитывались по полной коммерческой стоимости, в которую все дополнительные расходы укладывались. И отказаться от них нельзя, потому что так все задумал режиссер, и зритель должен получить полное зрелище.
— Возможно, позже театры получат компенсацию от государства?
— Думаю, никакой компенсации не будет. За границей театрам компенсацию дают на каждый непроданный билет. Я намедни общался с руководителем театра в Каунасе (Литва) – они три месяца, до июня не будут работать, так им все потери компенсируют. Честно, не хочется плакаться в День театра, но хорошего мало.
Вы посмотрите, что делается в Харькове! Там власти недавно заявили, что харьковские театры "жируют", что у актеров слишком большие зарплаты. В результате тамошним театрам очень сильно сократили финансирование (в четыре раза, – Vesti.ua). И ужас не только в том, что люди потеряли в деньгах, а в самом отношении власти к искусству. Когда Кернес был жив, такого беспредела не было, он контролировал ситуацию и не проявлял такой агрессии к театрам, какая появилась при новой власти после смены губернатора. Мы с ним два года назад встречались, мечтали возродить театральный фестиваль "Мистецьке Березiлля". А потом он заболел, и уже было не до фестивалей.
— Я слышала, что Министерство культуры получило деньги для поддержки театров. Значит, помощь идет?
— Министерству культуры подчинены только национальные театры, и они точно получат компенсацию, а остальные – нет.
— Национальный театр оперетты, в котором вы являетесь художественным руководителем, тоже ведь относиться к министерству?
— Нет, мы относимся к коммунальной собственности, и должны по бюджетному кодексу финансироваться оттуда. Многие областные театры имеют статус национальных, но тоже финансируются не государством. Сегодня Министерство культуры вообще превратилось в министерство национальных театров. Если какой-нибудь театр из города, примером Черкасс, что-либо вздумает попросить у Минкульта, то получит стандартный ответ, который в этом госучреждении дают всем, как под копирку: "Мы вам ничем не можем помочь, потому что вы – не в сфере Министерства культуры".
— Все ссылаются на децентрализацию.
— Да, и из-за этого происходят парадоксальные вещи. Вот, например, история с Черновцами. Пришел новый губернатор и заявил, что он собирается на фасаде театра в Черновцах снять герб Украины и установить герб Австро-Венгрии, потому что именно она построила этот театр. А наше Министерство культуры в ответ на ситуацию сказало, что ничего не может сделать, потому что не имеет на этот театр и на губернатора влияния. Мы подняли хайп, – я лично к президенту обращался, – и как-то отвоевали наш герб.
— Получается, что в театральном мире Украины – полный хаос?
— Полный. Министерство культуры хотя бы по линии вертикали должно было бы подчинять себе все театры страны, хотя бы в понятии информационной и творческой политики. Но этого нет. Как говорится "хто платить грошi, той i пан", дошли уже до такого, к несчастью. А область говорит, что нам театр не очень нужен, закрываем его.
Все это тест на грамотность, на зрелость, культурность и образованность, который сегодня наша власть не проходит. Потому что гражданское общество, – а театр - это тоже гражданское общество, – на сегодня ушло вперед, а власть отстает. Она сидит в тендерах и все, больше никого ничто не интересует. Что-то сделать, создать, оставить после себя – это не к нам. Посмотрите, упомянутая уже Австро-Венгерская империя оставила после себя 42 театра, из них два – в Украине. И весь мир уже 150 лет этим восхищается. А мы что? А мы ничего. Извините за мой грустный спич, но наболело.
— Вот вы говорите, что у Театра оперетты почти 20 миллионов недофинансирования. Значит, нужно позвонить Виталию Кличко, пусть город решает вопрос своего театра. Вы же – в коммунальной собственности Киева.
— Мы ходили, убеждали и депутатов, и Кличко. Они нас поддерживают и стараются помогать – точно нас не футболят. Просят потерпеть, и я их понимаю, потому что у всех год сложный. Но я вам скажу, что в Киеве ситуация еще терпимая, в регионах с театрами все хуже.
Богдан Струтинский стал идейным вдохновителем Всеукраинского театрального Фестиваля-Премии "ГРА". Церемония награждения спектаклей 2020 года прошла в Театре оперетты
— Театр оперетты в кризисный год репетировал какие-то премьеры?
— Мы хотели 27 марта, наконец, представить премьеру мюзикла "Дориан Грей" – и опять локдаун, и опять перенос. У нас уже по "Дориану Грею" накопилось четыре (!) спектакля, которые мы должны зрителю.
Мы сделали несколько премьер на наших малых сценах, которых у нас четыре. А 27 марта, в День театра, должны были открывать большую сцену после реконструкции. Позвали много гостей – все должно было быть так красиво и помпезно. Поверьте, это будет одна из лучших историй в Европе. Пока перенесли открытие на 15-16 апреля.
Мы уже не можем – нам очень трудно. Хочется спокойно работать, создавать что-то прекрасное и дарить его людям. Украине сегодня нужны позитивные новости. Люди сегодня настолько загнаны в страх, в депрессию, что нужно что-то делать. Нужно настраивать все и всех на позитив и оптимизм. Театр оперетты к этому готов – дайте только возможность работать.