Английская идиома «lock, stock and barrel», которая легла в основу названия фильма "Карты, деньги, два ствола" соответствует русской фразе «всё и сразу».
Английская идиома «lock, stock and barrel», которая легла в основу названия фильма "Карты, деньги, два ствола" соответствует русской фразе «всё и сразу».
В такой ситуации «всего и сразу» оказался на пороге 2000-х современный нам мир. Знания, копившиеся весь ХХ век за плотиной непонятого в генетике, биологии, химии и ещё десятка сопредельных наук — хлынули в наш повседневный мир мутным, но мощным потоком.
И — массовое бессознательное не выдюжило этого мощного удара. Ведь одно дело, когда о каких-то непонятных манипуляциях с геномом ты читаешь, как о делах весьма отдалённого будущего, а совсем другое — когда эти манипуляции какие-то Профессоры Нимнулы, Доктора Зло, да и просто обычные
Тут уж никакое терпение и пофигистическое нормальное отношение народа к науке — не выдержит. Ибо нехрен. Да и вообще страшно и непонятно.
А началось всё с домашних животных, с вымени и вот с этой красивой женщины:
Надо сказать, что вымя грудь этой женщины всегда была её визитной карточкой, предметом её гордости и объектом шуток со стороны журналистов и телеведущих. Если вы слышали старый анекдот о том, что "дальше тянуть кожу на лицо с живота нельзя — иначе у вас, девушка, борода вырастет" то это — реальная фраза, которую сказала
Ну а поговорим мы не о ней (оставим госпоже Партон возможность самой определяться, что ей делать со своей внешностью до самой её смерти), а о другом живом существе.
Мы поговорим об "объекте номер 6LL3", который стал внезапно известен всему миру, как "Овечка Долли". Ведь весьма обычная овечка Долли была клоном и клоном необычным, полученным из взрослой клетки, полученной из вымени взрослой овцы. И этот способ получения жизнеспособного организма вызвал в обывательской среде ожидаемый взрыв страхов, гнева, религиозных пророчеств о конце света, падении нравов и деградации общества, жутких рассказов о клонах-людях "на органы" и прочих страшилках масс-культа. Хотя, по факту, эта истерия запоздала, как минимум, лет на сто.
Ведь Овечка Долли была отнюдь не первым животным-клоном. И даже — не самым оригинальным. Просто у неё оказался хороший пиар. Ведь Британские учёные™ старались вовсю.
Первый клон животного был получен.... ещё в 1892-м году. Тогда во время одного из опытов немецкий эмбриолог Ханс Дриш увидел под микроскопом, как оплодотворенная икринка морского ежа разделилась на 2 клетки. Дриш встряхнул колбу с морской водой так, чтобы образовавшиеся клетки оторвались одна от другой. В дальнейшем из каждой из них выросла нормальная личинка морского ежа. В ходе этого опыта Дриш показал возможность искусственного создания близнецов морского ежа.
Уже в наше время у морских ежей обнаружили и естественное клонирование. Морские ежи выработали этот уникальный механизм защиты от хищников для стадии своей свободноплавающей личинки, которая вылупляется из икринки. Почуяв присутствие врага, личинка морского ежа «клонирует» себя, разделяясь на два организма. Заметить таких мелких личинок большинство рыб не в силах. При обнаружении поблизости крупных хищников личинки клонируют себя, в результате получается два полноценных зародышевых организма, но меньших по размерам, нежели исходный. Открытие было сделано Доном Воном и Ричардом Стратманном — учеными из Вашингтонского университета в Сиэтле. Они наблюдали деление личинок морских ежей Dendraster excentricus в лабораторном аквариуме при помещении в него слизи хищных морских рыб. Деление личинок происходит либо по механизму почкования — на теле зародыша в области рта вырастает небольшая почка, которая в дальнейшем отделяется, либо просто делением исходной личинки надвое. В отсутствие рыбьей слизи клонирование ученым наблюдать не удалось.
У личинок иглокожих, как и у нас с вами — осевая симметрия. В этом они даже больше похожи на нас, чем на своих радиально-симметричных пап и мам.
Таким образом, выяснилось, что Ханс Дриш в конце XIX века просто нашёл естественную особенность иглокожих, которые они используют для защиты от хищников. Личинкам морских ежей приходится самостоятельно заботиться о своем благополучии, так как взрослые особи этих созданий населяют морское дно и не имеют ни малейшего представления о судьбе своих отпрысков, обитающих в верхних слоях водной толщи. Клонирование же организма, несет в себе существенные преимущества.
Во-первых, генетический материал, полностью продублированный в двух различных личинках, имеет больше шансов стать основой для будущих поколений, а во-вторых, две более мелкие особи личинок, чем одна крупная, просто меньше заметны для хищников. В общем, как и всегда — беги, ежик, беги. Пока не сможешь
Эксперименты по изучению зародышей земноводных проводил в первой половине XX в. другой немецкий эмбриолог — Ханс Шпеман. Он разработал методы микрохирургических операций на эмбрионах и установил зависимость развития одной части зародыша от другой. Шпеман предсказал, что когда-нибудь удастся создать клоны, пересаживая ядро специализированной взрослой клетки в яйцеклетку, из которой будет удалено ее собственное ядро. В этом случае эмбрион будет представлять собой не смесь генетической информации от двух родителей, а точную копию того животного, из клетки которого взято ядро.
И это "когда-нибудь" совсем недолго заставило себя ждать.
В 2012 году Нобелевская премия по медицине и биологии была присуждена англичанину Джону Гёрдону и японцу Синье Яманаке, открывшим возможность перепрограммирования зрелых клеток в плюрипотентные стволовые клетки. Что такое "плюрипотентные стволовые клетки" и что сделал с ними Яманаке, я расскажу чуть ниже.
Пикантность ситуации с номинантами этой премии заключена в том, что первый отчёт, который позволил вручить ½ премии англичанину Джону Гёрдону, вышел ещё в 1962 году, в то время, как второму номинанту премии — японцу Синье Яманаке исполнилось лишь три месяца. Джон Гёрдон, которому в прошлом году стукнуло уже 79 лет, буквально «успел на подножку уходящего поезда» — напомню, что по правилам Нобелевского комитета премии вручают только живым учёным. Слоупоки торжествуют и празднуют приход справедливости по отношению к Британским учёным™.
Схема опытов Гёрдона. Народ требует сисек, а их всё нет и нет!
В своей самой известной серии экспериментов Джон Гёрдон пересаживал ядро зрелой соматической клетки, взятой из кишечника головастика, в яйцеклетку лягушки того же вида. Подобная замена, как выяснилось, приводила к появлению здоровых клонированных головастиков, которые спокойно вырастали в нормальных лягушек и давали плодовитое потомство. Вскоре этот результат был подтверждён в других лабораториях, и опыт Джона Гёрдона, показавший, что ядро дифференцированной клетки не теряет способности к «управлению» развитием организма, перешёл в разряд классических. Модифицируя опробованную биологом методику, его коллеги в конце ХХ века разработали технологию клонирования млекопитающих.
В нашем рассказе наконец-то появляются сиськи. Ибо, как мы помним, только млекопитающие додумались кормить детёнышей именно таким оригинальным способом.
Однако, Слоупоки пока ещё не поняли всей опасности метода. Хотя учёные уже экспериментируют с клонами вовсю.
И вот тут на арену выходит наконец-то Сумрачный Советский Гений©.
Именно в нашей стране еще в 1940-е годы были проведены первые опыты, сделавшие впоследствии возможным клонирование живых организмов. В конце 1940-х годов советский эмбриолог Георгий Викторович Лопашов разработал метод пересадки ядер в яйцеклетку лягушки (а именно пересадка ядер из клеток-доноров и лежит в основе клонирования). Ещё в июне 1948 года он отправил результаты своих исследований в "Журнал общей биологии". Увы. В августе того же года состоялась печально известная сессия ВАСХНИЛ, где товарищ Лысенко предал анафеме генетику как таковую, и гранки статьи Лопашова были уничтожены. Приоритет достался американцам Бригге и Кингу, выполнившим в 1950-е годы сходные опыты на основании идей оригинальных Шпемана.
Ну а Гёрдон в итоге получил Нобелевку, ибо Британский учёный™. В общем, всё очень непросто в научном мире. Слоупоков там не любят.
Но Сумрачный Советский Гений© просто так не сдался.
Мышку слева клонировали из невзрачной тушки, которая 16 лет провела в холодильнике.
Работу Сумрачного Советского Гения© нашли через 10 лет.
Клонирование млекопитающих также впервые было проведено в СССР. Наша Мышка Маша опередила Овечку Долли на десять лет. Сообщение о беспрецедентном успехе Яна Вилмута, "отца" Долли, появилось в журнале Nature 27 февраля 1997 года. Между тем наши ученые еще в 1987-м году направили в тот же Nature отчет о работе исследователей Чайлахяна Л.М, Вепренцева Б.Н., Свиридовой Т.Д. и Никитина В.А., разработавших и успешно опробовавших методику клонирования млекопитающих.
Ответом Nature было полное молчание. Ведь это был Сумрачный Советский Гений©, а не настоящий Британский учёный™.
В итоге статья "Электростимулируемое слияние клеток в клеточной инженерии" в мае 1987 года была опубликована в солидном советском академическом журнале "Биофизика". Авторы статьи — сотрудники Института проблем передачи информации АН СССР (Москва), Института биологической физики АН СССР (Пущино) и ВНИИ физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных ВАСХНИЛ (Боровск) — подробнейшим образом описали методику экспериментов (конструкции микропипеток, которыми извлекали из клеток ядра; конструкции электродов, через которые подавались импульсы тока, и тому подобные мелкие детали).
Ну а в итоге, настоящие Слоупоки всё сделали в 1997 году, с Овечкой Долли. По методике, очень похожей на публикации Сумрачного Советского Гения© в журнале "Биофизика" десятилетней давности. Ну или — в соответствии с рукописью, посланной в том же году Британскому научному сообществу™ в лице журнала Nature.
Вот где настоящий трагизм — а вы "Клоны, клоны, клоны!". Наши, родные сиськи за рубеж уплыли!
На фоне описанного эксперимент с Долли уже совершенно не отдаёт какой-либо новизной. В ходе эксперимента одна из соматических клеток (замороженная клетка уже упомянутого вымени сисек) умершей к тому времени овцы, послужила источником генетического материала, который был соединён с яйцеклеткой другой овцы. Собственный генетический материал из последней, конечно же, был полностью удалён.
Перед вами — сиська. Правда, она немножко выросла в овцу. Поэтому
В ходе эксперимента по получению Долли в 277 яйцеклеток были перенесены ядра, взятые из вымени животного-донора. Примерно десятая часть из них развились до состояния эмбрионов. Из полученных 29 эмбрионов выжил только один. Пресса объявила о рождении Долли лишь через 7 месяцев — 22 февраля 1997 года, за неделю до публикации работы в Nature. Это время было необходимо исследователям для того чтобы получить патент. Настоящий подход настоящих Британских учёных™.
А вот Сумрачный Советский Гений©, как мы помним, патентами не заморачивался. Ему, в общем-то, на патенты было с высокой колокольни — зачем нам эти бумажки, когда нужна власть над миром? Нам нужен «lock, stock and barrel». Сиськи прилагаются уже бесплатно.
Учитывая шумиху, которая подняла пресса вокруг Долли, неудивительно, что Слоупоки-таки проснулись. Сиськи оказались в непосредственной опасности! Злые учёные хотят клонировать людей!
Жидкости для розжига в огонь дискуссии плеснула и сама Долли. Та, что овечка и из вымени, а не та, что Партон и с сиськами.
Сначала Долли жила как самая обычная овца. Умела выпрашивать лакомство у людей и даже родила шестерых ягнят. Её первый ягненок, Бонни, родился в апреле 1998 года. В следующем году родились ягнята Салли и Рози. А затем Долли родила тройню — Люси, Дарси и Коттон. Детишки чувствовали себя нормально и более того — к настоящему времени уже и сами дали плодовитое потомство. Сиськи пробили себе дорогу в жизнь, даром что и клоны.
Но у самой Долли начались проблемы. К осени 2001 года у Долли был обнаружен артрит и ей стало трудно ходить. Но заболевание успешно лечили противовоспалительным препаратом. Однако, 14 февраля 2003, на седьмом году её жизни Долли пришлось усыпить. Причиной послужили прогрессирующее заболевание лёгких, вызванное ретровирусом JSRV и тяжёлый, залеченный артрит. У овец, которых содержат в закрытом помещении, риск этого заболевания высок и сам по себе. А Долли из соображений безопасности мало выводили открыто пастись с другими овцами — всё таки, как ни крути, почти что самое первое клонированое млекопитающее. Основа патента и источник гордости Британских учёных™.
В итоге часть Британских учёных™ теперь объясняет смерть Долли причинами, никак не связанными с клонированием: у других овец были такие же болезни, как у неё. Вместе с тем другая часть специалистов предполагает, что причиной ранней смерти могли послужить теломеры, использование соматических клеток при клонировании Долли и
В общем — всё, как обычно. Учёные сомневаются, занимаются плагиатом, борются за приоритет, идут по головам, регистрируют на себя патенты и ждут Нобелевок. Ну а общественность и религиозные деятели думают, что Сумрачный Гений© хочет захватить мир. Армией овечек-клонов.
В последующем были клонированы из исходного материала (клетки молочной железы) ещё четыре овечки, которые также носят клички Dollies. Эти овечки под наблюдением, они находятся в полном здравии, признаков каких-либо болезней пока не выявлено. На конец 2012 года им уже исполнилось по пять с половиной лет, так что скоро мы воочию увидим, что нам принесёт клонирование сисек млекопитающих. Имея перед глазами морских ежей, лягушек и Мышку Машу — я особых сомнений не испытываю.
В дальнейшем Британскими учёными™ и учёными других стран были проведены эксперименты по клонированию различных млекопитающих: лошадей, быков, кошек, собак и даже нескольких видов диких животных. Также проводились эксперименты по той же технологии с клонированием замороженных мёртвых животных. Мышек, как я сказал, вообще возродили после шестнадцати лет глубокой заморозки. (Проксима Центавра? Кто сказал: "Проксима Центавра?")
Клонирование может быть также использовано для восстановления вымерших животных. Так, в 2009 году было объявлено о восстановлении одного из видов испанских коз, уже вымерших в неволе и в природе. Группой учёных из ведутся эксперименты по генетической реконструкции вымершей птицы дронта. А в перспективе клонирование может быть использовано для восстановления даже таких животных, как мамонты и динозавры.
И, если с мамонтами всё понятно — это просто большие мыши, только в вечной мерзлоте, то с динозаврами у нас надежда на вот этих чудных тварей:
Ведь они — уж точно не Слоупоки и успели высосать из динозавров немало их динозаврской крови.
Да. А что же мы? Когда же клонируют людей?
Успех эксперимента с Долли и его массированная медийная реклама вызвала моментальную и обширную реакцию общества. Диапазон мнений был очень широк: от уподобления удачи сотворению Евы из ребра Адама до сравнения с трудами доктора Франкенштейна (Сумрачный Гений© хочет захватить мир! Он способен погубить весь человеческий род!)
В СМИ, массовой культуре и искусстве тема клонирования стала обсуждаться и обыгрываться сразу же и очень разнообразно. Клонирование Долли очень широко обсуждалось в США, в прессе и на телеканалах. Клонирование Долли поставило перед обществом ряд этических и философских вопросов. Последнее связано прежде всего с тем, что по прогнозам некоторых учёных оставалась дистанция лишь в десяток лет до клонирования человека.
Правительства многих стран ограничили финансирование и поддержку исследований по клонированию. А парламенты большинства государств законодательно запретили исследования и разработки, прямо нацеленные на клонирование человека. Ну и на исследования человеческих стволовых клеток. Нечего нам возрождать Сумрачного Гения©. Ни Советского, ни какого другого. Он хочет захватить мир.
Правда, мышек и лягушечек всё же учёным оставили. Поэтому, изучая эмбриональные стволовые клетки, за выделение которых в лабораторных условиях Нобелевскую премию 2007 года получил Мартин Джон Эванс, Синье Яманака, получивший аналогичную премию в 2012 году, идентифицировал несколько генов, позволяющих им оставаться незрелыми, и стал наблюдать за тем, как разные комбинации этих генов влияют на фибробласты (клетки соединительной ткани). Результатом стало открытие набора из четырёх генов, позволяющего перепрограммировать фибробласты в недифференцированные стволовые клетки, сейчас называемые индуцированными плюрипотентными стволовыми.
То есть — теперь, при желании, даже не надо искать яйцеклетку, в которую надо пересадить сиськи или вымя. Можно взять немного клеток из вашего шрама, который у вас остался после операции удаления аппендикса, плюнуть, дунуть и крепко примотать парочку генов скотчем — и, вуаля — готов новый клон с вашим генетическим набором.
Технология создания и применения индуцированных плюрипотентных клеток, охарактеризованная Яманакой в 2006 году, довольно сложна, но зато снимает «морально-этические проблемы», возникающие при использовании «естественных» эмбриональных клеток. Считается, что появление индуцированных клеток открыло путь к выращиванию искусственных человеческих органов, разработке более эффективных лекарственных препаратов и диагностических методов.
И да, там в конце процесса тоже незримо маячит армия клонов. Технология есть, она описана и ясна.
Сумрачный Гений© не спит, Слоупоки. Бойтесь. Следите за новостями. Я уже тоже запасся попкорном.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.