Да, хотя Т-90 имеет уже более чем двадцатилетнюю историю, а его модификации отличаются от первоначальной более чем серьёзно, - тем не менее, появился этот танк как развитие Т-72. Как и прочие отечественные машины, он не возник на пустом месте, а стал продолжением опыта, накопленного в предыдущих танках, и вобрал в себя новые достижения отечественной школы танкостроения, которая без сомнений, является лучшей в мире.
Чтобы понять, что же такое Т-90 и действительно ли он так плох, как об этом говорят недоброжелатели танка (и просто недоброжелатели российских успехов), придётся уделить внимание отечественному танкостроению хотя бы позднего Советского периода. Практически одновременно в Советском Союзе находились на вооружении сразу несколько различных типов танков. При этом, стоящие на вооружении машины проходили необходимые стадии модернизации, проводимые разработчиками. Имелось пять центров танкостроения и соответственно, пять танковых КБ: в Харькове, в Ленинграде, в Нижнем Тагиле, в Челябинске и в Омске. Естественно, что каждый центр занимался доработками имеющихся танков и созданием новых. И хотя каждое КБ занималось развитием своей техники, нельзя сказать, что эти работы проходили изолировано – лучшие технические решения принимались для модернизации, а самые передовые разработки, в качестве основы для будущих машин. Это позволяло всегда иметь несколько вариантов перспективной техники, выбирая из них наилучший, и использовать наработки для совершенствования всего парка, стоящего на вооружении.
Так например, легендарный Т-80 появился в ленинградском ОКБТ (КБ «Кировского» завода) ещё в 1969 году как вариант модернизации харьковского Т-64, где вместо дизеля был установлен газотурбинный двигатель (объект «219»). Аналогичная работа ранее проводилась и в Харькове (объект «434Т»), но была менее успешна и не получила развития, поскольку попытка приспособить на танк изменённый вертолётный двигатель оказалась не очень удачной. При этом оба варианта модернизации получили новое вооружение – 125-мм гладкоствольную пушку, вместо 115-мм, стоявшей на первоначальном варианте. Уже в 1970 году ленинградский танк получил новую ходовую часть, отличавшуюся от ходовой Т-64, поскольку последняя не соответствовала повышенным динамическим характеристикам танка и возросшим нагрузкам. Новыми стали ведущие и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки, гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками, гидроамортизаторы и торсионные валы. Небольшие изменения были внесены и в башню, хотя само боевое отделение со 125-мм пушкой Д-81, автоматом заряжания, системой стабилизации орудия, приборами наблюдения и прицеливания остались прежними. Старыми остались бронирование, корпус и трансмиссия. Несмотря на это, новый танк был принят на вооружение под новым названием – Т-80, сохранив значительную преемственность с ещё долгое время выпускавшимся и модернизировавшимся Т-64.
Несколько иная судьба у не менее легендарного Т-72. Он также являлся "всего лишь" попыткой модернизировать Т-64, только уже в КБ Уралвагонзавода, для производства на УВЗ в «особый», то есть мобилизационный период (объекты «172» и «172М»). И, так же как в Ленинграде, первые существенные изменения коснулись двигателя - В-45К был многотопливным, имел более простую систему охлаждения и увеличенную мощность. Другим изменением стал автомат заряжания (АЗ) новой конструкции. Он имел более простую и надёжную конструкцию (выстрелы были унитарными, а не раздельного заряжания), улучшил обитаемость экипажа, облегчал ручное заряжание пушки (которое может оказаться необходимым в случае повреждения АЗ), позволял снаряжать конвейер без разворота башни на корму и без помощи механика-водителя, и давал возможность эвакуировать механика-водителя через боевое отделение в случае огневого поражения танка (что было невозможно на Т-64). Под новый АЗ изменилась и конструкция башни. Но снова ходовая часть была признана ненадёжной. И она была изменена на следующем варианте («172М»), который и стал с принятием на вооружение называться Т-72. Технологичность его производства (изначально требовавшаяся только для мобилизационного периода), вместе с увеличившейся надёжностью, сделали его основой обновляемого парка отечественных танков.
В дальнейшем оба танка (Т-80 и Т-72) производились серийно и непрерывно модернизировались. Партия первых Т-80 была изготовлена на Кировском заводе. Дальнейшее совершенствование машины шло по всем направлениям и одновременно в Ленинграде и Харькове. Уже в 1978 году принят на вооружение Т-80Б (объект «478»), представлявший собой улучшенную харьковчанами версию ленинградского танка. Кроме более мощной брони, он получил новую пушку и комплекс управляемого ракетного вооружения «Кобра» с радиоуправляемой ракетой 9М112. С 1980 года этот танк получает более мощный газотурбинный двигатель (ГТД -1000ТФ мощностью 1100 л. с.), а с 1985 - комплекс навесной динамической защиты. Параллельно в Ленинграде шла работа над другой версией танка (объект «219А»), также имевшей улучшенную защиту, ракетный комплекс «Рефлекс» (с ракетой, наводящейся по лазерному лучу), динамическую защиту, обновлённый прицельный комплекс, а также, автоматизированную систему управления огнем (СУО) «Иртыш». Эта работа привела к созданию в 1985 году наиболее совершенной версии «восьмидесятки» - Т-80У. ГТД обеспечивал машине непревзойдённые динамические характеристики. Защита танка была значительно усовершенствована. Кроме новой конструкции броневых преград, изменилось и их качество – броня стала многослойной, комбинированной, более 50% поверхности перекрывала встроенная динамическая защита – ВДЗ (помимо навесной). Для усовершенствованной пушки 2А46М-1 разработаны более совершенные боеприпасы. Пушка получила устройство встроенного контроля выверки прицела наводчика. СУО позволяет наводчику и командиру независимо друг от друга вести поиск целей и прицельный огонь днём и ночью, с места и с хода. Обновлённые прицельные приспособления стабилизированы независимо от орудия и имеют существенно улучшенные характеристики. Вспомогательный электроагрегат (ГТА мощностью 30 л. с.) позволял экономить топливо во время стоянки, и впервые применялся штатно (ранее – только на командирских машинах). Машину стали серийно изготавливать в Омске и в Харькове.
Но танк с газотурбинным двигателем имеет один существенный недостаток – большой расход горючего. Варианты установки дизельного двигателя на Т-80 прорабатывались и в Омске, и в Ленинграде, и даже в Челябинске, но дальнейшего развития эти работы не получили. Харьковские конструкторы работали с мощным двигателем 6ТД (1000 л. с.), прорабатывая его установку на Т-80 с 1976 года (объект «478Б» - «Берёза»). А в 1987 году он был принят на вооружение под обозначением Т-80УД. До распада Союза в Харькове выпустили около 500 этих танков, а всего различных модификаций «восьмидесятки» было выпущено около 4,5 тысяч. Закупки техники в обоих независимых государствах практически прекратились, и дальнейшее развитие этой замечательной машины проходило «в инициативном порядке» с расчётом на экспортные поставки.
В начале 90-х трудно было ожидать поддержки государства в разработке новых танков. Это время похоронило многие прорывные проекты. Ленинградское СКБТМ, подарив нам лучший советский танк, начало работы по новой перспективной машине (объект «292»). С целью повышения огневой мощи, был предложен вариант абсолютно нового орудия калибра 152-мм. Под новую пушку разработали новое боевое отделение с новой башней и АЗ, шасси же использовалось от Т-80. Его планировалось доработать позднее. За рубежом в это время также экспериментировали с танковыми пушками больших калибров, так как стандартная в НАТО 120-мм пушка Rh-120, не обеспечивала поражения советских Т-80. В основном пробовали увеличить калибр до 140-мм. Однако, западные эксперименты не привели к успеху, поскольку увеличенная дульная энергия крупнокалиберных пушек не позволяла добиться требуемой точности ведения огня, и к тому же непомерно увеличивала массу и без того тяжелых западных машин. Пожалуй, только германский Леопард 2А6, получивший пушку в прежнем калибре, но с увеличенной длинной ствола (Rhl 120/L55) смог повысить могущество своего главного оружия без существенного ухудшения других характеристик. А новый ленинградский танк в 1991 году прошел успешные испытания на Ржевском полигоне, показавшие, что отечественное орудие повышенного могущества имеет право на жизнь. Правда, сложившаяся в стране обстановка этого права не дала и на дальнейшем развитии проекта был поставлен крест.
Подобная же участь ждала и Омский объект «640», более известный как «Черный орёл» и впервые продемонстрированный на выставке в 1997 году. Вопреки расхожему мнению, калибр орудия этого танка остался прежним – 125-мм. Однако, конструкция башни и автомата заряжания в принципе позволяла разместить и более мощное орудие. Как раз в это время шли работы по увеличению могущества отечественных танковых пушек с помощью новых снарядов, которые должны были иметь большую длину и массу при прежнем калибре. Это заставляло увеличить и метательный заряд, что в свою очередь требовало новой конструкции пушки и увеличения размеров боевого отделения танка. Чтобы конструкция башни и боевого отделения позволяли разместить боекомплект увеличенных размеров и перспективное орудие, омские конструкторы разместили боекомплект первой очереди вместе с АЗ в развитой кормовой части башни, выполнив её в виде съемного модуля (как магазин автоматической винтовки). Однако, развитая кормовая ниша башни (традиционное место боекомплекта западных танков) увеличивает зону поражения машины. Съемный модуль должен был уменьшить процент безвозвратных потерь при попадании в эту область. Недостатком такого решения можно считать небольшой боезапас первой очереди и трудность его перезарядки (смена «магазина» предполагала наличие какой-либо транспортно-заряжающей машины). А чтобы защитить экипаж, его разместили в корпусе ниже погона башни, отделив от боевого отделения башни бронированными шторками. Шторки сдвигались в походном режиме, чтобы экипаж находился в неудобном положении только непосредственно во время боя. Большое внимание было уделено другим способам увеличить защищённость. Конструкция башни и её форма обеспечивали лучшую стойкость от поражения с различных направлений, в том числе и сверху. Новый навесной комплекс динамической защиты имел большую площадь и частично прикрывал верх башни. Шасси для нового танка доработали с учетом увеличения его массы и линейных размеров башни, удлинив корпус (взятый от Т-80) и добавив по одному катку на каждую сторону. В целом, машина получилась очень эффектной и просто красивой. Возможно, она не получила развития из-за своих недостатков, тем не менее, оставшись одной из самых ярких страниц отечественного танкостроения.
Но теперь вернёмся к Т-72, развитие которого и привело к появлению Т-90. Он претерпел множество улучшений и имел несколько модификаций. Но с середины 80-х годов КБ Уралвагонзавода вело сразу два варианта его радикальной модернизации – объект «187» и объект «188». Первый вариант предполагал более глубокую модернизацию, второй, призван был устранить самый существенный недостаток Т-72 – отсутствие автоматизированного комплекса управления огнём, что резко снижало его боевую эффективность и делало его отсталым даже по сравнению с отечественными Т-80У и Т-80УД. Это и было сделано. Объект «188» получил СУО «Иртыш» от Т-80, что приблизило его боевую эффективность к Т-80 при минимальных затратах на модернизацию самой платформы. Позже эта модификация стала называться Т-72БУ. Объект «187» претерпел более значительные изменения. Корпус был удлинен в передней части, что позволило существенно улучшить бронирование. Была создана новая башня. В отличие от литой башни Т-72, сварная башня с применением многослойного комбинированного бронирования, создавалась совместно с НИИ Стали одновременно с башней для Т-80УД и имела даже несколько большие габариты. Новое орудие 2А66 вместе с новыми боеприпасами увеличивало огневую мощь, а новая СУО, разработанная специально для «187», превосходила существующие на тот момент западные образцы. Машина получила новый челябинский двигатель А-85-2 (1200 л.с.) сделавший динамические характеристики машины близкими к Т-80УД. Изменились и некоторые элементы ходовой части. В целом, можно сказать, что это был новый танк.
Испытания обеих машин проводились в начале 90-х. Однако, дальнейшие работы по объекту «187» были прекращены, а вместо него новое название Т-90 по требованию Б.Н.Ельцина получил Т-72БУ. Новой России не нужны были новые танки. И будущее обороноспособности страны – было самым последним, о чем тогда могло задуматься руководство страны. Тем не менее, постановку на вооружение новой модификации танка (хотя и без финансирования) – можно считать достижением. Она позволила сохранить один из ведущих центров танкостроения. Дальнейшему развитию машины помогла заинтересованность в ней Индии. А задел, полученный в ходе работ по объекту «187» удалось реализовать позже, уже как доработку Т-90.
О том, как проходило совершенствование этой машины, какие ещё опытно-конструкторские работы проводились в постсоветский период в России и на Украине и какие перспективы у отечественного танкостроения сегодня – отдельная большая тема.
Продолжение следует