Беспилотники made in China за десять лет завоюют полмира
Беспилотники made in China за десять лет завоюют полмира
Государственная китайская оборонная компания станет в следующем десятилетии крупнейшим в мире производителем беспилотных летательных аппаратов. Об этом сообщается в прогнозе рынка БЛА, изданном аналитической компанией «Форкаст Интернэшнл» (Forecast International).
Согласно публикуемым оценкам глобальный рынок беспилотной авиатехники увеличится более чем вдвое – с 942 миллионов долларов в 2014 году до 2,3 миллиарда в 2023-м. Правда, в натуральном выражении мало что изменится. Рост рынка будет обусловлен скорее ростом стоимости беспилотных систем. В частности, «Форкаст Интернэшнл» ожидает даже снижения производства БЛА – с 1000 систем в текущем году до примерно 960 систем начиная с 2017-го и до конца десятилетия.
“ Любая крупная программа беспилотных летательных аппаратов США рано или поздно копируется в КНР ”
По данным аналитиков, государственная китайская корпорация авиационной промышленности АВИК (AVIC – Aviation Industry Corporation of China) будет лидировать на мировом рынке производства БЛА. Согласно «Форкаст» АВИК выпустит до 2023 года беспилотную авиатехнику на сумму 5,76 миллиарда долларов. Это более половины объема рынка в стоимостном выражении за рассматриваемый период. Почти все выпущенные аппараты планируется продать китайским потребителям. Крупнейшим после АВИК производителем БЛА станет компания «Нортроп Грумман», прогнозирует «Форкаст». Она в соответствии с прогнозом к 2023 году выпустит БЛА на сумму 2,58 миллиарда долларов.
Сейчас АВИК и дочерние компании производят несколько беспилотных летательных аппаратов для внутреннего рынка. По информации издания «Авионикс интеллидженс» (Avionics Intelligence), корпорация выпускает микроаппарат с электродвигателем MAV (micro air vehicle), реактивный LIEOE, почти идентичный американскому БЛА RQ-4 «Глобал Хоук» (Global Hawk) разработки «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman), который предназначен для разведки и наблюдения, электрический вертолет «Скай ай» (Sky Eye) для применения артиллерийскими и ракетными подразделениями с целью разведки и целеуказания, а также воздушную мишень TL-8 «Скай дрэгон» (Sky Dragon) для имитации полета крылатых ракет.
Китай уже несколько раз продемонстрировал возможности успешного развертывания своего растущего парка беспилотников. В частности, по сообщениям китайских государственных СМИ, в 2013 году Пекин рассматривал возможность применения БЛА для нанесения ударов в районе Золотого треугольника с целью уничтожения наркодилера из Мьянмы, разыскиваемого в Китае. Однако затем было решено захватить его живым.
Помимо этого, в ходе празднования годовщины национализации Японией островов Сенкаку в сентябре 2012 года японские власти объявили, что они подняли в небо реактивные самолеты из-за полета неопознанного БЛА в непосредственной близости от этого региона. Позднее Пекин подтвердил, что беспилотник был китайским и выполнял плановую задачу. В течение нескольких недель после этого японские СМИ сообщали, что правительство Токио изучает планы уничтожения иностранных дронов, нарушивших воздушное пространство страны. Пекин ответил: он будет рассматривать такой шаг как акт войны.
Китай занимается разработкой беспилотных летательных аппаратов с того момента, как построил копии сбитого в 60-е годы американского БЛА «Файрби» (Firebee). В 1972-м появились опытные образцы аппарата «Уцзень-5» (Wuzhen-5 – WZ-5), также известного под названием «Чан Хун-1» (Chang Hong – CH-1). Первоначально китайские БЛА разрабатывались Китайской воздушно-десантной ракетной академией, а их заказчиком в течение многих десятилетий выступала Народно-освободительная армия Китая (НОАК), которая, по некоторым данным, применяла беспилотную авиатехнику в ходе вторжения во Вьетнам в 1979 году и получала ценную разведывательную информацию, помогавшую проведению боевых действий.
За последние пять лет в КНР выстроена индустрия создания беспилотной авиатехники, возможности которой удивляют некоторых экспертов. Представители китайской промышленности, с одной стороны, демонстрируют уникальные разработки, с другой – традиционно копируют передовые западные продукты.
Еженедельник «Дифенс ньюс» публикует мнение одного из известных специалистов в области БЛА Роберта Майкельсона, инженера-исследователя из американского НИИ технологий (Джорджия), являвшегося в 2011 и 2013 годах членом жюри на проводившемся в Китае конкурсе «Международный Гран-при по инновационным БЛА» (International UAV Innovation Grand Prix Regulations). По словам эксперта, в 2011-м был продемонстрирован БЛА с останавливаемым в полете несущим винтом разработки Северо-Западного политехнического университета из города Сиань. В то же время лидирующие в области беспилотной авиатехники разработчики США, имея существенные инвестиции Пентагона и НАСА, так и не смогли добиться перехода аппарата из режима висения к высокоскоростному горизонтальному перемещению. В отличие от американских проектов на конкурсе был представлен реально функционирующий китайский БЛА.
В 2013 году Майкельсон был еще более поражен, когда увидел, как один из китайских университетов решил сложнейшую задачу по влиянию высокого напряжения на обтекание аэродинамического профиля крыла БЛА, чего никогда не пытались сделать ранее. Нанкинский университет аэронавтики и астронавтики назвал свою разработку «ПласМав» (PlasMav).
Впервые в истории БЛА поле высокого напряжения использовалось, чтобы уменьшить сопротивление и увеличить подъемную силу, подчеркнул эксперт.
Все эти уникальные разработки тем не менее не останавливают китайских специалистов от копирования лучших западных разработок. В частности, китайские беспилотники-ветераны WZ-5 и ASN-206 – «клоны» аппаратов «Файрби» (Firebee) и «Пайэниэр» (Pioneer).
В числе других популярных для копирования американских БЛА – MQ-1 «Предейтор» (Predator) и «Глобал Хоук». Аналог «Предейтора» называется в Китае «Птеродактиль-1». Он оснащен поршневым двигателем мощностью 100 лошадиных сил. Копия беспилотника «Глобал Хоук» называется «Сянлун» (Xianglong) или BZK-005. Он весит 7484 килограмма и имеет крейсерскую высоту 17 376 метров.
Авиастроительная компания «Чэнду» (Chengdu Aircraft Corporation – CAC) разрабатывала «Сянлун» с 2006 года. На имеющихся снимках он представлен в виде малозаметного аппарата двухкилевой схемы. Аппарат с размахом крыла 22,86 метра и дальностью 6437 километров оснащен носовой подфюзеляжной гиростабилизированной оптико-электронной системой (ГОЭС). Один «Сянлун», по имеющимся сообщениям, разбился в провинции Хэбэй в августе 2011-го.
В 2011 году Иран смог заполучить обломки сбитого БЛА RQ-170 «Сентинел» (Sentinel) разработки «Локхид Мартин» (Lockheed Martin). Снимки аналога этого аппарата впоследствии появились на китайских веб-сайтах, что позволяет предположить о проведенной работе по созданию копии «Сентинела».
Как отмечают эксперты, любая крупная программа беспилотных летательных аппаратов США рано или поздно копируется в КНР. В настоящее время компания «Чэнду» разрабатывает новый малозаметный сверхзвуковой БЛА с сочлененными крылом и хвостовым отсеком, который называется «Дарк сворд» (Dark Sword). Он напоминает американский «Эвенджер» (Avenger). Шэньянский университет разработал две конкурентные малозаметные модели «Кроссбоу» (Crossbow) и «Уинд блейд» (Wind Blade), которые имеют более длинные консоли крыла с законцовками. Характеристики этих аппаратов позволяют использовать их для наблюдения и целеуказания в борьбе с авианосцами. Также «Чэнду» работает над созданием гиперзвукового БЛА, оснащенного прямоточным воздушно-реактивным двигателем со сверхзвуковым горением (ГПВРД) на базе реализуемой в США программы НАСА/ДАРПА X-43.
На проводимых в Чжухае в последние годы авиасалонах традиционно бывает представлено более двух десятков БЛА новых моделей, которые, однако, не запускаются в производство в интересах Китая или зарубежных заказчиков. Очевидный прогресс КНР в области разработки беспилотной авиатехники продемонстрирован на выставке «Чжухай эйршоу-2000», где был представлен небольшой реактивный аппарат WZ-200 «Гуйчжоу» (Guizhou), эволюционировавший впоследствии в беспилотник среднего класса. В 2008 году на авиасалоне появились оснащенные вооружением и турбореактивным двигателем образцы, аналогичные американскому ударно-разведывательному БЛА MQ-9 «Рипер» (Reaper) разработки «Дженерал Атомикс» (General Atomics). Самым крупногабаритным БЛА на «Чжухай эйршоу-2010» стал ASN-229A. Он имеет радиус действия 2000 километров и оснащен ракетами класса «воздух-земля» и спутниковой линией передачи данных.
Однако как отмечают эксперты, только несколько единиц из огромной массы разработанных китайскими специалистами БЛА находится в эксплуатации, а используемые в них технологии, по оценкам экспертов, на 20 лет отстают от западных. Основные очевидные недостатки – в отсутствии технологий миниатюризации антенн, видео- и систем связи, линий передачи данных.
Интересно, как это может быть, если едва ли не все электронные компоненты для американских БПЛА производятся в том же Китае?
Перспективные беспилотники для НОАК будут гораздо крупнее и эффективнее, а разрабатываемая копия малозаметного RQ-170 поможет отслеживать ударные группы кораблей в ходе стратегических операций по борьбе с авианосцами с применением разработанных в Китае противокорабельных баллистических ракет. Однако такая возможность вряд ли является делом ближайшего будущего.
Китай, кроме того, со своими БЛА постепенно начинает выходить на внешний рынок. В частности, как отмечает газета «Уонт Чайна таймс» (Want China Times), Саудовская Аравия подписала соглашение о приобретении китайского средневысотного БЛА большой продолжительности полета «Вин Лун» (Wing Loong), также известного под названием «Птеродактиль-1» (Pterodactyl I). Информации о количестве закупаемых королевством беспилотных систем нет. Соглашение было заключено в ходе визита министра обороны Саудовской Аравии принца Салмана бен Абдель Азиза в КНР в начале года. С китайской стороны документ подписал заместитель начальника Генштаба НОАК генерал-лейтенант Ван Гуаньчжонь. Хотя ни Пекин, ни Эр-Рияд не афишируют сделку, в прошлом уже были примеры подобных оборонных поставок. И аналитики полагают, что Китаю целесообразно продвигать беспилотник «Вин Лун» в качестве одного из основных экспортных продуктов военного назначения.
В июне 2013 года официальные китайские СМИ сообщали, что национальные компании продали БЛА трем зарубежным заказчикам, не называя их. По неподтвержденным данным, речь идет, в частности, об Объединенных Арабских Эмиратах и Узбекистане. Также отмечалось, что переговоры о потенциальных поставках ведутся с пятью странами.
Система «Вин Лун» разработана в авиационном НИИ в городе Чэнду (Chengdu Aircraft Design and Research Institute) и производится компанией «Чэнду». Реализация программы началась в 2005 году, а первый полет БЛА был выполнен в 2007-м. По данным журнала «Попьюлар сайенс» (Popular Science), «Вин Лун» массой 100 килограммов по габаритам примерно аналогичен «Предейтору», имеет дальность свыше 4000 километров и продолжительность полета 20 часов. Полезная нагрузка массой 200 килограммов может включать две управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» с лазерным наведением KD-10, аналогичные американским УР AGM-114 «Хеллфайр» (Hellfire), или две 50-килограммовые авиабомбы LS-6 со спутниковым наведением.
Хотя Китай утверждает, что «Вин Лун» полностью базируется на собственных технологиях, эксперты, как уже отмечалось, считают его копией аппарата «Предейтор», который ВВС США и ЦРУ использовали по целевому назначению для уничтожения террористов, в частности в Пакистане и Йемене. Учитывая растущую озабоченность Саудовской Аравии ростом угроз с территории Сирии и Йемена, кажется вполне целесообразным решение Эр-Рияда использовать в борьбе с экстремистами ударные беспилотники, в том числе «Вин Лун».
Китайские СМИ позиционируют этот БЛА как имеющий широкий спектр применения в военных целях, в том числе для нанесения точечных ударов и продолжительной разведки на большой дальности. Отмечаются также потенциальные возможности гражданского применения «Вин Лун», в частности для оценки стихийных бедствий, охраны окружающей среды, атмосферных и метеорологических исследований.
Китай, как полагают аналитики, будет агрессивно продвигать свои БЛА на мировой рынок. В подготовленном в 2013 году по поручению конгресса США отчете Наблюдательного совета по китайско-американскому сотрудничеству в сфере экономики и безопасности (US-China Economic and Security Review Commission) утверждается, что китайские компании, как предполагается, рассчитывают стать основными поставщиками беспилотников на мировом рынке.
БЛА производства КНР особенно привлекательны для стран Африки и Среднего Востока. Низкая стоимость аппаратов и отсутствие ограничений на экспорт – серьезные преимущества в конкуренции с западными производителями.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.