Людмилы Ивановны не стало десять лет назад, она умерла в возрасте 86 лет 22 февраля 2012 года.
Говорить, впрочем, что у человека не было в жизни трагедий, нельзя. Вся наша жизнь состоит из трагедий больших и маленьких. Для совсем еще юной Людочки Касаткиной трагедией стал обычный перелом ноги. Девочка серьезно занималась балетом, и эта травма навсегда перечеркнула ее детскую мечту. Зато открыла путь в актрисы. От балета у будущей звезды кино осталась замечательная привычка идеально ровно держать спину.
Мечтая о сцене, Людмила Касаткина стала заниматься художественным словом в школьном кружке, а затем подала документы в ГИТИС и с легкостью туда поступила. С такой же легкостью она встретила в коридоре института свою любовь и судьбу – режиссера Сергея Колосова. Об этой встрече важно рассказать сразу, поскольку именно супруг всю жизнь направлял любимую женщину в правильном русле в отношении кино.
Людмила Касаткина и Сергей Колосов познакомились в 1946 году. Он увидел красивую студентку-третьекурсницу в институтском коридоре и не смог пройти мимо. "Так она мне понравилась, что я тут же решил с ней познакомиться", – позже рассказывал режиссер своему сыну. Но Людмила Ивановна любила подшучивать над ухажерами, потому позвала его на день рождения и дала парню неверный адрес, а тот с букетом цветов вломился в чужую квартиру.
Через несколько дней, когда они снова случайно увиделись, обманщица попросила у парня прощения. Они подружились, потом полюбили друг друга, а спустя четыре года поженились. Сергей Колосов позже говорил, что его жена всю жизнь любила над ним подшутить, но обижаться на этот "луч света" он не мог.
Укротительница тигров, боящаяся тигров
Людмила Касаткина была уже относительно известной театральной актрисой, когда ей, наконец, предложили роль в кино. Дело в том, что на кинопробы актриса начала ходить еще в институте, но ее упорно на роли не утверждали. Как объяснял известный оператор Иосиф Хейфиц, "у Касаткиной слишком круглое лицо – оно не влезает в кадр". Сказал, как припечатал. Хейфиц снимал Касаткину на пробах фильма "Большая семья", в который ее привычно не утвердили. Но именно эту пробу увидели режиссеры Надежда Кошеверова и Александр Ивановский, которые искали актрису на роль в цирковую комедию "Пять леопардов".
Людочка Касаткина со своим "цирковым", как они выразились лицом, очень им подходила. Но на тот момент Касаткина уже приняла решение больше в кино не соваться, мол, не берут, так зачем позориться. И только уговоры любимого мужа помогли заставить ее поменять решение. Итак, в 29 лет актриса отправилась в Ленинград на пробы фильма "Пять леопардов".
Касаткину позвали стать "укротительницей тигров", потому что у нее было "цирковое" лицо
Впоследствии это название убрали, потому что такого количества леопардов в советских цирках киношники найти не смогли. А вот тигров было полно, под них сценарий быстро переписали, так и родилась комедия "Укротительница тигров".
Сама Людмила Касаткина позже вспоминала, что была очень разочарована своими пробами в этом фильме, в которых она была слишком "простая и неинтересная". Своими переживаниями будущая звезда кино поделилась с матерью: "Мамочка, что мне делать с моим лицом?". На что получила ставший классикой ответ: "Донашивать".
Эти страдания по лицу со стороны актрисы были немного странными, поскольку она была необыкновенно хороша. Подруга Касаткиной позже вспоминала, что в белокурую дрессировщицу была влюблена вся съемочная группа "Укротительницы тигров". "Ни один нормальный мужчина не мог оставаться равнодушным к Касаткиной, – вспоминала в одном интервью артистка цирка Энгелина Рогальская. – Она же была, как куколка: хорошенькая, ладненькая, замечательно пела и танцевала. А как у нее светились глаза!"
Соблазнов было много, но актриса любила только одного
Говорят, против магии очаровательной блондинки не смог устоять сам Павел Кадочников, который был ее партнером по "Укротительнице тигров". Они играли на экране влюбленную пару, а за кадром между ними установились очень теплые отношения. Актриса позже говорила, что Кадочников был первым человеком, благодаря которому она поверила в свои возможности в кино. Он учил молодую актрису азам кинопрофессии, но, по слухам, в какой-то момент рассказал и о своих чувствах. У обоих хватило мудрости остаться друзьями. А все потому, что, несмотря на все соблазны, любила красавица-актриса только своего мужа.
Павел Кадочников тоже попал под обаяние Людмилы Касаткиной Фото: psudoterad.ru
Для всей актерской тусовки Людмила Касаткина была образцом человека цельного, не разменивающегося на мелочи. Сама про себя она говорила: "У меня в жизни все в единственном числе: один муж, один сын, один театр, одна семья".
Но вернемся к "Укротительнице тигров". По сюжету актриса должна была играть Леночку Воронцову – девушку из цирковой семьи, работающую уборщицей клеток, но мечтающую о карьере дрессировщика. Касаткина тигров боялась панически, но ради роли постоянно делала над собой усилие. Конечно, во всех сценах, где героиня контактировала с тиграми, ее заменяла дрессировщица Маргарита Назарова, та самая, которая позже сама стала кинозвездой, сыграв главную роль в комедии "Полосатый рейс".
Но многие вещи Людмила Касаткина делала сама, например, кормила тигра Пурша мясом с палочки или гладила его сквозь прутья решетки. А однажды даже вошла в клетку с хищниками. Этого потребовали режиссеры, которые заметили, что во всех сценах с тиграми Леночка Воронцова к камере стоит спиной. Это и понятно, потому что это была спина Назаровой, но для достоверности нужна была Касаткина и тигры.
И она вошла в клетку – по сей день никто не знает, чего женщине это стоило. Касаткина ведь мало того, что боялась хищников, она была росточку всего 159 сантиметров, совсем крошечная рядом с тиграми. Тигр Пурш на свою "дрессировщицу" зарычал и ударом лапы сломал палку, а потом метнулся по клетке и пару раз стегнул артистку хвостом. Нужны ли были такие эксперименты с жизнью даже ради достоверности? Наверное нужны, ведь не зря мы так любим этот фильм, которому актеры отдавались так самоотверженно.
Касаткина панически боялась тигров, но в клетку все же вошла
Комедия получилась замечательная и своим выходом в 1954 году буквально взорвала прокат, собрав в кинозалы 36,7 миллиона зрителей.
Ходят слухи, что после съемок легендарный дрессировщик Борис Эдер, который сыграл в фильме учителя Леночки Воронцовой, на полном серьезе предложил девушке пойти к нему в ученицы и обещал сделать из нее великую дрессировщицу и доверить ей 11 тигров, потому что "в крошечной Людочке есть настоящий кураж". Касаткина отказалась, мотивировав тем, что любит людей больше, чем тигров. Эдер очень удивился: "Неужели вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?". Актриса сказала, что азарт был, а власть? Власть ее никогда не интересовала.
Рядовой героизм актрисы Касаткиной
В 1967 году на съемочной площадке актриса еще раз оказалась в нескольких шагах от гибели. Ее муж Сергей Колосов снимал 4-серийный исторический фильм "Операция "Трест", где Касаткина играла террористку-монархистку Марию Захарченко. Актриса скакала в кадре верхом на лошади, а та, увидев грузовик на пути, встала в "свечку" и сбросила легкую наездницу. Когда после двух месяцев в больнице с трещиной в позвоночнике ее опять попросили сесть на лошадь – доснять эпизод, она мужественно согласилась.
Касаткина в фильме "Операция "Трест"
На съемочную площадку ее вынесли на носилках, заботливо усадили на лошадь, с которой после полутора часов съемок она сползла на землю и еще долго выла от боли.
"Операция "Трест" стал одним из первых советских сериалов. Сергея Колосова всегда интересовал синтез кино и телевидения, поэтому многие считают его основоположником телевизионного фильма в СССР. Вместе с Людмилой Касаткиной в фильме играли такие звезды кино, как Армен Джигарханян, Донатас Банионис и Игорь Горбачев.
Джигарханян, который дружил с Колосовым и Касаткиной, позже вспоминал в одном интервью, что "то была удивительно дружная прекрасная семья, союз творцов, и то, чем они занимались, – это высокий класс в искусстве". Армен Борисович много играл вместе Касаткиной и называл ее "умной, эмоциональной, замечательной актрисой". Последним их совместным проектом стала 2-серийная драма "Дороги Анны Фирлинг" – в 1985 году Сергей Колосов экранизировал пьесу "Мамаша Кураж и ее дети" немецкого драматурга Бертольта Брехта. Фильм вышел в 1985 году. В этом фильме Касаткина сыграла одну из самых своих драматических ролей в кино – маркитанку Анну Фирлинг, переживающую личную трагедию на фоне средневековой Тридцатилетней войны. Многие считают, что мамаша Кураж – лучшая роль актрисы.
"Пожизненная" муза
Впрочем, говорить о лучших и худших ролях в отношении Касаткиной сложно, поскольку ее образы в кино слишком разноплановые. Сергей Колосов снимал свою жену много и удачно. Она была его "пожизненной" музой. Их первым семейным кинопроектом стала экранизация пьесы Шекспира "Укрощение строптивой". Актриса играла строптивую Катарину в театре и так успешно, что Колосов придумал сделать из спектакля фильм, где в роли Катарины – Людмила Касаткина, в роли Петруччо – Андрей Попов.
Фильм "Укрощение строптивой" вышел в 1961 году и имел оглушительный успех, причем мирового уровня. За роль Катарины Касаткина получила главный актерский приз – "Золотую нимфу" на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло.
Людмила Касаткина в фильме "Укрощение строптивой"
После этого Колосов решился на эксперимент, и в 1964 году снял свой по-настоящему первый советский сериал "Вызываем огонь на себя". Людмила Касаткина сыграла в нем советскую разведчицу и руководительницу подполья Анну Морозову. Успех сериала был огромным. Еще задолго до "17 мгновений весны" и после "Рабыни Изауры" улицы советских городов пустели, когда показывали картину с Касаткиной.
И снова актриса едва не погибла на съемках: во время сцены с бомбежкой пиротехники перестарались, и взрывная волна понесла на голову актрисе куски жести. "Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу", – вспоминала Людмила Ивановна.
В фильме "Душечка" с Ролланом Быковым
Касаткина была удивительно разноплановой актрисой, способной сыграть любую роль: вчера она была укротительницей тигров и разведчицей, а сегодня – уже дочерью коллежского асессора и идеальной черной вдовой в восхитительной экранизации чеховской "Душечки". Людмила Ивановна в нем удивительно хороша и как обычно – лучезарна и харизматична.
"Это не я – это Голливуд"
После "Укротительницы тигров" Касаткина в комедиях не снималась. Разве что в "Большой перемене". В той народной комедии в 1973 году играла целая плеяда звездных актеров. Людмиле Касаткиной досталась роль мудрого и терпеливого директора вечерней школы Екатерины Семеновны. Помните? – "Самое прекрасное лекарство – работа. А взрослые – как дети. Только курят больше, у взрослых – семья, заботы, болезни, а так они – как дети!".
Фильм ждал большой успех, Касаткина же, которая абсолютно не пасовала среди других звезд, призналась со вздохом: "Я не доиграла комедийных ролей".
Людмила Касаткина и Михаил Кононов в фильме "Большая перемена"
Оператор "Большой перемены" Анатолий Мукасей вспоминал, что актриса всегда очень строго следила за своим внешним видом в кадре. "Я просто так сниматься не могу. Надо, чтобы оператор попробовал меня снять, как я буду выглядеть на экране", – заявила звезда режиссеру комедии. "Мы сели на Мосфильме в зале, был показан кусочек съемки. Она очень внимательно посмотрела и сказала: "Толечка, я буду у вас сниматься. Это не я – это Голливуд", – вспоминал Мукасей в одном из интервью.
Этот же оператор снимал актрису в фильме-оперетте "Принцесса цирка", режиссером которого была Светлана Дружинина. Мать "Гардемаринов" рассказывала, что Касаткина была серьезной драматической актрисой, но при этом в оперетте ей удалось остаться "легкой и воздушной".
С Владимиром Басовым в фильме "Принцесса цирка"
Одним из особых талантов Людмилы Касаткиной был голос, какой-то по-особому дурманящий и томный. Пожалуй, ни одна из звезд советского кино такой роскошью похвастаться не может. Этот голос силен настолько, что способен существовать отдельно от своей хозяйки, навевая воспоминания и рождая образы. Этот голос актриса подарила пантере Багире в мультфильме "Маугли". С 1967 по 1971 год в СССР вышло пять мультфильмов, снятых по мотивам "Книги джунглей" английского писателя Редьярда Киплинга. Интересно, что у Киплинга Багира – самец, но при переводе персонаж сделали женского рода. "Багира так оригинально прорисована, и так потрясающе озвучена Касаткиной, что она – самый интересный персонаж в мультфильме. Интересно как наблюдать за ее трансформациями, так и слушать ее интонации – как грозные, так и мяукающие", – написал один из кинокритиков.
Сниматься у мужа – это совсем не благо
Людмила Касаткина сыграла в кино 25 ролей, из них 11 – в фильмах своего мужа. В этом смысле ей многие завидовали, это же нужно так устроиться, чтобы муж все свое творчество бросил к ногам жены. Но она сама считала, что сниматься у мужа-режиссера – это прежде всего большая ответственность. "Доверие мужа-режиссера очень обязывает, сниматься у мужа – это совсем не благо", – объясняла свою ситуацию Людмила Ивановна.
И ведь никто Сергея Колосова не заставлять снимать жену во всех своих фильмах. Здесь другое, здесь творческий союз людей, которые не просто любили друг друга, а которые всегда смотрели в одном направлении и вместе создавали шедевры. Да, муж стремился в каждом своем новом фильме и сериале раскрывать жену по-новому, но делал он это мастерски. Ведь не зря же четыре фильма с участием актрисы попали в золотой фонд классического советского кино. Такими вещами мало кто из звезд может похвастаться.
Людмила Касаткина и Сергей Колосов с сыном Алексеем
Касаткина вспоминала, что режиссер Эльдар Рязанов однажды сказал: "Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже делал потрясающие картины". Вполне возможно, что маэстро шутил, но Колосову недоброжелатели действительно "закидывали", что именно жена помогает ему держать уровень. А актрисе, наоборот, бросали за глаза, что без фильмов мужа она бы...
"А я считаю так, что если сложился творческий союз людей, учившихся у одного педагога и верящих в одну идею, то это гордость. Я что, его опозорила? Когда я слышу, что Касаткиной повезло – муж снимает, во мне рождается еще больший азарт. Желание победы. Не злость", – со страстью говорила в одном интервью Людмила Ивановна.
Такие разговоры, впрочем, велись по поводу талантливых пар во все времена.
Но все пересуды разбивались о незыблемый факт – Колосов и Касаткина представляли собой крепкий семейный союз, в котором шесть десятков лет царила любовь. В это сложно поверить, но супруги прожили вместе 62 года – воистину история любви длиною в жизнь. Все эти годы супруги были неразлучны настолько, что друзья в шутку называли их Колосаткиными.
И финал этой истории подтвердил тот факт, что этот брак свершился на небесах. Людмила Касаткина пережила своего супруга всего на 11 дней.
Фото: kino-teatr.ru
До этого рокового момента актриса уже достаточно долго страдала от болезни Альцгеймера. Память ей изменяла, но физически она была очень крепкой. Увы, болезнь (проблемы с сердцем) и смерть мужа актрису окончательно подкосили. Похоронив любовь всей своей жизни, женщина оказалась в больнице, где в бреду продолжала разговаривать со своим Сережей. "Когда я приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне смерти мама четко произнесла: "Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!", после чего потеряла сознание. А на следующий день, 22 февраля, ее не стало. Отец увел маму за собой", – вспоминал в интервью после смерти матери ее сын Алексей Колосов. На момент смерти актрисе было 86 лет.
В воспоминаниях коллег-актеров о Людмиле Касаткиной никто никогда не говорил о ней дурного. Наоборот, все настаивали, что она была великой актрисой и идеальной женщиной – всегда подтянутой, красивой, нарядной и никогда не жалующейся на жизнь. А еще она была человеком слова и чести. "Мой Бог – это моя совесть", – говорила эта удивительная женщина, которая создала вокруг себя целую вселенную на обаянии, таланте и характере.
"Зрителю нужна была она сама – нужна Касаткина, которая взбаламутит ваши души, – вспоминала о Людмиле Ивановне актриса Валентина Титова. – На спектакли с ее участием билеты распродавали за полгода. Касаткина – это порода, красота, чувство человеческого достоинства".
Сын Колосова и Касаткиной проигнорировал кино
Плохо это или хорошо, но в семье легендарных актрисы и режиссера больше никто не пошел по их стопам. Единственный сын Алексей стал музыкантом, отдав предпочтение джазу, о котором очень успешно рассказывал в авторской передаче на "Русском радио". Колосов-младший окончил факультет журналистики МГУ, но после выбрал музыку и окончил знаменитую Гнесинку по классу гитары.
Алексей Колосов предпочел кино джаз
Алексей Колосов написал музыку для нескольких фильмов отца, а также снялся в эпизодических ролях в картинах "Помни имя свое" и "Раскол".
Свою первую дочь, которая родилась в 1984 году, Алексей назвал в честь матери – Людмилой. В 2001 году у Алексея родилась вторая дочь, которую назвали Анной.