Незабудки для кузена
Малиновый диск запутался в плетнях соседней деревни Александровки. Стрекозы, шоколадницы и шмели вылетели на вечернюю вахту. Очнувшись от почти сорокаградусной жары, я отправился на городище бросить прощальный взгляд на Аркаим.
Радовало вечернее безлюдье: экскурсии уже закончились, а одиночные посещения городища, по строгим правилам заповедника, не разрешаются. Однако в темной зелени высокого разнотравья мелькнула ссутулившаяся фигурка. Женщина средних лет в темном, странном для июльского пекла, платке застыла в печальной позе. Как возле могилы, подумалось мне. Но не странно ли: какая могила на археологическом объекте? Более того, я увидел, что женщина стоит на не тронутом раскопками секторе круглого города. Что она здесь делает? И почему перед ней, на расчищенном от растительности круге аккуратно положен букетик незабудок?
Дождавшись, пока странная посетительница покинула место своего уединения, я отважился подойти к ней с вопросом. Ко мне обернулось грустное лицо со слезами высыхающих слез.
- Здесь похоронен Бадхья, мой двоюродный брат, - безыскусно и как-то сердечно объяснила женщина.
Видно, мое недоумение было убедительней всяких вопросов. Поэтому она пояснила:
- Он был одиннадцатилетним мальчишкой, еще даже не посвященным в воины. Когда кочевники обступили город со всех сторон и старейшины поняли, что, кажется, на этот раз крепость не выдержит осады, верховный жрец вывел всех горожан на кровли домов для совершения общей молитвы. Люди построились треугольником, острой вершиной в сторону авангарда нападавшего войска. На самое острие вышел Бадхья, что-то прошептал, воздел руки к Солнцу, потом развел их в стороны. Тотчас стрелы кочевников развернулись прямо в воздухе и полетели на них. Нападавшие обратились в бегство. А Бадхья побледнел, у него подкосились ноги, родители успели подхватить его под руки, и через мгновение его душа отлетела.
- Откуда вы все это знаете? Ведь у аркаимцев еще не было письменности…
- Я же вам сказала: Бадхья – мой двоюродный брат.
- Простите, но он жил, если верить археологам, тридцать семь веков назад.
- Тридцать восемь. А я жила в соседнем доме, у нас была общая стена. После заката солнца, в такие часы, как сейчас, мы выбирались на крышу, и Бадхья показывал мне первые, проступающие сквозь голубизну звезды. Научил различать ту, с которой когда-то прилетели наши предки. Он знал все: его сердце было раскрыто космосу. Бадхья был старше меня на четыре года и говорил: через восемь лет мы поженимся. После его смерти я так и не выходила замуж.
- Как вы узнали, где он похоронен?
- Так ведь мы его и хоронили – вся наша большая семья.
- Тогда?
- Тогда. Это просто удача, что археологи не тронули наши дома и могилку Бадхьи. Сюда они уже не доберутся: космические силы охраняют его прах.
Колесо проступает сквозь траву
Аркаим обнаружила экспедиция во главе с челябинским археологом Геннадием Борисовичем Здановичем. Перед затоплением долины реки Большая Караганка вызвали археологов. Первые черепки нашли два девятиклассника. Когда вслед за ними пришли профессионалы, под ногами оказались остатки круглого города диаметром полторы сотни метров.
Независимо от археологов почти идеальный круг, разбитый на узкие сектора, увидела на старом, 1956 года, аэрофотоснимке Ия Михайловна Батанина, геолог-поисковик. После чего стала работать вместе со Здановичем.
И до, и после открытия Аркаима в степях на юге Челябинской области находили круглые, овальные, прямоугольные города эпохи бронзы. Все они расположены на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Сегодня известны 22 таких города. А весь район – 400 километров с севера на юг и 200-300 км с запада на восток – историки бронзового века называют «страной городов». Для того времени – XVIII-XVI веков до н.э. - само понятие «город» весьма необычно. Если и были города, то в Египте, Междуречье, на Ближнем Востоке. Но на Южном Урале! Это грозило переворотом в истории.
«Поселение, открытое на Южном Урале, соответствует по времени и значимости таким крупным центрам раннегородской цивилизации, как Дашлы в Северном Афганистане, Саппали в Южном Турменистане, Троя VI на северо-западе Малой Азии. Городище Аркаим отражает процесс вовлеченияУрало-Казахстанского региона в круг мировых культур с высокоразвитым металлургическим производством. Уникальная сохранность памятника и, безусловно, выдающаяся научная ценность ставят задачу его всестороннего и полного исследования. Академик Б.Рыбаков».
Аркаим, современник фараонов египетского Среднего царства, крито-микенской культуры Древней Греции и Вавилона, отличается от этих древнейших очагов цивилизации тремя исключительными особенностями: здесь жили люди европейской расы, огнепоклонники, предшественники ариев; прямо в жилых домах стояли печи для выплавления меди, из которой делали оружие и хозяйственные инструменты; в захоронениях аркаимцев найдены скелеты лошадей и колеса от колесниц – значит, на Южном Урале, впервые, должно быть, на земле, была приручена лошадь и запряжена в боевую колесницу.
Мы бродим по городищу вместе с Александром Михайловичем Кисленко, археологом, заведующим музеем в заповеднике «Аркаим». Круглый город прямо у нас под ногами, но он не виден. Вернее, мне не виден. Опытный взгляд археолога различает легкие вспученности почвенного слоя на тех местах, где были оборонительные стены.
- Смотрите, где трава желтее, там и были стены: осталась глина, поэтому слой гумуса тоньше, вот и трава растет не так буйно. В низинах, между стенами, влага задерживается лучше, слой гумуса достигает полуметра, вот и трава поярче. А взгляните на круги ярко-зеленой, сочной травы – на этих местах были древние колодцы. Кстати, мы раскопали один из них. И все лето пили чистейшую «древнюю» воду из того же водоносного слоя, что жители Аркаима.
Стены города возвышались двумя кругами. Внутри этих кругов располагались дома в виде вытянутых секторов площадью 150-180 кв.м. Вдоль круглых стен проходили рвы. Внешний – оборонительный, а внутренний – для стока канализации. Задняя стена каждого дома была в то же время оборонительной. Их делали из дерева и забутовывали глиной. А с внешней стороны стены облицовывали высохшей глиной. Простейшая, вроде бы, технология, а прочность обеспечивала такую, что Аркаим мог бы и танкам успешно противостоять.
Но самое, конечно, поразительное – металлургические печи, стоявшие буквально каждом дворе (как в Китае в период «большого скачка» при Мао Цзэдуне). Таких печей нигде больше археологи не встречали: они примыкают к колодцам. За счет резкого перепада температур создавалась огромная тяга и очень высокая температура плавления. Потому-то здешние металлурги освоили выплавку бронзы, более совершенного по сравнению с медью сплава.
В древних религиозных текстах зороастрийцев Г.Зданович нашел указание на то, что для выплавления металла необходимо воду соединить с огнем. До открытия Аркаима никто не мог понять этой загадочной фразы.
В «Авесте», священной книге зороастрийцев, говорится, что Агни, бог огня, рождается из темных таинственных вод. Не этим ли объясняется странная связь печей с колодцами?
Город круглой формы не только красив, но весьма рационален: он сберегает максимум тепла и позволяет экономить стройматериалы. Судя по находкам, войны в Аркаиме за его полуторавековую историю не бушевали. Население покинуло город неспешно, все очистив и забрав пожитки. Значит, не нападение врагов, не стихийное бедствие побудило людей покинуть насиженное место. Оставленный город был предан огню. Почему, точно неизвестно. Может, таким образом огнепоклонники очищали после себя место проживания.
Куда ушли аркаимцы? Историки полагают, на юг – через Среднюю Азию в Индию и Иран, известные места проживания ариев.
По мнению Александра Кисленко, высокие мощные стены требовались жителям города не для обороны от врагов, а для сокрытия секрета производства бронзы. Круглые поселения «страны городов» были своего рода «закрытыми заводами». А стены страховали от «промышленного шпионажа».
Как бы то ни было, уровень цивилизации аркаимцев, обладавших клесницами, водопроводом и канализацией, был на порядок выше, чем у современников и соседей.
Огнепоклонники истлевают на солнце
В годы перестройки и демократической России в Аркаим среди прочих потянулись новые язычники, славянские фундаменталисты и даже откровенные фашисты, без всяких на то оснований считающие себя потомками древних ариев.
- А откуда все известно, что эта высокая цивилизация принадлежала именно арийцам? – спрашиваю археолога Светлану Яковлевну Зданович, супругу первооткрывателя Аркаима.
- Указания на то, что арии пришли в Южную Азию откуда-то с севера, имеются в «Авесте» и Ригведах. Но самое неопровержимое доказательство – откопанные нами захоронения. По типу трупоположения и по сопровождающим покойника предметам мы можем уверенно заключить, что это протоарии.
Но аркаимцы оставили после себя одну странную загадку.
Город насчитывает 62 дома, в каждом было по 5-6 комнат, в каждой из них жила большая семья: минимум 5-7 человек. Перемножим – получится полторы-две тысячи человек. Таково минимальное население Аркаима. А погребений археологи нашли всего несколько. И невелики шансы отыскать другие.
Такая же «недостача» местного населения в раскопанном городище Синташта и других поселениях «страны городов». Куда же подевались ее жители?
Челябинские археологи придерживаются такой гипотезы. Верования огнепоклонников запрещали им осквернять тленом землю, воду и огонь. Поэтому трупы не дозволялось ни хоронить, ни сжигать. Но что же с ними в таком случае делать? Зороастрийцы нашли выход из положения: они выставляли тела умерших на высоких каменных столбах, и степные птицы расклевывали гниющую плоть. Лишь выбеленные на солнце кости хоронили в глиняных шахтах (глина не считалась относящейся к священной земле и изолировала тлен от воды).
Кстати, современные огнепоклонники – их совсем не много, но встречаются в Индии и Иране, - поступают с трупами примерно так же: выстраивают специальные погребальные башни либо оставляют умерших на горных камнях.
В язык ариев каким-то образом проникло до полусотни финно-угорских слов. Контакты двух древних народов могли осуществляться только на Южном Урале – других сопредельных территорий расселения арийцев и угро-финнов не было.
Священный жреческий напиток арийцы изготовляли из священного гриба мухомора, который называли бангхи. А у народа манси (живущее а Западной Сибири финно-угорское племя) мухомор называется пангх, его едят перед камланием мансийские шаманы.
В Ригведах таинственный рогатый зверь именуется Шарабхой, а лось в произношении хантов и манси – шарп. Богиня Анахита несмотря на индийскую жару рядилась в бобровую шубу (откуда бобер в Индостане? – абсурд). Зато на Южном Урале бобры водятся, это самый южный ареал их обитания. У народа манси бобер – священное животное. А священное насекомое – пчела. Слово «медва» у арийцев означало жертву: мед использовался исключительно ритуалах жертвоприношения.
В священных арийских текстах можно встретить упоминания волков, кабанов, зайцев, лис, косуль. Все эти животные обитают в лесостепной зоне Южного Урала. А вот в Иране и Индии их как раз и не сыщешь.
Вблизи Синташты – первого из раскопанных Г.Здановичем объекта «страны городов» был найден большой курган. Судя по хорошей сохранности заупокойных предметов, он не был разграблен. Но останков «владельца» VIP-захоронения не было. По возрасту курган старше сарматского. Значит, зороастрийский. Вот тогда и возникло предположение (конечно, совсем пока бездоказательное), что это погребение Зороастра, или Заратустры – первого в истории великого пророка единобожной религии.
Южноуральский Стоунхенж
Знаменитый авантюрист и мечтатель Генрих Шлиман нашел-таки легендарную Трою, руководствуясь текстом Гомера.
Петербургский историк архитектуры Леонид Гуревич фактически повторил казус Шлимана. Исследуя тексты «Авесты» (XVII век до н.э., всего на столетие моложе Аркаима), он вычитал, что первый смертный из иранцев царь Йима строил поселения для спасения всего живого от катастроф. Эти поселения имели форму тройного круга: во внутреннем круге хранились семена лучших людей, скота, птиц, собак (своего рода элитный генофонд), во втором круге располагались жилища людей, в третьем, внешнем круге – загоны для скота. Похоже, правда, на структуру Аркаима? Только у него два, а не три круга.
«Ищите! Должен быть третий круг», - настаивал Гуревич. Тем более, что на аэрофотоснимке 1956 года, проанализированном И.Батаниной, прочитывался след третьей стены.
Так вот, археологи нашли-таки третью стену. Правда, она была неполной, это только часть круга. Но замечательно ведь, что археология – практичнейшая из наук – подтверждает литературный источник.
И это не единственный случай.
«Каждой двери из 18-ти соответствует свое светило», - говорит Ахурамазда, верховный бог. «Какие это светила?» – спрашивает его Заратустра. «Немеркнущие, постоянно светящие, такие же, как наши Луна и Солнце».
Работавший на аркаимском городище сотрудник археологической лаборатории Челябинского государственного университета Константин Быструшкин, называющий себя археоастрономом, нашел еще одно функциональное назначение круглого города. Помимо поселения, крепости и металлургического завода, это была астрономическая лаборатория немыслимо высокой точности для тех далеких времен.
Если сегодня встать в центр маленькой круглой площади Аркаима (что я, разумеется, сделал) и оглядеться на 360 градусов, лежащие несколько выше окрестные сопки и горы формируют несколько визуальных реперов, позволяющих с их помощью фиксировать восходы и закаты небесных светил. Вершины сопок и гор служили аркаимцам «прицелами», а «мушками» являлись упомянуте в «Авесте» двери, а также окна, башни и специальные желобы на крыше.
Всего таких «прицелов» Быструшкин насчитал 18! 12 для замеров Луны и 6 – Солнца.
Тогда Аркаим – то же самое, что знаменитый Стоунхендж в Южной Англии. Только гораздо более точный, считает челябинский астроном А.Кириллов. Если Стоунхендж фиксировал только 6 позиций на небесной сфере, то Аркаим – 181.
А вот совсем уж поразительное совпадение: Стоунхендж расположен на широте 51 градус 11 минут, Аркаим – 52 градуса 39 минут. Разница между ними по долготе составляет ровно 60 градусов – шестую часть полного круга.
На Шаманке ждут пришельцев
Рассказывают, что посетившая Аркаим Тамара Глоба, спускаясь со Змеиной горки, споткнулась и упала. Здесь усилено тяготение, резюмировала прорицательница. С тех пор эзотерический люд перекрестил Змеиную горку в Шаманку (здесь, якобы, спокон веку шаманы камлали).
А Грачиную сопку, по вечерам ревущую вороньим граем, назвали горой Любви (на ней, якобы, у аркаимцев возвышался храм Любви). Стоило родиться этой легенде, как потянулись на Грачиную сопку потерпевшие фиаско в амурных делах. По уверениям некоторых из них, энергия горы излечивает от импотенции.
Сопку близ села Черкасы почему-то назвали горой Разума. А еще в Аркаиме появилась гора Покаяния.
Лично я наблюдал, как по выложенному из камней спиральному лабиринту на вершине Шаманки шагали экзальтированные паломники, обратив ладони к небу. Руководившая ими тетка в джинсах грозно покрикивала:
- Не разговаривать! Сосредоточились на добром!
Археологи и музейщики относятся к «эзотерическим туристам» с добрым юмором: пусть себе исцеляются. Но по скептическим ухмылкам ученых вижу: в успех чудесных исцелений они не верят.
Новая жизнь Аркаима только начинается. В заповедник уже вернулись косули, кабаны, стрепеты. Вырос сарматский Темир-курган – от настоящего не отличишь. Появились жилище эпохи энеолита, казачья усадьба, аллея менгиров, силуэт степи обогатился конусом ветряной мельницы.
А уж приземлятся ли на каменную спираль Шаманки пришельцы, как уверяют некоторые «посвященные», ближайшие века покажут.
Даниил Земляк, На грани невозможного, № 18, 2004
Источник: www.ufostation.net