Многие артисты в "Вечернем Квартале" - для мебели. Как изменился украинский юмор после ухода Зеленского в политику.
Многие артисты в "Вечернем Квартале" - для мебели. Как изменился украинский юмор после ухода Зеленского в политику.
Президентство Владимира Зеленского подкосило его коллег по "Квартал 95". За эти два с половиной года главное юмористическое шоу страны – "Вечерний квартал" уступило лидерство "Дизель-шоу", "Лига смеха" не показывает высоких рейтингов, а "Рассмеши комика" вообще перекочевало с "1+1" на менее рейтинговый канал ТЕТ.
Vesti.ua разбирались, как изменился украинский юмор, после того как главный пост в стране получил комик.
Основная перемена, произошедшая в телевизионном юморе – с экранов практически исчезли качественные политические шутки. Если раньше одним из главных козырей "Вечернего квартала" были жесткие, но смешные шутки над самыми популярными политиками страны, включая президента. То теперь это "поглаживания" Владимира Зеленского и жесткий троллинг Кивы и Кличко. Изредка от "квартальцев" еще достается "слугам народа" – Николаю Тищенко и Жану Беленюку. Однако это скорее исключения из правил.
"Телевизионный юмор сильно изменился, потому что специфика юмора "Вечернего квартала" заключалась в критике власти. Теперь это, по сути, пропало. Потому что своих они топить не будут. У нас и раньше политического юмора было мало, а теперь вообще не стало. "Дизель-шоу" и "Варьяты" всегда были аполитичны в своих шутках. Так что политическая сатира на телевидении умерла, поскольку никакой альтернативы "ВК" не появилось", – говорит стендап-комик, один из основателей первого украинского стендап-клуба "Камеди холл" Максим Кравец.
Более того, от "Квартала", если не все, то многие ждали шуток о главных оппонентах Зеленского – Порошенко, Медведчуке и Ахметове. Однако про Петра Алексеевича они иногда подшучивают, а олигархов вообще не трогают. И из-за этого частично и снизился интерес к шоу. Комики стали боятся трогать "большую рыбу".
"На мой взгляд "Квартал", не шутит про главных оппонентов Зеленского, потому что им и так прилетает, даже не за политические шутки. А если они еще начнут агрессивно шутить про его оппонентов, то им прилетит еще больше. Комиков начнут упрекать в том, что про "зашквары" своих они молчат, а про других – шутят. Возможно, так происходит из-за того, что у них сейчас шаткая позиция", – говорит сценарист комедийных сериалов ("Когда мы дома") Слава Юшков.
Впрочем, популярность "Вечернего квартала" упала не только из-за того, что политическая сатира исчезла из их номеров. Главная причина, все-таки, в том, что без Зеленского на сцене это шоу выглядит в несколько раз слабее. Комики не продавливают свои шутки, и удерживать телерейтинги в пределах допустимого им помогает лишь старая гвардия поклонников, которые по привычке или по инерции продолжают ходить на их концерты и смотреть телешоу.
"Все, что делал в своем шоу "Квартал", вторично. Они никогда не были новаторами, а Зеленский не был тем комиком, на которого будет равняться молодое поколение. Поэтому его уход в политику ничего принципиально для украинской комедии не изменил. А вот сам "Квартал", потеряв своего флагмана, потерял в целом", – считает Юшков.
Еще одна причина в том, что остальные "квартальцы" – не конкуренты Зеленскому на сцене. Разница в их актерском мастерстве достаточно велика.
"Зеленский вытягивал многие роли, потому что прошел дополнительную школу кино. Это как минимум отразилось на его подаче юмора. Он научился подавать и продавливать шутки. А остальные участники в "Вечернем квартале", грубо говоря, – для мебели. Они просто читают шутки. Ни у кого из них нет суперактерских способностей. Вот качество шоу и просело", – считает Максим Кравец.
Однако политическая и экономическая ситуация в Украине как раз хорошо способствует тому, чтобы в стране развивался политический юмор. Только преподносить зрителям это нужно в другом формате. По мнению многих комиков, времена популярности КВН как формата уже уходят. Об этом говорят не только недостаточно высокие рейтинги "Квартала" и их конкурентов "Дизель-шоу", но и "Лиги смеха".
За последние несколько лет раскрутились украинские стендаперы, которые шутят на политические темы. Однако Зеленский к их появлению не имеет никакого отношения, потому что они развивались сами по себе. В первую очередь, это Антон Тимошенко и Егор Шатайло.
"Я бы не назвал их заменой политической сатире "Квартала". Комики, которые шутят на эти темы, вынуждены идти в YouTube, потому что там нет тех ограничений, которые есть на телевидении. Как не крути, но все проекты, которые появляются на телевидении, проходят рецензирование и редактуру. Однако комики растут не потому что меняется политическая элита, а потому, что они стали опытнее", – считает Кравец.
По мнению Юшкова, Тимошенко, Шатайло и другие комики, которые шутят о политике, не столько замена, сколько хорошая альтернатива "ВК", поскольку это не просто набор шуток на заданную тему, это мысли вслух.
На данном этапе некоторые звезды российского стендапа гораздо популярнее, чем "Квартал" и любое другое юмористическое шоу, которое выходит на телевидении. Белорус Слава Комиссаренко, казахи Нурлан Сабурок и Евгений Чебатков или одессит Дмитрий Романов сольно собирают по два "Октябрьских" дворца подряд. А также питерец Александр Долгополов, который сольно собрал ДК НАУ. Так что, желающих побывать на их концертах немного больше, чем тех, кто хочет посмотреть съемки "ВК" или "Дизелей".
Однако украинский стендап как явление пока не смог раскрутиться до такой же степени.
Многие комики говорили Vesti.ua, что главная проблема в том, что в России есть телепрограмма, посвященная этому жанру – "Открытый микрофон" на ТНТ. А у нас нет ничего подобного. Пару лет назад ситуация вроде бы сдвинулась с мертвой точки. "ГудНайтШоу" Валерия Жидкова на "плюсах" стало платформой для раскрутки стендап-комиков. Однако большой популярности им это не принесло, как и самому шоу.
"На данный момент я не вижу ни одного украинского телеканала, который бы мог представить у себя стендап. Проблема в том, что вся телевизионная аудитория старше, чем целевая аудитория стендапа. Что касается "ГудНайтШоу", в котором выступали украинские стендаперы, то там комикам задавались темы, на которые они должны писать. Таким образом была нивелирована суть стендапа. Ведь суть жанра в том, что люди рассказывают о наболевшем. По сути, получилась программа – шутки в тему. Возможно, поэтому проект не достаточно хорошо зашел", – говорит Максим Кравец.
Несмотря на это, новый для украинского юмора жанр все равно развивается. В 2021 году появилось сразу несколько YouTube-шоу, в которых выступают стендаперы. В первую очередь – это "StandUp 380", которое как продюсер запустил Владимир Дантес. А также "СТЕНДАП LNJ", которое выходит на канале "Львы на джипе". Кроме этого, активизировался и канал "Подпольный стендап". В принципе состав участников этих шоу мало чем отличается, хотя есть гости, которые появлялись только в одном из шоу. Но в целом это дало хороший толчок для развития жанра. По словам Максима Кравца, в этом году на новогодние корпоративы гораздо чаще стали приглашать стендаперов.
Также в этом году появилось достаточно много "спешелов", то есть сольных часовых выступлений украинских комиков. По просмотрам самое удачное оказалось у Егора Шатайло "Шахты Тетчер" – 163,9 тысяч. Хотя этот успех некоторые связывают не столько с качеством его юмора, сколько с тем, что он был одним из лиц программы Майкла Щура. Все-таки многие шутки Шатайло звучат вымученно и искусственно.
Чуть более 103 тысяч просмотров у сольника одного из лучших на сегодняшний момент украинских стендаперов Бекира Мамедиева. Правда, это не очень качественная съемка концерта двухлетней давности в киевском театре "Браво". Это немного снизило хорошие в целом впечатления от этого выступления.
Выпустил новый формат шоу и один из самых опытных украинских комиков – Макс Вышинский. Сейчас в YouTube он активно выкладывает пятнадцатиминутные шоу "Лезу с советами". И еще один прорыв сделал Андрей Щегель, который еще несколько лет назад начал выпускать сольники, и они регулярно набирают сотни тысяч просмотров в YouTube. А недавно стендапер продал очередной свой спешл Sweet.TV.
"Украинский стендап развивается сам по себе, независимо от внешних факторов. В Европе сейчас мода на индивидуализм. И мы сейчас немного отходим от коллективного юмора – про КВН люди уже забыли, а у "Лиги смеха" рейтинги не самые лучшие. Поэтому будущее украинского юмора точно будет за стендапом", – считает Кравец.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.