Ремесленники, а не художники. Чем украинские авторы не угодили нашим певцам
Ремесленники, а не художники. Чем украинские авторы не угодили нашим певцам
Оля Полякова начала сотрудничество со шведским композитором Андерсом Ханссоном, который украинской публике известен как музыкант популярной в восьмидесятые годы шведской группы "Secret Service". Кроме этого, Андерс как хитмейкер известен по работе с другим шведским автором и продюсером Александром Бардом (Vacuum и Army of Lovers). Это уже не первый случай сотрудничества украинской звезды со шведскими авторами. Напомним, что первыми были группа "НеАнгелы", а потом Serduchka.
Vesti.ua разбирались, почему наши исполнители предпочитают шведских авторов и что не так с украинскими хитмейкерами.
Поклонников Оли Поляковой ждет сюрприз – уже в следующем году она запоет по-английски. Возможно, это будет даже больше одной песни, все зависит от того, как пойдет. По крайней мере, она уже записала в Швеции три демки, и теперь над ними продолжит работать шведский композитор и аранжировщик Андерс Ханссон.
Андерс Ханссон на фото крайний справа
"На следующий год мы с Олей Поляковой планируем представить новую программу. И, по моим продюсерским представлениям, тот звук и мелодию, которую я хочу, в Украине я найти не могу. Может, плохо ищу. Но то, что я хочу найти, точно есть у шведских авторов и продюсеров. Кроме этого, коммерческий результат англоязычных песен Макса Барских, а также мощное развитие стриминговых платформ подтолкнули меня как продюсера попробовать сделать то же самое и с Олей. Песня будет на английском языке, но я не исключаю, что впоследствии на эту же мелодию будет написан другой текст. В частности, на одну из предложенных Андерсом Хансcоном песен идеально подходит украинский язык", – рассказывает Vesti.ua продюсер Поляковой Михаил Ясинский.
Такая коллаборация у многих может вызвать недоумение или непонимание, ведь в Украине достаточно авторов, которые могут гарантировать с большой долей вероятности успех песни. Но, как выяснилось, стиль и подход к работе наших и шведских хитмейкеров совершенно разный.
"Их подход очень сильно отличается от нашего. Уже к первой нашей zoom-конференции Андерс Хансcон очень тщательно изучил Олю – пересмотрел все ее клипы, выступления, чтобы уловить ее характер. Даже попросил перевести тексты песен, чтобы уловить, что декларирует в них наша героиня. А к первой встрече он подготовил десять песен, три из которых мы выбрали для работы", – рассказывает Ясинский.
Такие действия могут показаться не патриотичными или даже снобистскими. Дескать, Поляковой, "НеАнгелам" или Serduchka большинство хитов написали украинские композиторы. Однако продюсеры видят разницу – как в подходе к сотрудничеству, так и в результате.
"Украинские авторы работают по принципу – я пишу песню, а кто купит, тот купит. У нас не так много людей, которые ищут индивидуальный подход к артисту и вообще стараются так делать. Если автор пишет под конкретного моего артиста, то отдать ее кому-то другому крайне тяжело. Поэтому пишут так, чтобы круг клиентов был как можно шире. То есть такая песня не будет чем-то особенным", – считает Ясинский.
Это связано с тем, что авторы в Украине зарабатывают на песне один раз и поэтому заинтересованы продать как можно больше песен как можно большему количеству исполнителей. Западный же автор пишет песню для того, чтобы она стала хитом и приносила ему пассивный доход в виде роялти много лет.
"К заграничным авторам наши продюсеры и артисты обращаются тогда, когда им нужен выход на новый уровень. Кроме этого, у нас почему-то сложилось так, что те люди, которые хорошо разбираются в звуке и делают хорошие аранжировки, не очень хорошие авторы песен и наоборот. В Швеции много таких, которые одинаково хорошо делают и первое, и второе. В их песнях будет не один "хук", а три-четыре", – говорит музыкальный продюсер mamamusic Андрей Уренев.
Как рассказывает Уренев, и "НеАнгелы" и Serduchka обращались к шведским авторам, потому что их конкретные работы были нацелены исключительно на аудиторию "Евровидения". Для девушек песню писал Александр Бард, для Serduchka – автор "Эйфории" Питер Бостом – с ней певица Лорин победила на конкурсе.
Одна из проблем наших авторов в том, что в Украине не налажена система выплаты роялти. Поэтому, по мнению продюсеров, композиторы мыслят, как ремесленники, а не художники.
"Я верю и знаю, что в Украине могут появиться авторы не хуже заграничных хитмейкеров, но из-за того, что у нас не развита система выплат роялти, наши талантливые композиторы будут уходить вначале в Россию – у нас есть очень много людей, которые пишут для российских топ-звезд и отдают им свои лучшие мелодии и идеи, хотя могли бы оставить их в Украине. А позже, как это произошло в Румынии, наши авторы начнут сотрудничать с Западом. Так происходит утечка мозгов, даже когда физически они находятся в Украине", – считает продюсер Оли Поляковой.
Однако в работе с заграничными авторами есть подводные камни, о которые может разбиться повторное желание с ними работать. В частности, по словам Андрея Уренева, некоторые заграничные хитмейкеры не брезгуют тем, что подсовывают песни, которые не купили крупные западные звезды.
"На самом деле, заказывать песни иностранным авторам – опасная история. Свои лучшие песни они предлагают тем артистам, у которых самая широкая аудитория. У них расчет такой: чем больше артист, тем больше они заработают денег. Соответственно, и свои лучшие песни они предлагают тем исполнителям, с которыми есть шанс на крупные суммы. Как правило, это американские или британские звезды. А когда к ним обращаются артисты из менее продвинутых в музыкальном плане стран, есть риск, что вам продадут песню, которую не взяли большие артисты или сама композиция категории В или С, а не А. Если они не пишут песню под заказ, специально для вашего артиста, а предлагают из неизданного, то есть риск попасть на песню не очень хорошего качества", – делится опытом Андрей Уренев.
В качестве иллюстрации музыкальный продюсер рассказал, как приглашенные из Швеции авторы писали песни для Serduchka. Первые два трека, которые им предложили, были не совсем такие, как хотелось. И только после личной встречи в Киеве они поняли, что собой представляет артист и какого плана нужны песни. Через месяц после встречи они уже прислали то, что нужно. Это была композиция Make It Rain Champagne.
Появившийся тренд сотрудничества украинских артистов со шведскими хитмейкерами может вызвать удивление у любителей поп-музыки. Ведь зачем сотрудничать со шведами, если тон в мировой поп-музыке задают американские и британские исполнители? Но думать так – большая ошибка. Дело в том, что Швеция – это не только АВВА и еще ряд звезд из восьмидесятых и девяностых. Хотя мы и не видим сейчас на мировой сцене шведских звезд, но именно они задают основные тренды в поп-музыке.
"Приблизительно 80% мировых поп-звезд поют песни шведских авторов. Тенденция обращения к шведским современным авторам не случайна. На самом деле именно они, а не американцы или британцы пишут главные хиты для многих звезд. Например. Макс Мартин пишет песни для Backstreet Boys, Бритни Спирс, Pink, Тейлор Свифт, Адель, Ариана Гранде и The Weeknd. Другой шведский хит-мейкер – RedOne – основной автор Леди Гаги, а кроме нее, написал хиты Энрике Иглесиасу, Pitbull, Ники Минаж и Милен Фармер", – говорит Андрей Уренев.
По словам Андрея, у шведских авторов написание хита – это почти рефлекс. У них есть уже разработанный план успешной песни. Схема доведена до того, что песня четко разбита по временным периодам. Есть даже временная граница, когда именно должен начинаться припев.
Украинские авторы в этом сильно проигрывают. Многие из них до сих пор движутся по наитию, и поэтому не всегда получается хит. Если же говорить о патриархах украинской музыки, которые написали главные хиты советских времен, то к ним наши звезды уже не хотят обращаться. Даже те, кто и сегодня поет песни, похожие на шлягеры той эпохи. Дело в том, что у советских хитмейкеров был свой музыкальный язык и другой слог, который нынешнему поколению, может, и понятен, однако массово заходить не будет.
Пока в Украине нет эстрадных композиторов, способных заинтересовать мировых звезд. Это не значит, что писать хиты украинские авторы не способны. Ведь даже есть прецедент (правда один), когда к автору песни "Плакала" Сергею Ранову обратились продюсеры некой мировой звезды. Однако чем все закончилось, неизвестно. Просто для того, чтобы к нашим авторам начали обращаться западные звезды, нужно создавать песни, которые стрельнули не только в Украине, но и на мировом уровне.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.