Фото секретного самолета F-60: Китай начинает испытания еще одного стелс-истребителя?
17.09.2012
21 июня 2012 года были опубликованы фотографии перевозки по шоссе зачехленного самолета или макета самолета. Везли несколько дней, поскольку путь не близкий SAC - Xian, около 2000 км. Поговаривают, что благодаря лоббистам в "высших эшелонах", Шеньянской авиастроительной корпорации (SAC) удалось получить финансирование на легкий двухмоторный истребитель, хотя успешно реализуется проект конкурирующей фирмы Ченду - основного истребителя J-20.
Пока рано говорить о том, каков этот самолет в действительности, ведь нет ни одной фотографии без "вуалей", тем не менее некоторые моменты его создания уже известны.
Ранее, модель подобного самолёта была показана во время проводившегося AVIC 23-25 сентября 2011 г. в Пекинском музее авиации UAV Innovation Grand Prix (AVIC Cup) (что-то вроде конкурса талантов). Она была сделана студентами Нанкинского университета аэронавтики и космонавтики по мотивам вбросов в интернет о внешнем виде шеньянского конкурента J-20. Модель носила имя F-60.
Истребитель находится в классе МиГ-29 / МиГ-35, т.е. максимальный взлетный вес в районе 24 - 25 тонн. Для такого двухмоторного самолета в качестве силовой установки есть только два варианта, российский РД-93 или его китайский клон - WS-13. Само собой разумеется, что форсажная тяга 8300 кгс уже недостаточна для машины с таким взлетным весом, тем более для истребителя который метит в "пятое поколение". Тяговооруженность новой машины никак не может быть ниже единицы при нормальном взлётном весе, она просто обязана стремиться к 1.3. К сожалению китайских конструкторов, достижение таких параметров становится возможным лишь при удельной тяге 0.1 кгс/кг веса - нереальный уровень для китайского двигателестроения. Заимствовать опыт северного соседа тоже не получится, "пятое поколение Климова" так и осталось в проектах. Не доведены до серии, ввиду закрытия программы И-2000, новые двигатели РД-43 и РД-43М с форсажной тягой 11500 - 12000 кгс. Сегодня, создатель РД-93, ОАО Климов и производитель ММП им. Чернышёва, готовы поставить заказчику несколько модификаций этого двигателя, в том числе на подходе варианты с повышенной тягой - РД-93МА (9300 кгс) и РД-93МКМ (9500 кгс).
Собственный разработчик - Гуйчжоу, со своим WoShan -13 (WS-13) пока топчется на 8300 кгс., но уже заявляет о повышенном, по сравнению с РД-93, ресурсе. Очевидно, что закупка новых модификаций от Климова поспособствует и дальнейшему улучшению их китайского собрата.
Таким образом создатели нового китайского легкого истребителя вполне могут рассчитывать на два двигателя с форсажной тягой по 9500 кгс. и максимальной - от 5800 кгс. Конечно с таким уровнем тяги не достичь основных фишек пятого поколения, например крейсерского сверхзвука. Ну так и "заокеанский брат" не осилил его на F-35! Тем не менее китайские ВВС получат машину на уровне российского МиГ-35, но с пониженной заметностью и гораздо более привлекательным для иностранного заказчика дизайном, соответствующим второму десятилетию двадцать первого века.
Предполагаемые характеристики:
длина 16.5 м
размах крыла 12 м
стояночная высота 4.5 м
площадь крыла 50 кв.м
максимальный взлётный вес 25000 кг
нормальный взлётный вес 17500 кг.
вес пустого 12000 кг.
вес топлива 7500 кг.
вес нагрузки 950 кг (внутри) / 5000 кг (с внешней подвеской)
вес фюзеляжа 1800 кг
вес крыльев 900 кг
вес стабилизаторов 130 кг
вес килей 430 кг
вес планера в сборе 3260 кг
вес оборудования 3900 кг
максимальная скорость 1800 - 2230 км/ч
крейсерская скорость 950 - 1400 км/ч
скороподъёмность 330 м/с
перегоночная дальность полёта 2500 км (с 2 ПТБ)
практическая дальность 2000 км (без ПТБ)
разбег с форсажем 350 - 400 м
эксплуатационная перегрузка 9g
нагрузка на крыло 347 (норм.) - 495 (макс.) кг/кв.м
Серийное производство – ОАО «ММП имени В.В.Чернышева».
Модификация турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой РД-33, разработанного в 1985 году для установки на легкий фронтовой истребитель МиГ-29.
Двигатели семейства РД-33 отличаются высоким уровнем газодинамической устойчивости к внешним возмущениям, в том числе и при применении бортового оружия, благодаря чему не накладывают никаких ограничений на пилотирование самолета. Они также обладают высоким темпом нарастания тяги и, соответственно, скорости полета, что особенно важно для современных истребителей.
Конструкция двигателей является модульной, что обеспечивает возможность проведения локального ремонта и замены отдельных деталей, узлов и модулей непосредственно в условиях эксплуатации.
В настоящее время создано несколько модификаций двигателя с нижним расположением коробки двигательных агрегатов (РД-33Н, РД-93, SMR-95) для одномоторных истребителей в том числе для МиГ-21, Mirage III, Mirage F-1 и др.
Двигатель SMR-95 успешно прошел летные испытания на истребителях ВВС ЮАР Super Cheetah D-2. В результате установки на них двигателя SMR-95 (тяга на полном форсаже увеличилась на 16 %, удельный расход топлива уменьшился на 25 %) летно-технические характеристики и эффективность боевого применения самолетов возросли в 1,2-3 раза.
Основные характеристики двигателя:
Тяга на полном форсажном режиме 8300кгс Тяга на максимальном режиме без форсажа 5040кгс Удельный расход топлива на полном форсированном режиме 2,05 кг/кг ч Удельный расход топлива на макс. режиме без форсажа 0,77 кг/кг ч Расход воздуха 75,5 кг/с Степень двухконтурности 0,49 Суммарная степень повышения давления 21 Длина 4229 мм Диаметр 1040 мм Сухая масса 1055 кг Назначенный ресурс 1400 ч Межремонтный ресурс 700 ч
"Что вместо сердца?
Двигатели – это, вне всякого сомнения, наипервейшая головная боль разработчиков «Черного орла» и всего китайского авиапрома. Продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Здесь китайцы уперлись в целый ряд фундаментальных проблем, в первую очередь – в отсутствующую у них технологию материалов и сплавов специального назначения.
Можно заполучить (вполне легально, по контрактам с Москвой) относительно современные (спроектированные в начале 80-х годов) двигатели из семейства АЛ-31Ф. Однако просто скопировать их и начать выпуск не представляется возможным. Эта задача требует создания новых производств в области металлургии и металлообработки, способных снабжать конструкторов современными материалами и обеспечивать требуемую точность изготовления и сборки, доводящую ресурс моторов хотя бы до минимально приемлемых значений.
Медленный, болезненный рост китайского двигательного семейства WS-10 демонстрирует правоту этого тезиса. Особенно тяжелые проблемы наблюдаются с деталями турбин. Ряд специалистов отмечают, что Китай закупает в России целый набор комплектующих для авиадвигателей, но особый интерес проявляет к лопаткам и дискам турбин. Их технология – самое слабое звено моторостроения КНР. Вполне возможно, что в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать картину, когда китайские в основе своей двигатели будут использовать импортные «критические элементы», сделанные в России.
Тем не менее эта отрасль прогрессирует. А ведь еще несколько лет назад изделия двигателистов Поднебесной можно было назвать не иначе как «поделками»: и в самом деле, их ресурс не превосходил 20 часов даже на стенде. Сейчас эти показатели значительно улучшились, однако все равно далеки от требуемых китайскими военными 1000 часов. Напомним, штатный ресурс российского АЛ-31Ф составляет 800–900 часов, а версия АЛ-31ФН производства ММПП «Салют», предназначенная для истребителей J-10, по сообщениям из Китая, доведена до 1500 часов (здесь за скобками остается вопрос о реальной эксплуатационной надежности – ведь на подобное повышение ресурса КНР идет не от хорошей жизни).
Не получается пока ничего хорошего и при копировании другого семейства российских моторов. Уже упоминавшийся китайский легкий истребитель FC-1, более известный под экспортной маркировкой JF-17 Thunder, до сих пор не переведен на двигатели WS-13 (они находятся в разработке около десяти лет), а серийные машины продолжают летать на наших РД-93 – близких родственниках РД-33, установленных на семействе истребителей МиГ-29. Причины ровно те же: надежность и ресурс собственных двигателей по-прежнему недостаточны для передачи машин с ними в рабочую эксплуатацию, а уж тем более для заметных поставок на экспорт (для чего JF-17 во многом и предназначен).
Отсюда же и настойчиво декларируемый интерес Пекина к закупкам уже упоминавшегося «изделия 117С». Трудно судить, удастся ли в конечном итоге китайцам заполучить этот мотор. По некоторым данным, наша страна принципиально не против такой продажи, что было подтверждено во время недавнего визита в КНР министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Однако зная устоявшиеся правила отечественного военпрома, можно говорить о том, что «117-й» Китай увидит не раньше, чем у России на руках окажется хотя бы испытанный прототип двигателя следующего технологического уровня (то самое «изделие 127»). А до того «Черным орлам» придется довольствоваться малым: недостаточно мощными WS-10G либо пока весьма туманными и перспективными WS-15, на которых предполагается получить до 18 тонн тяги.
Однако тот факт, что J-20 взлетел на «неродных» двигателях, не столь важен в сравнении с некоторыми предварительными выводами, касающимися, к примеру, конструктивных особенностей воздухозаборников. Некоторые специалисты указывают, что их форма оптимизирована под дозвуковой бесфорсажный режим.
Таким образом, китайский «перспективный демонстратор пятого поколения» с некоторой долей вероятности не предназначен для отработки крейсерского «сверхзвука» – по крайней мере в ныне наблюдаемом виде. Это решение довольно логично: у китайцев сейчас и близко нет двигателей, которые способны выдавать более 9 тонн тяги без форсажа, что совершенно недостаточно. Вместе с тем размер воздухозаборников «Черного орла» дополнительно подтверждает вероятность установки в дальнейшем более мощного двигателя."
Китай учится и крадет у России ("Strategy Page", США)
Продажи реактивных авиационных двигателей АЛ-31 Россией в Китай превысили тысячу единиц благодаря нескольким новым заказам в этом году. Все это из-за того, что Китай стремится увеличить свой флот современных реактивных истребителей (J-10 и J-11). Также он хочет, чтобы пилоты поднимались в воздух как можно чаще для развития и поддержки боевых навыков. Но двигатели от продолжительной работы изнашиваются быстро. Ну, а еще одной причиной для новых заказов являются постоянно возникающие трудности у китайских разработчиков в создании реактивного двигателя. Китай особенно заинтересован освободиться от российской зависимости при разработке двигателей с высокими эксплуатационными качествами для своих передовых реактивных истребителей. Пока не удается.
С увеличением заказов со стороны ВВС России российскому производителю AЛ-31 пришлось увеличить объемы продукции в этом году более чем на треть. У русских также есть уверенность, что китайцы не смогут решить ряд проблем по разработке двигателей в ближайшее время. А то, что Китай открыто (и безуспешно) протестовал против ограничений, которые Россия наложила на использование моторов АЛ-31ФН, доказывает этот тезис. Россия хочет гарантий того, что АЛ-31ФН будет использоваться только по прямому назначению, то есть приводить в движение китайские боевые самолеты, и его не разберут на части, чтобы китайские инженеры смогли совершенствовать своих нелегальных клонов АЛ-31ФН - WS-10A. Китай крадет российские военные технологии уже в течение многих лет, особенно усилился этот процесс с окончанием холодной войны. Тогда сама Россия не могла себе позволить купить новую военную технику у своих производителей, и только заказы из Китая и Индии держали российские компании оборонно-промышленного комплекса на плаву. Теперь при наличии большего количества внутренних заказов от российских военных, производители в России почувствуют уверенность в своих возможностях и смогут жестко отстаивать свои интересы в отношениях с Китаем.
Другая проблема китайцев - нежелание признать, что их собственные усилия по созданию своих двигателей раз за разом терпят неудачу. Например, в прошлом году Китай раскрыл секрет, что он установил на своем истребители J-10 двигатели китайского производства WS-10A вместо российских АЛ-31ФН. Но в этом году Китай заказал еще несколько сотен АЛ-31ФН со сроком поставки в течение ближайших двух лет. И больше никаких разговоров об использовании WS-10A в широких масштабах.
Китайцы заявляют, что WS-10A превосходит АЛ-31Ф. При том, что в WS-10A есть много чего скопированного с российских технологий, китайцы утверждают, что они улучшили этот двигатель. Но эти улучшения у русских уже были произведены, как например увеличение срока службы у базового двигателя АЛ-31 с 900 до 1500 часов, а совсем недавно до 2000 часов. Кроме того, китайцы не смогли освоить некоторые базовые технологии производства реактивных двигателей с высокими эксплуатационными характеристиками. Реальность такова, что the WS-10A имеет ряд серьезных и непредсказуемых проблем с надежностью, которые становятся очевидными.
Китай считает, что он освободится от зависимости от российских военных реактивных двигателей в течение ближайших пяти лет, что подразумевает, что у китайских производителей двигателей все еще есть возможности решить эту задачу. Годами Китай импортировал два российских двигателя: АЛ-31 за 3,5 миллиона долларов и РД-93 (версия РД-33 для МиГ-29) для JF-17 (самолет типа F-16, разработанный в сотрудничество с Пакистаном) за 2,5 миллиона долларов. В какой-то момент китайские инженеры посчитали, что они сумели освоить технологию, необходимую, чтобы делать китайские копии двигателей российских АЛ-31. Китайская копия WS-10A является частью программы, по которой также создали WS-13 для замены РД-93. Хотя китайцы смогли сделать двигатели долговечными, у них все еще возникают проблемы с надежностью, а это убийственно для двигателя истребителя, когда его отказ в бою может стать фатальным.
Китай уже давно копирует зарубежные технологии, но не всегда успешно. Но в последние десять лет Китай вложил весьма много денег в создание реактивных двигателей. Китайцы столкнулись со многими проблемами, которые были и у русских в самом начале. Разработка необходимой конструкции двигателя и повышение квалификации инженеров непростая задача. Однако у Китая есть некоторое преимущество. Во-первых, они знали ошибки русских, и таким образом смогли избежать многих из них. Потом не стоит забывать тот факт, что у Китая был более широкий доступ к западным технологиям (как легальный, так и нелегальный). Наконец, Китай, в отличие от Советов, имеет возможность создавать мощности по производству двигателей в рыночной среде, которая гораздо эффективнее, чем командная экономика, имевшаяся в СССР и являвшаяся тяжким бременем для страны в течение семи десятилетий. Китайцы считают, что создание J-10 и WS-10A - часть процесса обучения, и они действительно учатся на своих ошибках. Но разработать реактивные двигатели для гражданских самолетов значительно легче, чем те, которые необходимы для боевых самолетов, а Китай сталкивается с большим количеством трудностей, чем он ожидал.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.