Сколько я себя помню, мне всегда нужно было учиться.
Сколько я себя помню, мне всегда нужно было учиться.
Сначала в детском саду учили делать аппликации, держать карандаш в руках, считать медвежат и рассказывать стихи. Потом была школа, потом лётное училище, потом постоянные переучивания, технические учёбы, курсы повышения квалификации и бесконечные зачёты, экзамены, тесты.
Мне уже (ещё?) 48, но ничего не изменилось.
Я уже рассказывал, как полгода назад, снова довелось окунуться в серьёзный учебный процесс. И хотя с переучиванием на каждый новый тип самолёта само переучивание кажется все более знакомым, логичным и, что ли, понятным, однако проще и легче от этого не становится.
Может быть это связано с возрастом, может быть со сложностью техники, но курс переподготовки на В-777, в учебном центре Boeing, в славном городе Майами, оказался самым сложным и самым напряжённым из всех, которые довелось пройти в жизни.
Как бы там ни было, но все закончилось успешно. Сданы теоретические экзамены, пройдён полный курс тренажёрной подготовки и благополучно выполнен зачётный полет в итоге. Оценка: "Может выполнять полёты в качестве линейного пилота на самолёте В-777…" Американцы не ставят оценок "пять", "четыре", "два"… Оценки всего две: может или не может. Третьего не дано.
Интересен сам подход к подготовке пилотов. Там никто не делает скидок на вашу национальность, цвет кожи, пол или менталитет. Всё для всех одинаково. Знаешь ты английский язык, не знаешь, умеешь летать, не умеешь, - это не интересует преподавателей и инструкторов. Об этом должны были позаботиться те, кто тебя сюда направил и заплатил за программу переучивания. На каждом этапе программы постоянно меняются учителя. Вопросы, связанные с теорией, ведёт один, тренировки на статичной копии кабины ведёт другой, экзамен принимает третий, причём этих людей ты никогда не видел, и знать - не знаешь. Самое трудное, это быстро перестроиться к акценту нового учителя (американцы ещё те затейники!) Конечно, они все понимали и старались тоже найти общие точки соприкосновения, но чудес не бывает, и на полную адаптацию просто не было времени. У нашего экипажа сначала был француз (по крови), с присущим ему мягкостью в говоре, затем канадец (тоже мягко, но уже куда как более энергично), был и латинос (о, это вообще песня!), а экзамен по теории довелось сдавать чистокровному янки. Глен Шеппард говорил быстро и с ярко выраженным "увяканием" (хрен разберёшь без пол литры!). На "check ride" (экзамен по лётной подготовки) пришёл ирландец… Справились. :-)
Было бы нечестно говорить, что мы такие усердные, что не поднимали голов и не отрывались от учебников. Конечно, бывали и на пляжах, и в барах, и объездили все близлежащие достопримечательности, благо были мобильны. Довелось побывать и на мысе Канаверал, но наиболее яркое впечатление оставил остров Ки-Уэст (Key West) самая южная точка континентальных США. (Хотя понятие "континентальные", для меня всегда было понятием именно земли, а не островов.) От Майями до самого юга ведёт дорога длиною примерно 260 км. Долгий такой хайвэй, без светофоров и перекрёстков, соединяющий кучу островов. В сети множество фото и видео материалов об этом пути, поэтому нет смысла описывать. Четыре часа пути по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом, проложенной прямо в море-океане, и вы у цели. А вот сам остров, конечно, чуден.
До отъезда из США оставалось три дня и мы, недолго думая, махнули на юг.
Ки-Уэст - этакий оазис застывшего во времени кусочка земли из девятнадцатого или начала двадцатого веков. Почти все дома там деревянные, словно декорации к ковбойским фильмам. Даже гостиница, в которой мы поселились, оказалась строением 1902 года. Лучше всего передвигаться по острову пешком, или на велике. Впрочем, об этом тоже огромное количество информации в интернете. Что лично меня удивило? Первое - это кошки! Их там великое множество, и в своём большинстве они шестипалые! Представьте себе, что весь город отдан этим животным, и они чувствуют себя там полноценными хозяевами. Собаки тоже есть, но, как это ни странно, они не гоняются за котами. По улицам гуляют курицы и петухи, но город не загажен, и все со всеми уживаются мирно.
Там жил одно время Эрнест Хемингуэй, (да, да, это тот самый, который написал "Старик и море"), там есть "маленький белый дом" президента Трумэна.
Первый вечер был посвящён осмотру города и посещению всевозможных увеселительных заведений, расположенных на центральной улице Арбат Duval street (улица Дювал). От начала улицы, берущей начало у морского порта и да самого конца, где стоит бетонная, цветастая шишка, символизирующая самую южную точку Америки, полным-полно всяких баров, ресторанов и клубов. Мы переходили из одного в другой, не задерживаясь более пятнадцати минут в каждом из них, пока не забрели в уютное местечко с незатейливым названием Little Room - jazz bar. Два музыканта (один гитарист и второй барабанщик) так здорово музицировали, что мы там зависли практически до утра.
На следующий день пошли в море на прогулочном катамаране, капитаном которого оказалась милая девушка, которая ну никак не вписывалась в образ крутого, просоленного морскими пассатами капитана. От Ки Уэста до Кубы всего 160 километров. Мы ушли в открытое море, наверное, миль на 40, точно не знаю, но кубинское побережье стало виднеться (или так показалось, по крайней мере, потому, что очень захотелось увидеть). Мы ныряли с маской, загорали, общались с разным людом (это, конечно, не красное море и животный мир намного беднее, но зато рыбы, которые попадались в поле зрения, были такими огромными, что египетские мурены нервно курят!)
Всё проходит. Закончились и наше обучение, и путешествия по США. В первых числах июня мы вернулись домой. Впереди было освоение типа и ввод в строй на новом самолёте.
Как и во многих авиакомпаниях, при вводе в эксплуатацию нового, дальнемагистрального типа, лётный состав начинает вводиться в строй (получать допуски и навыки) на коротких рейсах. Это делается для того, чтобы как можно быстрее и как можно качественнее подготовить до необходимого уровня профессиональной подготовки пилотов. Взлёт, набор высоты, маневрирование в районе аэродрома, использование всевозможных режимов полёта, полёт по маршруту, снижение и заход на посадку. Всё очень интенсивно и многократно. И действительно, если начинать с выполнения сразу межконтинентальных рейсов, то ввод затянется на неопределённо долгое время. Хотя нужно отметить, что на такой самолёт как В-777 не берут молодых новичков, и вопрос об обучении пилотированию не стоит вовсе. Сюда приходят пилоты, имеющие большой лётный опыт, причём опыт не на одном типе, и, как правило, это командиры.
Так же было и в нашей авиакомпании. Уже с начала мая, этот, казалось бы, вовсе неуместный на таких коротких рейсах, как Москва-Анталия, самолёт, начал выполнять ежедневные полёты по коротким маршрутам. Всё лето и часть осени мы мотались между Турцией, Критом, Египтом и Россией.
Как говаривал ком. эск. Титаренко в фильме "В бой идут одни старики": "Я по этому маршруту смогу и через сто лет без карты летать!.."
Первые впечатления от самолёта были очень необычны. Нет, самолёт-то он, конечно, и есть самолёт, и всё там логично и предсказуемо, однако с первых же полётов поразила огромная избыточность тяги двигателей. При всех возможных ограничениях тяги, при полной загрузке пассажирами и жаркой погоде, лайнер всё равно отрывался всего лишь с одной трети полосы, и чуть ли не свечкой, словно истребитель, уходил в небо. "А ларчик открывался просто!" При таких коротких перелётах заправки много не требовалось (ну как - немного? Относительно, конечно) и, как следствие, малый взлётный вес даже при полной занятости пассажирских кресел.
Посудите сами. Максимальный вес, с которым может взлететь В-777 200ER - 300 тонн. Максимальная заправка - 140 тонн керосина! (для любителей точных цифр T/off max = 295 тонн, заправка = 137 500kg) Средний расход топлива примерно 7500 кг в час (но всё будет зависеть от взлётного веса, на рейсах из Москвы в Анталию расход не выходил за пределы 6 тонн в час). Для того, чтобы слетать в Турцию и обратно, за глаза хватает 40 тонн! Таким образом, мы взлетали с весами практически на 100 тонн меньше максимально возможного. Поверьте, 100 тонн - это очень много! А двигатели этого самолёта имеют такую мощность, что обеспечивают взлёт даже на одном из них, в случае отказа одного на взлёте с максимальным взлётным весом!
Каких-то необычных способностей в технике пилотирования не потребовалось. Самолёт легко управляется (особенно по крену). При заходе на посадку устойчив и стабилен, как утюг! Огромное количество различных автоматических и полуавтоматических режимов, которые можно комбинировать в различных вариациях. Очень понравилось, как этот лайнер выполняет автоматическую посадку. Как сказал один из наших командиров: "Блин, когда я увидел и почувствовал, как этот самолёт выполняет "аутолэнд", мне захотелось порвать и выкинуть своё пилотское свидетельство!" :-)
В кабине очень тихо, может быть только немного сумрачно в ночное время. В самолёте все сделано для удобства пассажиров и экипажа. Температуру в салонах можно регулировать не только из кабины, но и прямо в самом салоне. Для отдыха сменных экипажей при длительных перелётах (а именно для этого и предназначен этот самолёт, и мне уже довелось слетать в Мексику. Время на леге Москва - Канкун составило ровно 14 часов) в самолёте предусмотрены комнаты отдыха с лежачими местами. Очень удобно!)
За время эксплуатации в компании, у самолётов каких-либо особых "болячек" или "сюрпризов" замечено не было. Всё работало (и продолжает работать) так, как и положено. Все эти летние полёты, как мы говорим: "В районе аэродрома", были лишь разминкой перед теми рейсами, для которых собственно и вводился в парк авиакомпании данный тип.
С середины ноября началась работа, ради которой и городился весь этот огород, мы полетели за океан…
Подробное продолжение следует
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.