Американский исследователь нашел объяснение самому знаменитому случаю наблюдения неизвестного летающего объекта в СССР, случившемуся как раз четверть века назад.
Американский исследователь нашел объяснение самому знаменитому случаю наблюдения неизвестного летающего объекта в СССР, случившемуся как раз четверть века назад.
Невиданное для Советского Союза дело: в самом начале 1985 года в одной из центральных газет страны появилась статья под названием «Ровно в 4.10». В ней описывались события 4-месячной давности и приводились официальные документы того, что пилоты двух советских самолетов наблюдали в небе необычный летающий объект. История получилась громкой. Статью перепечатали практически все зарубежные газеты.
7 сентября 1984 г. самолет «Аэрофлота» Ту-134А выполнял рейс SU 8352 по маршруту Тбилиси - Ростов-на-Дону - Таллин. В 4 часа утра он находился вблизи Минска. И тут второй пилот Геннадий Лазурин увидел в небе небольшое желтое пятнышко. Внезапно из него вниз ударил яркий луч света. Луч превратился в конус. Вокруг этого конуса возник другой, потом - третий. Объект поднялся навстречу самолету. Теперь экипаж видел точку, окруженную концентрическими кругами. И вдруг точка обернулась зеленым облаком.
Второму пилоту показалось, что оно стало удаляться от самолета. Командир судна Игорь Черкашин, наоборот, решил, что приближается с огромной скоростью. Облако метнулось сначала вниз, потом вверх и, наконец, остановилось точно напротив самолета. В нем стали вспыхивать огоньки - как гирлянда на новогодней елке. А затем приняло форму, напоминающую самолет без крыльев и со скошенным хвостом. «Оно нас передразнивает», - сказал второй пилот. По мнению летчиков, «оно» летело параллельным курсом на расстоянии около 50 километров от них. Геннадий Лазурин зарисовывал все стадии разворачивающегося перед его глазами явления.
Экипаж доложил об увиденном наземному диспетчеру. А навстречу рейсу 8352 летел другой самолет, выполнявший рейс Ленинград - Борисполь - Тбилиси. Из объяснительной записки второго пилота этого лайнера Юрия Кабачникова:
«Диспетчер обратился к нам: «Посмотрите левее и вверх. Наблюдаете ли что-нибудь?» Я ответил, что ничего не наблюдаю. Однако через 1 - 2 минуты полета в указанном диспетчером направлении обнаружил светящийся объект ярко-зеленого цвета… Он имел сигарообразную форму, и от него отходило три ярких луча света… По указанию диспетчера: «Отверните влево 20°. Пройдите этим курсом в сторону объекта до команды», - экипаж выполнил указание, и самолет пошел на сближение. Через 2 - 3 минуты объект резко развернулся влево и остановился. Передний луч сфокусировался (т. е. максимально сжался), направился в сторону нашего самолета, а затем осветил нас кратковременно очень ярким светом… Самолет по указанию диспетчера был развернут на расчетный курс…»
По возвращении летчики написали рапорт об увиденном. Сохранились аудиозаписи их переговоров с диспетчером.
Этот случай стал настоящей сенсацией в Советском Союзе, да и во всем мире, после того как 30 января 1985 года в газете «Труд» появилась статья «Ровно в 4.10» с описанием наблюдения НЛО над Минском. Тираж был моментально раскуплен, со статьи снимали ксеро- и машинописные копии. Многие видные уфологи в СССР и за рубежом описывали это событие, и большинство из них «минский феномен» поставил в тупик. А описания обогащались все новыми подробностями. Так, сообщалось, что после ослепления лучом света кабины самолета, летевшего из Ленинграда в Тбилиси, два члена его экипажа, командир Валерий Гоциридзе и второй пилот Юрий Кабачников, тяжело заболели.
Статья в «Труде» не осталась без последствий: главному редактору был объявлен строгий выговор, а вскоре его сняли с работы.
«Секретариат ВЦСПС ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Признать факт публикации статьи «Ровно в 4.10» в газете «Труд» специального корреспондента В. Вострухина ошибочным и вредным».
Однако никакого объяснения тому, что же наблюдали в небе советские летчики, общественность так и не услышала.
Что же случилось в небе над Минском? Недавно этим вопросом заинтересовался известный американский журналист и исследователь Джеймс Оберг, в прошлом - сотрудник НАСА. И тут же обнаружилось, что необычное явление ранним утром 7 сентября наблюдали многие в Швеции и Финляндии. Затем Оберг сделал следующий шаг. Многие наблюдатели указали направление на свечение в небе. Оберг нанес эти направления на карту, и линии сошлись где-то над Баренцевым морем.
От Швеции до Минска - многие сотни километров, а пилоты докладывали, что светящееся облако - от силы в нескольких десятках от них. Действительно ли это одно и то же явление? Но когда Оберг изучил опубликованные в 1991 г. зарисовки второго пилота Геннадия Лазурина, сделанные им во время полета, сомнения отпали. Ему уже не раз встречались описания ярких пятен, исходящих из них лучей, концентрических кругов, светящихся туманных облаков. Именно такими световыми явлениями нередко сопровождаются ночные запуски баллистических ракет. Значит, пилоты видели отблески запуска баллистической ракеты. Секретный запуск с советской подводной лодки?
Но почему пилоты заявляли, что увиденный ими объект совсем рядом, в нескольких десятках километров? Оберг считает, что причина в том, что без знания действительных размеров объекта расстояние до него невозможно определить на глаз. Пилоты же, как правило, склонны преуменьшать это расстояние: лучше исходить из того, что неизвестный объект находится ближе, чем на самом деле, чтобы вовремя попытаться избежать столкновения. Обратное допущение куда менее безопасно.
А как же слухи о болезни двух пилотов рейса Ленинград - Тбилиси и смерти одного из них, наступившей вскоре после встречи с НЛО? Ведь некоторое время спустя Гоциридзе скончался от рака. Но Оберг отмечает, что ни бортмеханик М. Гвенетадзе, сидевший между пилотами, ни другой член экипажа, штурман И. Томашвили, впоследствии на здоровье не жаловались, да и никто из пассажиров не пострадал. Скорее всего, оба других пострадавших пилота облучились в другом месте, возможно, не в полете, а на земле: в то время с дефектоскопами, пожарными сигнализаторами и другими приборами, содержащими радиоактивные вещества, часто обращались без достаточных предосторожностей.
Из своего расследования Оберг сделал вывод, что специалистам космического ведомства стоит всегда сообщать о всех запусках как гражданских космических аппаратов, так и военных. Меньше было бы паники среди населения. Да и у уфологов работы бы убавилось.
- Мы тоже разбирались с этим случаем и пришли к выводу, что пилоты обоих самолетов наблюдали испытания ракетного оружия. Судя по всему, это был запуск многоступенчатой ракеты. При полете от сгорания топлива образуется инверсионный след. В тот момент он был подсвечен солнцем и мог быть виден на больших расстояниях с разных точек на земле и в воздухе. Об этом говорится и в объяснительной записке пилотов: «…из пятнышка возник тонкий-тонкий луч света и отвесно упал вниз, до самой земли… луч света вдруг раскрылся, превращаясь в яркий световой конус». После окончания работы двигательной установки последней ступени ракеты конус постепенно размывается в стороны. И из самолета увидели, «как возник второй конус, шире, но бледнее первого. Затем третий, широкий и совсем светлый».
Размеры любого газопылевого облака, искусственно созданного в верхней атмосфере, вначале должны быстро увеличиваться. Это может создать иллюзию его приближения к наблюдателю. Газопылевое облако размывается атмосферными ветрами, что приводит к причудливым изменениям его формы. В нем могут происходить различные реакции, а это, в свою очередь, приводит к еще более причудливым локальным вспышкам и погасаниям в облаке, что и подтвердил экипаж: «Облако продолжало меняться. Из него вырос «хвост», похожий на смерч, - широкий внизу и тонкий у земли».
А газетчики из «Труда» просто пострадали из-за того, что случайно оповестили весь мир о секретных испытаниях.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.