Но внутри самолета все сильно изменилось. Он оснащен двумя двигателями с изменяемым вектором тяги АЛ-41Ф1С («изделие 117С»), с тягой у каждого на форсаже в 142,2 кН, что на 16% превышает показатели Су-27. Новый истребитель оснащен вспомогательной силовой установкой ТА14-130-35 для питания своих бортовых систем. В его конструкции использованы новые материалы. Запас топлива в 11,5 тонн на 22% превышает объемы Су-27. Внутри кабины летчик имеет электронную систему управления полетом, состоящую из двух 380х290 мм многофункциональных мониторов МФИ-35, а также три маленьких экрана, и систему индикации на лобовом стекле с большим углом обзора ИКШ-1М. На Су-35 смонтирована электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием. Кислород вырабатывается бортовым генератором, что позволяет избежать зарядки кислородных баллонов после каждого полета. КБ Сухого также внедрила форму обслуживания для многих систем «по состоянию», в отличие от замены их по ресурсным показателям, а это повышает ремонтопригодность истребителя.
Улучшенная РЛС и система РЭБ
Серьезные изменения также коснулись бортовых радиоэлектронных систем Су-35. Основная система обнаружения целей – Ш135, которая состоит из РЛС Н135 «Ирбис» и системы РЭБ «Хибины». РЛС Н135 была разработана НИИП им. Тихомирова, а серийное производство ведется на Государственном Рязанском Приборном Заводе. РЛС является развитием системы Н011М «Барс», которая устанавливается на борту истребителей Су-30МКИ, разработанных по заказу индийских ВВС, и так же как и у предшественника, РЛС оснащена антенной с пассивной фазированной решеткой. На «Ирбисе» имеется несколько модулей «Барса», включая систему синхронизации, приемники низко- и сверхвысокой частоты, а также усилитель мощности. Оригинальная индийская БЦВМ, стоящая на «Барсе», была заменена на российские системы. Соло-35.01 отвечает за прием сигнала, а Соло-35.02 отвечает за обработку информации и управление РЛС, вместо индийских процессоров RC1 и RC2, стоящих в «Барсе».
По сравнению с «Барсом», «Ирбис» использует более широкий набор рабочих частот (тем самым повышая устойчивость к помехам), имеет больший угол обзора по горизонтали +/-125°, увеличенную дальность обнаружения и более высокую разрешающую способность. РЛС может сопровождать до 30 воздушных целей, из которых восемь могут быть практически последовательно сопровождаться с точностью, достаточной для их одновременного поражения ракетами «воздух-воздух» средней дальности с активной ГСН. Две цели могут быть обстреляны одновременно ракетами с полуактивной ГСН, а это требует от РЛС подсвечивать цели. В режиме «воздух-земля» РЛС может обнаруживать четыре наземные цели. Средняя мощность на выходе составляет 5 кВт, а пиковая может достигать 20 кВт. Это дает РЛС возможность использовать режим «дальнего обнаружения» (ограничен сектором 100°х100°), который позволяет обнаруживать цели класса «истребитель» на дальности 350-400 км в передней полусфере, или до 150 км при обзоре задней полусферы. В ходе обычных поисковых режимов работы (покрывает сектор 300°х300°) РЛС может обнаруживать истребители на дальности 200 км в отсутствие облачности или 170 км в режиме обзора подстилающей поверхности. РЛС «Ирбис» также может классифицировать цели («крупная», «средняя» или «малая»), а также сортировать их по типу, например, «вертолет», «крылатая ракета» или «истребитель», сравнивая их с заложенной в память библиотекой целей.
Комплекс РЭБ «Хибины-М» производится Калужским Научно-Исследовательским Радиотехническим Институтом. Комплекс состоит из разведывательного блока, который фиксирует излучение от РЛС воздушного базирования или ПВО, а также блока радиоэлектронного противодействия. Часть системы работает на наиболее популярных высоких частотах (волны H и J) и встроена в планер самолета. В случае необходимости на Су-35 могут быть подвешены контейнеры, которые расширяют возможности системы за счет добавления возможности работать на средних волнах (от E до G). На Су-35 также имеются блоки отстрела ловушек УВ-50 на 14 патронов, которые находятся на «жале» в задней части фюзеляжа.
Пассивные системы обнаружения
Оптико-локационная станция ОЛС-35 для Су-35 была разработана Научно-Производственной Корпорацией «Системы Прецизионного Приборостроения» (НПК СПК). Это является необычным выбором для КБ Сухого, которое ориентировалось на продукцию Уральского Оптико-Механического Завода, устанавливавшуюся на другие типы машин КБ, включая разрабатываемый истребитель Т-50. ОЛС-35 имеет инфракрасную и электро-оптическую камеру, которые используют общий оптический блок, а также лазерный дальномер и подсветчик цели. Система смонтирована в носовой части Су-35, ее зона автосопровождения +/-90° по азимуту, — 15°/+60° по углу места. Воздушная цель размером с Су-30 может быть обнаружена на дальности 90 км в задней полусфере или с 35 км – в передней. ОЛС-35 может сопровождать четыре воздушные цели одновременно, при этом не посылая никаких сигналов, которые могут предупредить их об облучении. Летчик Су-35 также оснащен нашлемной системой целеуказания, хотя ее тип еще не обнародован.
НПК СПК также производит для Су-35 прицельный контейнер «воздух-земля», который оснащен электрооптическим, инфракрасным и лазерным каналами, в также лазерным целеуказателем, которые позволяет летчику истребителя направлять авиационные средства поражения на цели, подсвеченные третьей стороной. Контейнер может сопровождать до четырех наземных целей одновременно.
Су-35 оснащен более совершенным бортовым комплексом обороны, также выпускаемым НПК СПК. Инфракрасная система предупреждения о приближении ракет состоит из шести датчиков, расположенных в передней части фюзеляжа для обеспечения всеракурсного покрытия. Система может фиксировать пуск ракеты ПЗРК на дальности 10 км, ракеты «воздух-воздух» — 30 км, а крупной ракеты «поверхность-воздух» — от 50 км. Два датчика обнаружения лазерного облучения расположены по бортам в носовой части фюзеляжа. Они могут обнаружить лазерные дальномеры на дальности 30 км.
Система обнаружения радиолокационного излучения на Су-35 состоит из системы Л150-35 «Пастель» разработки омской компании ЦКБА, которая стоит на современных российских боевых самолетах. Л150 также выдает координаты цели для противорадиолокационных ракет.
Повышенные возможности по поражению целей
Су-35 получит возможность применять все типы тактических ракет, стоящих на вооружении российских ВВС, или которые будут приняты на вооружение. Впервые управляемая ракета была запущена с борта Су-35 27 июля 2012 г. Хотя об этом пуске не было обнародовано никаких деталей, судя по всему, это была ракета «воздух-воздух» средней дальности Р-73. Новые типы ракет, которые в настоящее время внедряются в производство в России, включают ракету средней дальности Р-77-1 и малой дальности Р-74М. Последующие варианты, известные как К-77М и К-74М2, находятся в разработке. Считается, что Су-35 также сможет применять ракету большой дальности К-37М, которая в настоящее время проходит испытания. Оснащение истребителя ракетой К-100 разработки ОКБ Новатор, с которой самолет публично выставлялся, не планируется, а разработка ракеты с тех пор была прекращена.
Из ракет класса «воздух-поверхность» Су-35 может применять противорадиолокационные ракеты Х-31ПМ и Х-58УШ, противокорабельные ракеты Х-31АМ, Х-35У и Х-59МК, универсальную ракету Х-38М с различными ГСН, а также управляемые бомбы калибра 250-, 500- и 1500 кг. Рекламные материалы 2005 года содержали информацию о том, что Су-35 может оснащаться тяжелыми противокорабельными ракетами Калибр-А и Яхонт.
Российский «дополнительный» истребитель
Программа Су-35БМ была запущена 10 лет назад с целью производства самолета на экспорт. Она финансировалась исключительно компанией Сухого и ее партнерами, модель нового самолета была показана на авиасалоне в Дубае в ноябре 2003 г. Ожидалось, что Су-35 будет готов в 2007 г., и он рассматривался как «переходный» тип истребителя, позволяя сохранить загрузку компании до начала производства истребителя 5 поколения ПАК ФА/Т-50. Но его перспективы и роль внутри компании радикально изменились по сравнению с первоначальными планами.
Требование российских ВВС оснастить 30 эскадрилий, на вооружении каждой из которых должно находиться 12 истребителей Т-50, в настоящее время рассматривается как недостижимое, в первую очередь из-за стоимости истребителя пятого поколения. Если ВВС хотят иметь 30 эскадрилий, им нужен более простой и дешевый самолет в качестве дополнения к Т-50. Второй самолет также должен отвечать требованиям российских ВВС, включая дальность в 3000 км, что исключает возможность закупки легкого истребителя. Эволюция российских планов сказалась на судьбе Су-35, который был выбран в качестве дополнения к Т-50, а это открыло путь к крупным внутренним заказам.
Когда президенту ОАК Михаилу Погосяну недавно задали вопрос о будущем Су-35, он подтвердил, что он будет модернизироваться и производиться в течение многих лет наряду с ПАК ФА в качестве его более дешевой альтернативы. Погосян отказался уточнить разницу в цене между двумя самолетами, но по его словам, истребитель пятого поколения будет «стоить не дороже 100 млн долл.», в то время как Су-35 должен быть «дешевле, с целью сохранить конкурентоспособность на рынке».
Концепция смешанного парка дорогих/дешевых самолетов привела к тому, что в августе 2009 г. российские ВВС заказали 48 Су-35, которые должны быть поставлены к 2015 г., стоимостью 1,4 млрд руб. (45 млн долл.) каждый. За контрактом последовали жалобы со стороны авиационной промышленности на то, что цена самолета была ниже его себестоимости. В соответствии с Государственной программой вооружений, несколько позже будет заказана еще одна партия из 48 Су-35, которые должны быть поставлены в 2016-2020 гг.
Летчик-испытатель Сергей Богдан совершил первый полет на Су-35 (б/н «901») 19 февраля 2008 г. со взлетного поля КнААПО. Второй самолет («902») приступил к испытаниям 2 октября 2008 г., за которым должен был последовать третий («904», самолет с номером «903» использовался для статических испытаний), но 26 апреля 2009 г. он сгорел на взлетной полосе. Это событие стало серьезным ударом по программе, так как б/н «904» был первым полностью оснащенным экземпляром, и его потеря затормозила испытания на многие месяцы.
3 мая 2011 г. на КнААПО взлетел Су-35С-1. Этот третий летный экземпляр Су-35 был первым самолетом в конфигурации, заказанной российскими ВВС. Су-35С-1 б/н «01» был направлен в испытательный центр в Ахтубинске 28 мая 2011 г. с целью прохождения государственных испытаний. Второй борт (Су-35С-2 «02») поднялся в воздух 2 декабря 2011 г., за которым 17 января 2012 г. последовал Су-35С-3 (б/н «03») и Су-35С-4 («04») 19 февраля 2012 г. Первые четыре экземпляра Су-35 используются для испытаний, борты «01» и «04» в настоящее время находятся в Жуковском, а вторая пара – в Ахтубинске. Каждый несет камуфляж, включающий три оттенка серого и голубого цветов. 100-й полет по программе Су-35 был совершен 23 марта 2009 г., 300-й – 19 сентября 2010 г. и 500-й 4 апреля 2012 г. К началу 2013 г. самолеты совершили 1000 полетов.
Еще шесть Су-35 были формально переданы ВВС в декабре 2102 г. и перелети в Ахтубинск в конце января («06», «07» и «08») и середине февраля («09», «10» и «11») 2013 г. Они были окрашены в темно-серый камуфляж со светло-серыми нижними поверхностями. Некоторые из них должны быть отправлены в Центр боевого применения и подготовки летного состава в Липецке.
К концу апреля было выпущено 12 Су-35, включая два прототипа и десять серийных Су-35С. В 2013 и 2014 гг. КнААПО должно выпустить по 12 самолетов в год, плюс 14 в 2015 г., чтобы выполнить первоначальный контракт на 48 машин.
Экспортные продажи
Несмотря на успех Су-35 на внутреннем рынке, он еще не поступил на вооружение за пределами России. Он предлагался КНР начиная с 2006 г., и Китай рассматривался производителем в качестве стартового заказчика, но он не проявил интереса к новым закупкам больших партий вариантов Су-27 (с учетом начала производства собственных, нелицензионных версий Су-27). Вместо этого китайцы хотели закупить небольшую партию самолетов – четыре-шесть машин, или даже некоторые из установленных на них системы, к примеру, РЛС «Ирбис» или двигатели АЛ-41ФС. Российская сторона заявила, что готова продать в КНР не менее 48 самолетов.
Интерес Китая к самолету считался утраченным до 25 марта 2013 г., когда стало известно о подписании контракта на поставку в КНР 24 самолетов. Это удивило российскую сторону, которая заявила, что подписано только «рамочное соглашение» на поставку истребителей. Первые новости о контракте появились в китайских СМИ, в то время как информация о предыдущих поставках истребителей Су в Китай обычно шла из российских источников. Возможно, что с помощью такой утечки КНР пытается оказать давление на Россию, настояв на продаже 24, а не 48 самолетов.
Переговоры с Ливией на поставку 12 Су-35 достигли продвинутой стадии в 2009 г., когда истребитель был представлен ливийской делегации. Но смена режима в стране снизила шансы на заключение контракта. Су-35 также был исключен из бразильского тендера на закупку нового многофункционального истребителя.
В 2013 г. Сухой и ОАК интенсифицировали усилия по продаже Су-35 на экспорт. По словам их представителей, ведутся переговоры с представителями 10 стран, а появление самолета на авиасалоне в Фарнборо может рассматриваться как начало новой международной маркетинговой компании.
Оригинал публикации: Air International, June 2013 — Piotr Butowski
Перевод Андрея Фролова, Перископ