Шестого сентября актер Жан-Поль Бельмондо умер в возрасте 88 лет. Французский актер стал символом целой эпохи. Для постсоветского пространства первым героем боевиков были не Сталлоне и Шварценеггер, а именно он – улыбчивый и подкачанный весельчак.
Шестого сентября актер Жан-Поль Бельмондо умер в возрасте 88 лет. Французский актер стал символом целой эпохи. Для постсоветского пространства первым героем боевиков были не Сталлоне и Шварценеггер, а именно он – улыбчивый и подкачанный весельчак.
Без сомнения, что сегодня у большинства фанов в голове начала прокручиваться последняя сцена из "Профессионала", где под музыку Энио Морриконе герой Бельмондо уходит, оглядывается в окуляр оптического прицела и после выстрелов падает. Возможно сегодня у этой картины просмотры увеличатся на несколько миллионов.
О состоянии здоровья артиста в последние годы известно мало. В 2001 году Жан-Поль Бельмондо перенес инсульт, но в 2008 году продолжил сниматься в кино. Завершил свою карьеру актер в 2015 году.
Vesti.ua вспоминают его путь к славе, а также - лучшие фильмы Жана-Поля Бельмондо.
С 60-х и по 80-е годы ХХ века многие мальчишки и юноши мечтали быть похожими на Бельмондо. Смешно, но до того, как он стал знаменитостью, многие говорили, что с такой внешностью он никогда не будет пользоваться популярностью у женщин. А если бы кто-то сказал, что Жан-Поль будет сниматься в кино и станет звездой, его бы вообще подняли на смех.
Тем не менее, не только французские, но и советские мальчишки копировали его косолапую походку, пытались улыбаться так же, как и Бельмондо, и не мешкать в сложной ситуации, а бить первым – точь-в-точь как его герои.
Свою довольно среднюю внешность Бельмондо компенсировал – что в жизни, что на экране – своей энергичностью, отличной спортивной формой и сногсшибательной улыбкой. Он стал героем для обычных людей, которых принято называть среднестатистическими. Они представляли на месте Бельмондо себя, ведь его герои всегда побеждали и выбирались из любых передряг.
В том, что Бельмондо стал символом простых людей, отчасти, заслуга его друга и конкурента Алена Делона, с которым он снялся в фильмах "Борсалино" (1969) и "Один шанс на двоих" (1998). Эти актеры часто играли то бандитов, то полицейских, но правда всегда была на их стороне. Жан-Поль и Ален одинаково пользовались успехом у женщин и так же одинаково круто махали кулаками. Однако с Делоном большинству парней трудно было себя ассоциировать – он был для них недосягаемым красавцем, которому в руки все падало само. А Бельмондо в представлении зрителей был человеком, который самостоятельно пробивает дорогу и просто так ему ничего не достается. Хотя в действительности было наоборот.
Жан-Поль родился в богемной семье: отец – скульптор, мать – танцовщица, так что актерская карьера была почти предопределена. А Ален учился плохо, работал у матери с отчимом в колбасном магазине, а потом поступил в армию по контракту и попал на войну в Индокитай. Но этих подробностей биографии актеров большинство зрителей либо не знали, либо предпочитали игнорировать.
Как только Бельмондо менял свой экранный образ, публика встречала эту картину в штыки. Так было с двумя фильмами, которые считаются актерскими достижениями Жан-Поля. Вначале такая участь постигла криминальную мелодраму "Сирена с "Миссисипи" (1969), где он сыграл одинокого богатея, до беспамятства влюбившегося в женщину, облапошившую его. В роли роковой красотки была Катрин Денев. Казалось, что на такой звездный дуэт люди хлынут толпами, но на фильм зрители пошли плохо – для них Бельмондо здесь не тот "свой чувак", к которому они привыкли.
Второй раз похожий провал ждал его с картиной "Стависки" (1974), которую он сам и спродюсировал. В фильме Бельмондо сыграл крупного афериста, из-за которого чуть было не началась война во Франции. Но его герой был не только умен и успешен, но и страдал прогрессирующей шизофренией, а во время очередного приступа застрелился.
"Я хотел сняться в роли Ставиского, потому что она совершенно не похожа на все мои прежние работы. Мне было важно доказать, что я способен на что-то иное. Это я придумал фильм, выбрал сценаристом Семпруна и режиссером – Алена Рене. Сегодня людям нравится этот фильм, но тогда… В Каннах по окончании просмотра раздались аплодисменты, но в кинотеатрах фильм часто освистывали. Люди не могли согласиться с тем, что это сделал я", – вспоминал Бельмондо в одном из своих интервью.
Героев Бельмондо вполне можно назвать экранными братьями персонажей итальянца Адриано Челентано. Герои, которых играл он, тоже – обычные люди, способные блестяще выпутаться из любой ситуации. При этом – не блещут красотой, но своей харизмой умудряются покорить практически любое женское сердце. И с Францией, и с Италией Советский Союз в те времена дружил, поэтому фильмы, в которых снимались эти актеры, регулярно появлялись на широких экранах и на телевидении. И их, в прямом смысле, рвались озвучивать топовые советские актеры. Например, Николай Караченцов, которого называли русским Бельмондо, воспринял как награду предложение озвучить героя Жан-Поля в "Профессионале".
Другой кумир советских зрителей – Владимир Высоцкий, создавая образ капитана милиции Глеба Жеглова в "Место встречи изменить нельзя", скопировал фирменный прищур глаз Бельмондо.
Была встреча с Бельмондо и у звезды украинского кино Ивана Мыколайчука. На тот момент он уже был известен в Европе благодаря фильму "Тени забытых предков". Снимаясь в Болгарии, Мыколайчук узнал, что недалеко проходит съемка фильма с участием Бельмондо. Закончив свою работу, Иван побежал посмотреть, как и большинство зевак, на Жан-Поля.
Позже режиссер Юрий Ильенко рассказывал автору этих строк: "Ивану удалось протиснуться к самой заградительной ленточке, которой огородили съемочную площадку. Тут наступила пауза в процессе, и Бельмондо посмотрел в сторону нашего актера, а еще через момент узнал и дал знак, чтобы тот подождал его. Вскоре съемки были закончены, и Жан-Поль подошел к нему и предложил выпить, сказав, что он видел его "Тени…". При том, что Иван совсем не знал иностранных языков, а француз не понимал по-украински и по-русски, они проговорили за рюмкой несколько часов".
В современном украинском кино таких персонажей, как герои Бельмондо, просто нет. Продюсеры стараются подбирать на главные роли писаных красавцев, которые, кроме внешности, ничего больше предложить не могут, поэтому сливаются в единый поток, и выделить кого-то невозможно. Окажись сейчас на кастинге актер, похожий на Бельмондо, он наверняка получил бы отказ.
У французского актера в начале карьеры так и было, пока к нему прямо на улице не прицепился Жан-Люк Годар, пообещавший платить по пять тысяч франков за съемочный день. Не надеясь на какой-либо триумф, начинающий актер согласился и снялся в фильме "На последнем дыхании". По словам Бельмондо, он вообще не рассчитывал, что из этого что-то получится. А получилась картина, с которой начала свое развитие французская новая волна.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.