Почему невыносимо плачевно закончилась любовная история целой эпохи.
Почему невыносимо плачевно закончилась любовная история целой эпохи.
Мы знаем многих советских кинодив, чья судьба закончилась печально. История звезды советского кино 30-40-х годов Валентины Серовой завидно отличается от других тем, что в ней была сумасшедшая любовь. Огромная настолько, что ей хватило мощи стать любовной историей целой эпохи. Роман актрисы с одним из самых выдающихся литераторов своего времени Константином Симоновым, казалось бы обсудили все, кто хотел. Со временем эта история не мельчает, а очищается, как бриллиант. И едва прикоснувшись к ней, понимаешь, есть во всем этом некое божье благословение. Умерли основные свидетели, отпали все ненужные подробности и осталась чистая энергия, которая трансформировалась в молитву-посвящение "Жди меня".
Vesti.ua решили вспомнить об актрисе Валентине Серовой в связи с тем, что ровно 80 лет назад на киностудии "Мосфильм" была снята комедия "Сердца четырех", которая обрушила на актрису вторую волну славы. Повод, по сути, формальный, но едва погрузившись в артистическую судьбу легендарной актрисы, оторваться уже было невозможно.
"Девушке с характером" все же не хватило характера, чтобы быть счастливой
Всенародную популярность украинской "дiвчинi" Валентине Серовой (родилась она в 1917 году в Харькове) принесла другая комедия "Девушка с характером", снятая в 1938 году. Работница совхоза, которая разоблачает директора-бюрократа, покорила своей непосредственностью всю страну. Однако Серову народ знал не только по кино – над семейной трагедией совсем молодой актрисы в 1939 году рыдала вся страна.
Валентина Серова прожила со своим "крылатым комбригом" всего год
А начиналось все сказочно. В 19 лет актриса влюбилась в одного из самых популярных летчиков 30-х годов, мастера высшего пилотажа, героя гражданской войны в Испании Анатолия Серова. Он был гением летного дела, и за это его лично ценил Сталин. Роман был бурным, и всего через девять дней закончился свадьбой. Руководство страны выделило молодым роскошную квартиру, оставшуюся от репрессированного маршала Александра Егорова. Казалось, жить бы да радоваться. Но в 1939 году, ровно день в день с момента свадьбы, любимый супруг актрисы разбился во время учений вместе с другой известной летчицей – Полиной Осипенко. Катафалк с прахом двух Героев Советского Союза к Кремлевской стене Сталин нес на плечах лично.
Через несколько месяцев после трагедии Валентина Серова, до конца жизни носившая фамилию первого мужа, родила сына, которого назвала в честь отца-героя – Анатолием. Вот так трагично завершилась первая любовная история красавицы Валентины.
Такой впервые увидел свою музу Константин Симонов
Но жизнь полетела вперед – вдова снималась в кино и играла на сцене московского Театра рабочей молодежи, который позже стал знаменитым "Ленкомом". На сцене этого театра Серову впервые и увидел молодой поэт Константин Симонов. Она покорила его с первой минуты – эта белокурая бестия, полная жизни. Она был звездой кино, вдовой героя, и этот флер успеха, помноженный на ее красоту, просто примагнитил Симонова. Кто-то очень хорошо заметил, что Валентина Серова была для него "Женщиной" в самом высоком смысле этого слова.
Так что немудрено, что Константин Симонов, человек тонкий и знающий толк в прекрасном, потерял голову. И началась долгая осада красавицы. Уже тогда успешный поэт и драматург ухаживал за объектом своей страсти широко и красиво. Сегодня многие спорят, любила ли Серова Симонова, пытаются анализировать стихи поэта, посвященные Музе. Она точно была польщена его вниманием, но тот факт, что она так долго тянула с замужеством, говорит о том, что с ее стороны ум все же был холодным.
А тут еще эта мифическая история об отношениях Валентины Серовой с лучшим военачальником своего времени маршалом Константином Рокоссовским. Дело было в 1942 году, когда раненого Рокоссовского доставили с поля боя в военный госпиталь в Москву. Валентина Серова в составе бригады актеров приехала подбодрить раненых. И лишь ее одну пригласили в палату маршала, где якобы и случилась любовь с первого взгляда.
На самом деле официального подтверждения роману нет, все выстраивается на домыслах. Зато ведь как сладко было людям перемывать кости героям любовного треугольника Рокоссовский-Серова-Симонов. А еще злословить о том, что жена Рокоссовского ходила жаловаться к Сталину, чтобы тот разлучил ее мужа с этой "вертихвосткой". Этим и занималась вся страна – сплетничала.
Удивительной силы любовь Симонова и Серовой помогала людям выживать на войне
Серова, быть может, так и ходила бы в разлучницах, если бы не стихотворение "Жди меня", ей посвященное. Это был настоящий гимн вере, любви, разлуке и верности. Этими строками солдаты прощались с невестами и женами, уходя на передовую. Надежда на новую встречу была минимальной, но губы все же шептали, как молитву: "Жди меня". Константин Симонов написал стихотворение в 1941 году, в самом начале войны. Как военкор он сразу отправился на фронт, и эта поэзия стала его первой реакцией на тот ужас, когда в неразберихе пропадали без вести и гибли целые дивизии.
Свой буквально выскользнувший из-под пера шедевр поэт посвятил Валентине, которая на тот момент отправилась с театром в эвакуацию на Урал. По сути, это было письмо любимой женщине в стихах. До того момента, как его опубликовали в 1942 году в газете "Правда", стихотворение уже цитировали по всему фронту, а текст переписывали на клочках бумаги и носили у сердца.
Много лет спустя Симонов в одном из интервью сказал: "Если бы "Жди меня" не написал я, то его написал бы кто-то другой". Но у того другого не было любви, какую Константин Симонов испытывал к своей Валентине. Он также посвятил любимой женщине лирический сборник поэзии "С тобой и без тебя", ставший бестселлером в годы войны. Позже, уже после развода, Симонов убрал из переизданий посвящение жене. Лишь над "Жди меня" остался эпиграф, убивающий своей краткостью: "В. С.".
Они были "золотой парой" СССР
Поэт и актриса, кумиры миллионов, поженились в 1943 году. Все военные годы и несколько лет после Серова и Симонов считались главной парой Советского Союза. В какой-то мере этот союз был благословлен тогдашней идеологией, ведь должен же был быть у людей воюющей страны идеал. Он делал литературную карьеру и постепенно "бронзовел" как классик, она – блистала на подмостках. В 1946 году, сыграв достаточно проходную роль в фильме "Глинка", Серова вдруг получила Сталинскую премию. Правда, потом уже практически в кино не снималась.
За роль в фильме "Глинка" Валентина Серова получила Сталинскую премию
В то же время внутри семьи Симонова было далеко не так все гладко. И он стал любить ее немного меньше, и она ему, как говорят, потихоньку изменяла. А тут еще пасынок. Как позже выяснилось, у Константина Михайловича не сложились отношения с Анатолием Серовым-младшим. Не найдя с мальчиком общего языка, Симонов отправил его в интернат, словно в ссылку, куда-то в Нижний Тагил. Тому предшествовал инцидент: Толик с компанией пацанов поджег чью-то дачу. Из интерната, как водится, он вышел совсем изломанным существом – начал пить, опять поджег чью-то дачу, и как следствие, оказался в колонии. Предполагается, что у Анатолия Серова-младшего было какое-то отклонение, связанное с пироманией, он все время что-то поджигал и вновь оказывался в колонии.
Говорят, что именно проблемы с сыном побудили Валентину Серову приложиться к стакану. Однако очевидцы вспоминают, что актриса любила выпить всегда. Просто, пока она была молода и успешна, легкое подшофе звезды всем казалось лишь милым. Но со временем пагубная привычка начала усугубляться. Дело еще было в том, что Константин Симонов очень часто был в отъезде. Командировки у него были "жирные", заграничные. Власть часто делегировала поэта представлять страну за океан. А Валентину в этот момент никто не контролировал, вот одиночество да вседозволенность и сделали свое черное дело. Впрочем, мы ведь так никогда и не узнаем, любила ли актриса своего поэта. Брак ведь, по большому счету, у них был идеологическим.
Рождение дочери Марии не спасло семью Симонова и Серовой
В 1950 году у пары родилась дочь Маша, но ее появление на свет уже не могло спасти элитно-показательную семью. Алкогольная зависимость привела к тому, что Валентина Серова ушла из родного "Ленкома", которому отдала 14 лет жизни. Актриса просто не вернулась в театр после рождения дочери. Симонов – на тот момент уже большой литературный начальник, посодействовал тому, что жену взяли в Малый театр. Но там ей ролей не давали, зато устраивали травли. Она ушла и оттуда. Так и кочевала из театра в театр, продолжая перед выходами на сцену принимать "допинги".
В одном из своих писем Константин Симонов писал жене: "Мы жили часто трудно, но приемлемо для человеческой жизни. Потом ты стала пить... Я постарел за эти годы на много лет и устал, кажется, на всю жизнь вперед".
В 1957 году Симонов ушел от своей Музы и подал на развод. Чуть позже он завел себе другую семью, а дочь Машу забрала к себе бабушка – мать Валентины, – актриса Клавдия Половикова. Она всегда слыла женщиной с суровым характером и сыграла не последнюю роль в падении своей дочери. Половикова, например, просто не разрешала Валентине видеться с дочерью и всеми силами пыталась лишить ее родительских прав. Каждому свиданию двух родных людей предшествовала череда унижений бывшей звезды перед собственной мамашей. Причем Серова во всеуслышанье обвиняла Половикову в том, что та все творила ради богатых алиментов от Симонова.
Сын Анатолий, если можно так сказать, пошел по стопам своей матери – пил нещадно и все время обвинял мать в своей дурной судьбе. Говорят, что скандалили они регулярно, а в 1975 году, немного не дожив до своего 36-летия, Анатолий Серов скончался. Вот так бесславно закончилась жизнь сына "крылатого комбрига". Валентина даже не поехала на его похороны и пережила своего первенца всего на несколько месяцев.
За два года до смерти Валентина Серова сыграла свою последнюю роль в фильме "Дети Ванюшина" (1973)
Но умерла она, по сути, в тот момент, когда от нее ушел муж. А ведь если подумать, на тот момент ей было всего 40 лет – абсолютно молодая женщина. Те 18 лет, которые Серова прожила после развода, трудно назвать жизнью – это был стремительный спуск в бездну. Она пыталась замедлить это падение, говорят, постоянно испытывала на себе новые методы избавления от алкоголизма, но безуспешно.
В финале своей личной истории Валентина Васильевна была очень больна, тотально одинока и жила в нужде. В кино с 50-х она практически не снималась. Те пять фильмов, в которых актриса появилась на экране, можно скорее расценивать как подачки бывшей легенде на пропитание от щедрот кинематографа. Под конец она выживала тем, что продавала за бесценок дорогие вещи, оставшиеся у нее от прошлой красивой жизни. Как и в историях других спившихся актрис, у Валентины Серовой под занавес также появился молодой ухажер, который не столько помогал ей, сколько подливал.
Симонов никак не участвовал в жизни своей экс-супруги, как говорится, отрезал и выбросил.
Актриса умерла одна в пустой квартире. Обнаружила ее коллега, с которой та кое-как поддерживала отношения. Женщина забеспокоилась, что Серова не отвечает на телефонные звонки и отправилась к ней домой, где и обнаружила Валентину, лежащей ничком посреди коридора. Несмотря на то, что на ее теле и лице были обнаружены гематомы, уголовное дело заводить не стали. От чего вновь поползли слухи: убили – не убили.
Константин Симонов, который на тот момент был в санатории в Кисловодске, на похороны главной женщины своей жизни не приехал. Просто прислал на кладбище 58 роз. Впрочем, пережил он свою Валентину не на много. Спустя четыре года Константин Симонов умер от рака. Говорят, что перед смертью он сжег четыре больших пакета писем, написанных им в годы страсти к Валентине Серовой. Если бы не дочь Маша, которая переписала часть этих посланий, от любви Поэта к своей Музе не осталось бы ничего.
Некоторые письма в результате были обнародованы. "... я сейчас как будто держу тебя в руках и яростно ласкаю тебя до боли, до счастья, до конца и не желаю говорить ни о чём другом – понимаешь ты меня, моя желанная, моя нужная до скрежета зубовного…", – писал Симонов своей любимой женщине с фронта за шаг до Дня Победы. Это действительно была страсть, причем роковая.
"То, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни... И самым большим горем", – сказал Константин Симонов своей дочери Маше незадолго до своей смерти.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.