Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Каста артистов. Как работает в Украине система выезда для творческих людей

Источник: vesti.ua

Андрей Щегель усложнил возможность гастролировать за границей другим артистам.

В выходные дни после интервью украинского стендапера Андрея Щегеля разразился скандал. В нем комик откровенно признался в том, что, получив повестки от территориального центра комплектации (ТЦК, бывшие военкоматы), решил выехать из Украины, прикрывшись выездом на гастроли. Разрешение на выезд он, как и многие другие артисты, получил в Министерстве культуры. 

На фоне тотального запрета на выезд военнообязанных мужчин случай с Щегелем получил широкий резонанс. 

Комик сбежал от повесток

Андрей Щегель в интервью Роману Скрыпину сказал о том, что до выезда из Украины получил три повестки: две – в городе Рахов Закарпатской области и одну – в Надворной Ивано-Франковской. Андрей назвал себя "свободным человеком", который больше не хочет находиться в Украине. Поэтому обратился в Министерство культуры, подал заявку и выехал из страны под предлогом выступления за рубежом.

Щегель заявил, что по закону может провести в Турции 90 дней, потом планирует отправиться на два месяца в Албанию, организовать выступления в Европе и на Бали, а затем – пожить в других странах, куда пускают "без документов".

Комик уверяет, что его не мучают укоры совести, поскольку он является эгоистом и умеет расставлять приоритет, а кроме того, ничем не дорожит в Украине и не рискует репутацией, поскольку не успел ее заработать.

Другим звездам будет сложнее выезжать из Украины

Одним из первых по поводу заявления Щегеля в соцсетях высказался певец и шоумен Дантес. Реакция певца свелась к тому, что теперь артисты, которые выехали и решили не возвращаться, усложнили жизнь своим же коллегам, которые гастролируют, для того чтобы принести какую-либо пользу своей стране.

Но позиция Щегеля вызвала недовольство не только из-за того, что комик сбежал и не стесняется об этом говорить, создавая сложности коллегам. Проявилась другая проблема. Фактически, некоторые артисты просто пользуются возможностью скрыться от повесток, прикрываясь формальной концертной деятельностью. Те же Потап, Яма или Винник не дают никаких концертов, однако уже год находятся за границей. 

Кроме них еще многие артисты гастролируют в США и Европе, однако высчитать, насколько эти выступления приносят пользу ВСУ или улучшают имидж Украины в глазах иностранцев, не реально, если сами музыканты публично об этом не отчитываются. А делают это немногие. Одни из немногих – это группа “Друга Рiка”, которая регулярно сообщает о своих благотворительных взносах после заграничных туров. Например, еще в мае прошлого года они передали 2 млн гривен на покупку пикапов и делают такие отчисления регулярно. Но есть и те артисты, которые явно проводят свои выступления ради того, чтобы просто заработать. Поэтому у людей, которые остаются в тылу, возникает недовольство тем, что артисты оказались привилегированной кастой, которой позволено то, что не разрешили тем же морякам, которые еще год назад подписали контракт с рыболовецкими компаниями, но их из страны так и не выпустили.

Критикуют сейчас не только артистов, которые нашли возможность выезжать хотя бы на время в безопасные места и зарабатывать, но и Минкульт.

Сейчас меня немного удивляет, что на таких артистов такая реакция. Тут вопрос следует адресовать туда, где создаются условия для подобного поведения. С первых дней войны я пытался донести до ответственных за связь государства с артистическим миром, что этот мир, во-первых, нужен государству с точки зрения пропаганды. Во-вторых, в условиях паники и отсутствия поддержки или как минимум коммуникации с властью не все представители этого мира будут вести себя так, как это хотели бы увидеть миллионы людей, для которых они являются определенными ориентирами и доверяют им. Однако ноль реакции. 

Я считаю, что кто-либо во время войны должен рассматриваться с точки зрения:

а) чем может быть полезен государству тот или иной талант;

б) что нужно таланту для того, чтобы он был использован в интересах государства.

Это все нужно обсуждать, прорабатывать, устанавливать правила и ответственность”, – пишет у себя на странице в Facebook продюсер Ольги Поляковой Михаил Ясинский.

Выясняется, что после года войны до сих пор не отработана реакция государства на отказ артиста возвращаться. Поэтому артисты, которые уже воспользовались таким разрешением, остаются за границей, полагаясь на то, что система наказания или взыскания за нарушение такого договора не прописана. 

Подписывая разрешение на выезд, чиновники полагаются исключительно на порядочность человека. В заявлении на выезд артист указывает причину выезда и временные рамки. 

По словам одного из продюсеров, исполнители и музыканты в качестве причины указывают гастроли, и не важно, для какого количества людей эти выступления проходят. А кроме того, они отмечают дату, когда обязуются вернуться. Причем схема выезда для мужчин призывного возраста заключается еще и в том, что вернуться в Украину они обязаны через то же самое КПП, которое предписано, и на том же самом транспорте, который был указан изначально. 

Как рассказал наш источник, прецеденты уже были, когда музыкант одной из певиц возвращался с заграничных гастролей на машине, а не на поезде, как было заявлено изначально, и через другое КПП. В страну его сразу не пустили, а попросили переместиться и пересечь границу на поезде, как и планировалось, а также в другом месте.

Кроме артистов, есть и другие касты, которым позволено выезжать за границу. В первую очередь это спортсмены, а также водители пассажирского и грузового транспорта.

Однако негативное отношение чаще можно услышать от тех, кто в тылу, а не от тех, кто воюет. В частности, лидер группы “Нумер 482” Виталий Кириченко, который с первых дней войны находится на передовой, считает, что каждый мужчина должен сделать свой выбор – между тылом и передовой. И при этом тех, кто продолжает гастролировать, он не осуждает.

Говорят, что не суди и не судим будешь. Конечно, тот факт, что какие-то артисты, уехав за границу и оставшись там, свидетельствует о том, что они сделали свой выбор. Не скажу, что я в восторге от этих людей. Я в начале войны сделал свой. Между войной и концертами – я выбрал передовую. Но иногда пишу и записываю новые песни, редко делаю спонтанные концерты. Мы с побратимами находимся в окопах ради того, чтобы другие могли писать песни и развиваться. Тем не менее есть люди, к которым у меня личное отношение. Например, Вася Рябко из группы “Папа Карло”, с которым мы записали две песни. Он пошел в тероборону и получил травму. Сейчас он пишет песни, но многое делает и как волонтер. Его я понимаю. Но есть много музыкантов, которые в начале войны взяли в руки автоматы, а сейчас выступают в Польше или Париже. Я тоже не мог такого предположить, что я пошел в тероборону Киева, а оказался на Донбассе. Но я понимаю, что без моего пения страна как-то переживет, а вот без наших автоматов и вырытых окопов у нас мало шансов. Поэтому мой выбор таков. Среди тех музыкантов, которые уехали за границу, есть те, кто собирает деньги на дроны и другую помощь ВСУ”, – говорит военный и лидер группы “Нумер 482” Виталий Кириченко.  


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.