По планам НАСА, «Орион» должен стать пилотируемым космическим кораблем, который сможет доставлять людей на Марс. Кроме того, американская печать сообщила читателям, что «сделан первый шаг для возвращения Соединенных Штатов на Луну». Судя по всему, решение о запуске «Ориона» было продиктовано в первую голову политическими причинами.
Для запущенного многоразового космического корабля «Орион» «Дельты» хватает, но для полетов к Луне или тем более к Марсу необходим намного более мощный «космический извозчик». К его разработкам, на которые планируется потратить около 15 миллиардов долларов, еще по большому счету и не приступали. А ведь это сумма, сопоставимая с деньгами, затраченными на проектные и испытательные работы самого «Ориона». Нет даже названия, только аббревиатура «Эс-Эл-Эс», которая расшифровывается как «Система космических запусков». Его первый старт должен был состояться в текущем году, но отложен до 2017-го.
Ракеты-носителя пока нет, но сам корабль уже в наличии? Увы, это не так, был испытан лишь спускаемый аппарат, хотя и с необычными характеристиками.
Апогей, самая высокая точка орбиты, у «Ориона» достигал примерно 5800 километров: обычно пути космических кораблей пролегают на высоте 200-300 километров. Сделано это было, согласно утверждениям американцев, для проверки стойкости электронных систем корабля к воздействию радиоактивного излучения. На подобном удалении от Земли расположены так называемые пояса Ван Аллена, где магнитное поле нашей планеты удерживает летящие из глубин космоса высокоэнергетические частицы, говоря проще, радиацию.
Схожая картина и со скоростью возвращения нового корабля с орбиты: она тоже отличается от привычных показателей в большую сторону. Как утверждают в НАСА, проверялись возможности спускаемой капсулы. Ведь для благополучного прибытия домой после миссии к Луне или Марсу в земную атмосферу необходимо входить быстрее, нежели в случае с нынешними «Союзами». Декларируемые НАСА намерения — проверка оборудования термозащиты.
С этими доводами согласны не все российские специалисты. Например, воздействие поясов Ван Аллена на космический аппарат проверено многократно при запуске межпланетных станций или спутников на геостационарную орбиту. Приблизительно то же касается испытаний термозащиты: сейчас не шестидесятые годы, существует великое множество математических моделей, описывающих процесс вхождения космического аппарата в атмосферу. С их помощью те же американцы или европейцы смогли провести несколько успешных посадок на поверхность других планет.
Итак, повторим, на орбите побывал лишь спускаемый аппарат, который, к примеру, способен доставить на Международную космическую станцию шестерых астронавтов. Однако конфигурация полета на Марс означает, что в связке с опробованным модулем должны быть еще и другие отсеки, в том числе - соответствующая двигательная установка, желательно - ядерная. В противном случае масса марсианского корабля будет зашкаливать за тысячу тонн. При этом в США работы по созданию такого двигателя были остановлены еще в 1972 году, промышленный образец создан не был. Несколько лет назад в Америке призывали возобновить эти разработки, но дело ничем не кончилось.
Оборудование для нового американского корабля еще только находится на стадии проектирования, до его воплощения в железе и последующих испытаний «Орион» не может рассматриваться в качестве полноценного космического аппарата.
Однако сегодня Белому дому необходимо было отвлечь внимание сограждан от провалов своей внешней политики, а также от растущих внутренних неурядиц. В конце шестидесятых реализация программы «Аполлон» и соответствующая пропагандистская кампания отодвинула из главных новостей резкий рост напряженности между белыми и неграми. Аналогия очевидна: в событиях в Фергюсоне точка еще не поставлена, никто не знает, какие формы приобретут протесты афроамериканцев в ближайшее время.
Другая причина спешки с запуском «Ориона» – желание продемонстрировать «космическую независимость» Америки от России, ведь именно у нас до недавнего времени США закупали ракетные двигатели.
Теперь, в условиях объявленных Вашингтоном санкций, делать это считается неполиткорректным. То есть, сегодня в Соединенных Штатах пытаются решить вопрос «импортозамещения».
Пока у американцев не будет ядерного ракетного двигателя, говорить об их победе в новой лунной и марсианской гонке рано. И, к сожалению, в нынешних условиях бессмысленно рассуждать о начале совместной российско-американской программе освоения космоса. Которая могла бы стать очень успешной.
Автор Андрей Лебедев