Максимальный вариант модернизации АК-74. Фото пресс-службы "Ижмаша"
«Ижмаш» представил на заседании рабочей группы при Военно-промышленной комиссии четыре варианта модернизации АК-74. В пресс-релизе говорится, что в самом простом варианте, который может быть реализован в мастерских войсковых частей, АК-74 получит боковую планку под оптику и цевье с планками Пикатинни.
В усложненном варианте модернизации Калашников получит ствольную накладку с планкой Пикатинни, переднюю складную рукоятку, телескопический приклад, более удобную пистолетную рукоятку и магазин с визуальным контролем количества боеприпасов. Стоимость вариантов модернизации колеблется от 2 до10 тыс. рублей. Решение о принятии того или иного варианта будет принято по результатам испытаний.
Для начала надо пояснить, зачем вообще нужно модернизировать старый добрый Калашников. Для этого есть сразу несколько причин, лежащих и в плоскости эффективности оружия, и в плоскости экономической.
Начну с экономических причин. На сегодня АК-74 является самым массовым видом стрелкового вооружения нашей армии. Его боевые и эксплуатационные качества полностью удовлетворяют современным и перспективным требованиям ведения боя, о чём чуть подробней - ниже. Это делает ненужным принятие на вооружение какого-либо другого оружия аналогичного назначения. Вместе с тем, на складах и в подразделениях имеется большое количество уже выпущенных АК-74. Этого количества с избытком хватит для любой, даже самой широкомасштабной мобилизации, не говоря уже о текущих потребностях. Поэтому выпускать его дальше - не имеет смысла. Сообщение о прекращении закупок АК-74 для нужд ВС вызвало привычно нездоровую волну в СМИ. Думаю, заголовки типа: «Армия Путина отказывается от Калашникова», «АК отправлен на пенсию», «Прощай Калашников» и т. д. - видели все. Сколько ни разъясняли официальные источники, что никто не собирается снимать АК-74 с вооружения - многие граждане до сих пор уверены, что от автомата мы отказались - то ли в пользу другого оружия, то ли просто так. Чтобы не отнимать время читателей, просто повторю ещё раз, что эти утверждения не соответствуют действительности, и Калашников останется на вооружении ещё очень и очень долго.
Надо сказать, что прекращение выпуска для отечественной армии создало одну значительную проблему. Положение одного из крупнейших мировых производителей стрелкового оружия – «Ижмаша», который и так испытывал экономические трудности, это совсем не улучшило. Для сохранения объема выпуска продукции, который соответствовал бы масштабам предприятия, заказ от отечественного Министерства обороны совсем не лишний. Вот как недавно, в интервью «Российской газете», охарактеризовал ситуацию Дмитрий Рогозин:
«Возьмем, к примеру, оружейное производство. "Ижмаш" - завод, на котором, по его размерам, наверное, можно было бы строить авианосцы, а там производят только автоматы Калашникова. Огромные цеха, в которых не видно потолка, надо обогревать почти круглый год. Мало кто знает, но при проектировании и строительстве этого завода-гиганта закладывалась возможность выпускать совсем другую продукцию, а вовсе не автоматы и пулеметы».
Надо сказать, что выпуск различных модификаций Калашникова всё же идёт и по заказу отечественных ведомств, и на экспорт. «Сотая» серия АК и АК-12 - это варианты Калашникова под разные патроны, и имеющие ряд отличий от базовой версии. Они иногда необходимы специальным подразделениям или иностранным заказчикам. Но они не улучшают саму конструкцию автомата, его боевые и эксплуатационные качества настолько радикально, чтобы появилась необходимость заменить ими стандартный АК-74 в войсках. Некоторые улучшения весьма полезны и давно назрели, но замена ради них сотен тысяч единиц базовой версии просто нецелесообразна по экономическим причинам. Куда девать и так избыточное количество оружия, которое не сильно и отличается от его улучшенных версий?
Это обстоятельство не позволяет увеличить объем продукции, который так необходим для сохранения предприятия и его коллектива. Вместе с тем, и улучшения нужны - во многих подразделениях, «апгрейд Калашникова» делают самостоятельно. И здесь выход, найденный в модернизации с помощью комплектов, которые можно установить самостоятельно, либо с участием завода - видится наиболее оптимальным. Он позволит загрузить дополнительно предприятие, и улучшить оружие без его замены на почти аналогичное.
Теперь к самим изменениям. Сначала хочется ответить тем, кто считает "Калашников" не отвечающим современным требованиям, или попросту - устаревшим. Здесь имеются как здравые аргументы, так и чисто «эстетические». Последние больше относятся к широкому кругу публики, которая не всегда имеет представление о реальной эксплуатации оружия, зато знакома с продукцией киноиндустрии и всевозможных компьютерных игр. Часто, по сравнению с «навороченным» оружием из фильмов и игрушек, Калашников выглядит не вполне современным. Но не думаю, что имеет смысл серьёзно рассматривать претензии на основе эстетических представлений об оружии. Пока создатели фантастических боевиков и военных симуляторов состязаются в дизайне и визуальных эффектах, Калашников не только не сдаёт позиций, но и укрепляет их у тех, кому приходится стрелять в реальной жизни. Везде, где вооружение не имеет прямой привязки к местному производителю (которого надо поддерживать закупками) - АК практически безальтернативен. И дело здесь совсем не в стоимости оружия и распространённости патронов.
Например, частные военные компании (ЧВК), занявшие место натовских оккупационных войск во многих горячих точках, имеют штат из бывших военнослужащих западных армий, хорошо знакомых с оружием, принятым на вооружение там. Но, не являясь официально государственными структурами, они вольны в выборе оружия на собственное усмотрение. И их выбор не связан с интересами национального производителя, или коррупционными стимулами, характерными для официальных армий. Они мало ограничены соображениями стоимости, поскольку от качества и боевой эффективности оружия, зависит качество их работы. Он исходит только из боевого опыта, а потому, более объективен, чем рекламные проспекты оружейных фирм и продукция Голливуда. И вот, как ни странно, их выбор чаще всего падает на Калашников. Например, вот рекламный ролик, запечатлевший тактическую подготовку одной из таких ЧВК. Нетрудно заметить, что в руках бойцов в основном АК (или РПК), причем с незначительным апгрейдом.
Хотя, казалось бы – имеют возможность пользоваться любым оружием. Вместо модного у адептов «практической стрельбы» минимального расхода боеприпасов по принципу «не вижу – не стреляю», и стремления поразить цель единственным точным выстрелом, здесь, похоже, больше внимания уделяется созданию плотного огня, который просто не даст противнику прицелиться.
Здесь ещё интересно, что продукция «Ижмаша» пользуется спросом и на западном гражданском оружейном рынке, весьма насыщенном самым разнообразным оружием. Так за восемь месяцев этого года, продажа в США увеличилась на 25% по сравнению с прошлым годом. Во многом это связано с уменьшением внутреннего заказа, что заставило наших оружейников вносить в продукцию изменения, востребованные на внешнем рынке.
Так чем же Калашников берёт покупателей? Какие такие свойства позволяют ему оставаться современным и эффективным спустя более чем полвека со времени принятия на вооружение? Прежде всего это, безусловно, надёжность. Устойчивость его к различным факторам, неизбежным в реальном бою, которые могут привести к отказу - общеизвестна. Калашников стреляет без тщательного ухода, в жару и мороз, в запыленности и влажности, после падений и ударов. В общем, он сделан для боя, а не для тира. Достигнута эта надёжность самой конструкцией. Использование газоотводного механизма с газовым поршнем, неподвижно прикреплённым к затворной раме, в сочетании с относительно большими допусками зазоров между деталями - даёт безотказность автоматики оружия, даже при сильном загрязнении. Уход за оружием прост и не требует стерильных условий или сложных навыков, что так же является важным качеством боевого оружия.
Многие говорят, что продолжением этих достоинств являются и недостатки Калашникова. По большому счёту, их два. Это большое рассеивание пуль при ведении автоматического огня и сложность индивидуального усовершенствования оружия, в том числе установки дополнительных устройств.
Начнем с рассеивания, которое можно так же назвать точностью стрельбы. Здесь придётся сказать, что автомат (в западной терминологии - штурмовая винтовка) - отличается в применении от снайперского оружия или пулемёта. Это оружие, наиболее универсальное по использованию. Например, снайперская винтовка предназначена для точного поражения целей, преимущественно на большом расстоянии. Пулемёт, напротив, в большей степени служит для подавления противника плотным огнём, чем для точной стрельбы. Оба эти оружия, мало применимы в ближнем бою. Тогда как автомат должен применяться и для штурмовых действий в ближнем бою, и для поражения непосредственно наблюдаемого противника точным огнем, и для подавления или беспокоящего огня высокой плотности. Здесь нелишним будет вспомнить, что западные образцы штурмовых винтовок в большей степени создавались для ведения одиночного прицельного огня, что и отражает терминология. Изначально, послевоенные западные винтовки (FN FAL, HK G3, AR-10) использовали винтовочный патрон и магазины на 20 патронов, поскольку предназначались, преимущественно, для ведения точной одиночной стрельбы. У нас новое оружие сразу создавалось под так называемый «промежуточный» патрон, занимавший нишу между пистолетным и винтовочным. Калашников равно применим и для создания плотного огня в ближнем бою, и для подавления противника на средних дистанциях, и для точной одиночной стрельбы. Опыт послевоенных боевых действий заставил и западные страны пойти по нашему пути, создав свой промежуточный патрон, переделав под него свои автоматические винтовки, назвав их штурмовыми и увеличив боезапас стандартных магазинов до 30 патронов, чтобы не приходилось их часто менять при автоматической стрельбе. Для ближнего боя, особенно городского, они по-прежнему не очень подходили, из-за чего приходилось сохранять на вооружении пистолеты-пулемёты (ПП), использующие пистолетный патрон.
Но иметь два вида оружия для разного боя неудобно, а убойная сила пистолетного патрона не всегда достаточна. В добавок к этому выяснилось, что основными действиями пехотных подразделений являются такие, при которых для сближения с противником используется поддержка пулемётно-винтовочного огня, а непосредственное уничтожение противника ведётся штурмовой группой на короткой дистанции. Это открытие привело к укорачиванию стволов штурмовых винтовок (так, например, карабин М-4 - практически вытеснил из подразделений США неудобную в ближнем бою М-16) или появлению «конструкторов» со сменными стволами. Дальше всех пошли бельгийцы, которые не стали заниматься переделкой, а создали новое оружие (автомат FN P90) под новый патрон SS190 5,7×28 мм – «промежуточный к промежуточному». Проанализировав реальные боевые ситуации, они выяснили, что в большинстве случаев, непосредственный контакт с пехотой противника (для которого и нужно легкое стрелковое оружие) происходит на дистанции до 200 метров. Поскольку возможности оружия под пистолетный патрон для таких дистанций недостаточны, а штурмовых винтовок – избыточны, они и сделали новое оружие, которое мощнее пистолета-пулемёта, сохраняет его плотность огня, и не пытается совместить функции штурмового оружия, с функциями оружия поддержки.
Стоит вспомнить, что у нас тоже появился новый патрон 5,45×39 мм, заменивший для Калашникова первый промежуточный - 7,62×39 мм. Только у нас это было вызвано как раз необходимостью повысить точность автоматического огня на средних дистанциях. И это вполне удалось. Хотя АК-74 не стал снайперской винтовкой, но ведь он и называется автоматом, а не винтовкой. С новым патроном он стал более универсален для различных боевых ситуаций, однако, не подменяя собой оружия поддержки. В отличие от западных штурмовых винтовок, которые приходилось приспосабливать для ближнего боя, Калашников этой проблемы не имел. Как то так получилось, что он и так удобен в ближнем бою, даже без укорачивания ствола. Вероятно потому, что изначально и создавался для замены в войсках пистолетов-пулемётов, а совсем не винтовок и пулемётов. Советская Армия сразу выбрала тот путь, по которому западные пошли спустя значительное время, успев нагородить огород с переделкой и адаптацией своего оружия под требования реального боя.
Хотя есть и укороченные АКС-74У, AK-102, AK-104, АК-105, но первоначально их создание потребовалось для вооружения экипажей боевых машин и МВД, то есть там, где компактность оружия важна, а бой на средней дистанции маловероятен. И лишь в «сотой» серии это явилось своеобразной данью моде для экспорта и заказами от спецподразделений. Сама эргономика Калашникова позволяет вести стрельбу из различных, в том числе неудобных положений, без чёткой линии прицеливания, ведение огня в движении. Он удобен для боя в городской застройке, где обилие укрытий и короткая дистанция делают контакт с противником скоротечным, и редко позволяют точно прицелиться. В общем, везде, где плотность автоматического огня имеет большое значение, оставляя возможность точной одиночной стрельбы, Калашников - подходящее оружие. И так получается, что это и есть основные виды боя, в которых требуется автоматическое, штурмовое оружие. Он достаточно универсален и эффективен для разных ситуаций, что не требует превращать его в конструктор. Вместе с надёжностью и неприхотливостью это и делает его популярным у тех, кто, имея широчайший выбор, использует оружие для работы, а не для шоу-бизнеса.
Впрочем, надо сказать, что профессионалы чаще пользуются доработанными Калашниковыми, поскольку чаще используют оптические прицельные приспособления и дополнительные устройства (тактические фонари, целеуказатели, дополнительные рукоятки и сошки), установка которых на стандартный АК-74 проблематична без доработки. Точность одиночной стрельбы, которая необходима для поражения непосредственно наблюдаемого противника, у Калашникова вполне неплохая. Для улучшения эффективности точной стрельбы ему не хватает оптики, а не кучности автоматического огня. И как раз это положение и может исправить постоянная установка боковой планки крепления, или планки Пикатинни на ствольной коробке, то есть модернизация, предложенная «Ижмашем». По сути, она превратит лучшее в мире и самое массовое штурмовое оружие в то, которым пользуются профессионалы во всем мире. Так что, прощаться с автоматом Калашникова ещё очень рано.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.