Лучшие фильмы Долидзе рассказывали вполне себе жанровые истории. Так в 1936 он снял совместно с Чиаурели драму «Дарико», повествующую как муж с женой становятся местными Робин Гудами, уйдя от притеснений помещика в лес к разбойникам. А снятая в 1954 году цветная комедия «Стрекоза» дала старт недолгой звездной карьере Лейлы Абашидзе.
Но сейчас поговорим о другой актрисе, которую открыл Долидзе. Звали ее Тамара Кокова.
"ФАТИМА"
Тамара родилась в 1934 г., в Нальчике. Во время войны потеряла отца. Воспитывалась в интернате. После школы поступила в ГИТИС.
С Долидзе на съемочной площадке Кокова сошлась, получив роль в жестокой мелодраме «Фатима» (1958). Этот проект готовился к столетию Косты Хетагурова и был смотрибельным. Судите сами: любовный треугольник из батрака, воспитанницы князя и княжеского сына; ложный слух о гибели возлюбленного; убийство соперника; сошедшая с ума от горя женщина. Всё как мы любим, по лекалам индийского кино. Мудрено ли, что «Фатима» собрала в прокате 26,8 миллионов зрителей.
Сначала Кокова отказывалась от съемок в «Фатиме», ибо ее грозились отчислить из ГИТИСа за пропадание на площадках (до звездного своего фильма она сыграла в двух картинах). Но от судьбы не уйдешь. За ослушание Коковой позволили защититься с опозданием, но фильм сделал ее популярной. Актрису удостоили премии Всесоюзного фестиваля за лучшее исполнение главной женской роли.
Это позволило закрепиться в Москве. Кокова вошла в штат Театра-студии Киноактера.
"ТАЙНА ОДНОЙ КРЕПОСТИ"
Скажем сразу, - «Фатима» стала ее самой узнаваемой работой, но на репертуар Кокова не жаловалась. Понятное дело, что привечали ее в основном на региональных студиях. В Азербайджане Кокова сделала сказку «Тайна крепости» (1959), сыграв красавицу Метанет. После премьеры фильма в республике началось поветрие: матери давали новорожденным дочерям имена в честь экранной героини. В эпике «26 бакинских комиссаров» (1965) Кокова сыграла жену Джапаридзе.
Постановщик «26 бакинских комиссаров» Аждар Ибрагимов клал перед ней каждый сценарий своего нового фильма с присказкой «Выбирай любую роль». Кокова снялась у него в трех картинах.
На «Узбекфильме» сыграла в байопике «Хамза» (1961).
На «Таджикфильме» ее вообще воспринимали как главную героиню, доверив роль в фильме «Зумрад» (1961), а спустя годы пригласив на главный треш республики музыкальную комедию «Белый рояль» (1968).
Сама Кокова из двух десятков фильмов выделяла картину «Земля. Море. Огонь. Небо» (1967), где ей довелось сыграть девушку и бабушку одновременно.
Удивительно ли, что снимаясь без перерыва, находясь в разъездах, Кокова почти не выходила на сцену в театре Киноактера.
"БЕЛЫЙ РОЯЛЬ"
Последним полноценным творческим годом Коковой стал 1975. В этом году, она по дороге из ташкентского аэропорта, стала жертвой автокатастрофы, навсегда обезобразив лицо.
Подобное же произошло с Валентиной Караваевой, приведя ту к трагедии. Кокова приняла беду достойно, говоря:
«Как-то так сложилась жизнь, что у меня в жизни сбылось очень многое. Просто в расцвете своих творческих и человеческих сил я попала в страшную автокатастрофу, и на этом моя киношная деятельность прервалась. Но встречи со зрителями продолжались еще очень долго, у нас было бюро пропаганды «Товарищ кино», поездки, творческие вечера, персональные афиши. И этим я занималась много лет, и успешно».
В 2018 в честь 60-летия картины «Фатима» Коковой присвоили почетное звание Народной артистки Республики Северная Осетия – Алания.
Достойный путь, что ни говори!
Живёт в Москве. Муж — адвокат Марк Вознесенский. Дочь Мария — филолог, кандидат наук.