Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Чарли Чаплин: миллионер с «левыми» взглядами

Почему «короля комедии» вышвырнула Америка?

Почти 70 лет назад великий комик навсегда покинул США – «страну неограниченных возможностей», гражданином которой он так и не захотел стать.

Невозмутимого персонажа в котелке и с тросточкой, сохраняющего лицо в самых безнадежных ситуациях, Чарли Чаплин скопировал с себя – маленького человека с большим самоуважением. Деньги были для него не рабством, а свободой, позволившей сказать миру нечто важное.

«Прихвостень коммунистов»

«Объединяйтесь! Боритесь за новый мир, который предоставит всем работу, будущее для молодежи, покой для стариков. Давая такие обещания, свиньи взяли власть. Но они лгут. Они не держат своих обещаний. Диктаторы освобождают себя, но порабощают народы. Надо бороться, чтобы сбылись эти обещания. За освобождение мира, уничтожение национальных барьеров,  исчезновение алчности и нетерпимости. Надо бороться за мирную жизнь и счастье для всех!», - знаменитая речь героя Чарли Чаплина из фильма «Диктатор» была воспринята как выражение собственных взглядов актера, сценариста и режиссера, и стоила ему изгнания из США.

После отъезда по делам в Лондон в 1952 году Чаплина просто не пустили назад в страну, где он прожил 40 лет (работал в Америке с 1912 года). На родину, в столицу Великобритании, Чарли ездил на фестиваль, запросив у иммиграционной службы США обратную визу. Ее поначалу выдали, но по пути в Европу легендарному кинематографисту сообщили, что вернуться в Америку он не сможет. Для рассмотрения вопроса о разрешении на въезд придется ответить на обвинения политического и морального характера.

В этой травле принимал участие Ричард Никсон, который станет вскоре президентом США. В период маккартизма (50-е годы) американская администрация начала открытые гонения на сторонников «левых» идей из-за их возросшей популярности на фоне вклада Советского Союза в разгром фашизма. Как же попал в ряд «неблагонадежных» миллионер Чарли Чаплин и за какие заслуги владелец 40-комнатного особняка на Беверли-Хиллз удостоился клейма «прихвостня коммунистов»?

Передовик производства

До того как 18-летнего парня пригласили в Лос-Анджелес для сотрудничества с кинокомпанией «Кистоун», способный актерский сын не только выступал с собственными номерами, пел песни, сочинял пародии, танцевал в ансамбле и подрабатывал преподаванием танцев. До достижения совершеннолетия он успел побывать слугой и дровосеком, печатником и стеклодувом.

После развода родителей жить пришлось в нужде, а когда мать угодила в клинику для душевнобольных, дети познали «прелести» бродяжничества и приюта. Ели раз в день, потому что рассчитывать могли только на бесплатный обед в благотворительной организации. Начать работать в 9 лет Чарли Чаплину пришлось не от хорошей жизни.

И чем бы этот парень ни занимался, выкладываться он привык без остатка. В полную силу работал в труппе Карно, снимался в качестве актера и писал сценарии. Автором 24 из 35 фильмов студии «Кистоун» был Чарли Чаплин, а еще с дюжину короткометражек он снял в 1915 году в Чикаго для студии «Эссеней», придумав самый «фирменный» образ немого кино – коротышку-бродяжку с тросточкой и в котелке.

Рекордную творческую производительность Чаплина Голливуд оценил контрактом на баснословную по тогдашним меркам сумму в $670 тысяч, и в накладе студия «Мьючуэл» не осталась: ее ценное приобретение отработало вложения сполна, выпуская по кинохиту каждый месяц.

Нет – войне!

И всё бы было хорошо, если бы художник не вмешался в политику. Осуждать милитаризм Чарли Чаплин начал еще в Первую мировую войну, выпустив пацифистскую комедию «На плечо!» и другие работы, высмеивавшие военщину. В поле зрения ФБР Чаплин попал в 30-х годах прошлого века – досье на него завели после выхода картины «Новые времена», где режиссер подвергал сомнению гуманность империализма.

В 1940 году Чаплин загорелся идеей рассказать о своем видении событий в Европе. В то время как его родная Британия уже год один на один противостояла нацистской Германии и ее союзникам, фигуры Гитлера и Муссолини не могли не заинтересовать комедиографа: многое в их манере поведения работало на создание сатирических персонажей. Так появился фильм о двух близнецах – неумолимом диктаторе Хинкеле (говорят, Гитлер без труда узнал в нем себя) и простом парикмахере Чарли, волей судьбы оказавшемся в роли тирана и выступившем с речью, обличающей злые намерения «денежных мешков». Студия «Парамаунт» запустила картину в производство, несмотря на предупреждения о политических осложнениях – как известно, официальная Америка поначалу сохраняла нейтралитет и не планировала ссориться с Гитлером. Чаплину грозили убытками, поскольку ленту не планировали демонстрировать в США и Англии. Поступали угрозы срыва показа «Диктатора» посредством распыления в кинотеатрах ядовитого газа.

Чаплин относился ко всем тревожным сообщениям с должной серьезностью и договаривался об охране кинозалов. Ленту все же увидели зрители, а нападки на ее автора усилились. После выхода картины нью-йоркское издание «Дейли ньюс» написало, что режиссер «тыкал в зал коммунистическим пальцем».

Кто в доме хозяин?

Чаплин не только был на стороне антифашистов, но и открыто симпатизировал главному борцу с агрессором – СССР, которому в этом противостоянии досталась самая тяжелая ноша. Левые взгляды мэтра кино раздражали американских сенаторов и конгрессменов, но до Победы они не давали разгуляться эмоциям, поскольку это было политически не выгодно. Припомнили Чаплину просоветские симпатии по окончании войны. Популярность Советского Союза после разгрома фашизма в мире возросла, и с популяризацией левых идей за океаном мириться не собирались.

В ходе монтажа картины «Месье Верду» даже расследовалась антиамериканская деятельность Чаплина – его вызывали на заседание комиссии в Вашингтон, куда были приглашены на слушания около двух десятков человек. Те, кто взывал к гражданским правам, отправился за решетку, получив за «неуважение к закону и комиссии» год тюрьмы. Чаплина спасло то, что он собирался приехать на слушания в своем гротескном образе бродяги. Чтобы не превращать заседание в фарс, вызов ему отменили. Но его фильм к показу запретили – прокат состоялся лишь после переделки указанных цензорами «недопустимых фрагментов». И даже после этого демонстрация ленты в Америке сопровождалась организованными «за кулисой» протестами. Кинотеатры отказывались от показа картины после пикетов «Католического легиона» с темой дня «Долой попутчика красных!». В ходу были плакаты: «Выслать из страны чужака!», «Неблагодарный Чаплин загостился у терпеливых американцев», «Вали к своим, в Россию!» и т. д.

Опала стоила Чаплину седых волос и прощания с «миром грез».

Гудбай, Америка!

За артистом установили слежку. В 1947 году корпорация NBC стала негласно прослушивать телефон кинематографиста, упорно не желавшего получать американский паспорт. В то время как из разоренной войной Европы многие люди творчества перебирались в поисках лучшей жизни за океан, демонстративное нежелание Чаплина становиться гражданином США выглядело вызовом. Его нарочитый интернационализм давал властям повод для подозрений в нелояльности к системе.

В 1952 году Чарли выпустил фильм, который считал вершиной своего творчества. Но лента «Огни рампы» стала его последним американским кинопродуктом. Сразу после премьеры он был вынужден поменять страну проживания. Доходы от проката «Огней рампы» в Европе были обложены американским налогом еще в течение трех лет – по 1955 год. Даже после выезда артиста налоговый департамент США считал его резидентом страны, а возможности оспорить несправедливость иностранец Чаплин был лишен: без гражданства он не мог отстоять свои интересы в американском суде.

Отказалась впоследствии от гражданства США и последняя жена Чаплина Уна О’Нил (1925 – 1991), которая была моложе супруга на 36 лет. Четвёртой женой Чаплина она стала в 1943 году, в разгар затеянной против Чарли судебной тяжбы о признании отцовства в отношении ребёнка молодой актрисы, к которому он не был причастен. В лице «подруги дней его суровых» Уны Чарли нашел свою судьбу, хотя искал всего лишь очередную молоденькую актрису (ну, не ровесницу же 53-летний режиссер должен был в роли лирической героини снимать) – для фильма, который так и не был снят. Ради этого брака Уна отказалась не только от собственной кинокарьеры, но и от родного отца, прекратившего после скандальной свадьбы всякие контакты с дочерью.

В 1952 году, перед отъездом из Америки, «невозвращенец»-муж выдал Уне доверенность на свой миллионный банковский счет, а после запрета ему въезда в США супруга продала роскошный американский особняк Чаплина и вывезла в Европу всё нажитое им имущество.

Старость – в радость

Новую роскошную усадьбу Чаплин купил в благополучной Швейцарии. Порвав со страной, где свирепствовали маккартисты, изгнанник искал другой приют ровно пять месяцев. Это было затянувшееся путешествие по Европе, в ходе которого он и обрел новое пристанище в благословенном земном рае – Корсье-сюр-Веве. Здесь Чаплин и бросил якорь, купив виллу, где проведет счастливую старость в кругу любящей семьи – заботливой жены Уны О’Нил, троих сыновей и пятерых дочерей. К шестерым рожденным ранее совместным детям (в 1944 году появилась на свет Джеральдина, в 1946-м – Майкл, в 1949-м – Джозефина Ханна, в 1951-м – Виктория) О’Нил родила Чаплину еще четверых: Юджина, Джейн, Аннет и Кристофера. Последний ребенок пришел в этот мир, когда отцу исполнилось 73 года.

На новом жизненном витке Чаплину ничто не мешало самовыражаться в творчестве и критиковать американский образ жизни, к которому у художника накопилось немало претензий. В 1957 году вышел предпоследний его фильм «Король в Нью-Йорке», где высмеивалась американская действительность. Показ картины в США поначалу запретили. Но слава догнала художника и там.

Признание на «второй родине» пришло в 1972 году, когда Чаплина представили к Оскару. На вручение высшей американской кинонаграды опальный мэтр ехал настороженно, ожидая возможных провокаций и нежелательных инцидентов. Но всё прошло гладко, и последние пять лет жизни Чарли провел в идиллической гармонии с миром. До самой смерти на католическое Рождество в 1977 году король комедии продолжал писать сценарии и наслаждаться славой – стал рыцарем Британской империи и обладателем других титулов, которые заслужил своим выдающимся творчеством.

P.S. А счеты с гением кино недоброжелатели попытались свести уже после его кончины: через пару месяцев после похорон выкопали прах из могилы и, не дождавшись выкупа, бросили у Женевского озера. Но и на этот раз судьба к Чарли благоволила: останки вскоре нашлись, и великому Чаплину воздали при повторном захоронении новые почести…

 

 

 

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.