Суть проекта китайской тактической «Сушки» J-17: «Fullback» у ворот» 5-го поколения
10.11.2015
Уже далеко не в одном нашем материале подробнейшим образом муссировались вопросы оперативно-стратегической расстановки сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Китай пока что не обладает какими-либо военно-техническими преимуществами перед ВМС и ВВС США, а также ВМС «антикитайского блока».
Программа малозаметного стратегического бомбардировщика YH-X, способного контролировать тихоокеанскую зону в границах стратегии «трёх цепей» , стабильно продвигается, на заметно (на 5 – 7 лет) запаздывает перед темпами усиления в АТР ВМС США и Японии. Так, «General Dynamics» практически один раз в квартал – полугодие умудряется спускать на воду всё новые и новые эсминцы УРО класса «Арли Бёрк»; последним стал ЭМ УРО DDG 115 USS «Rafael Peralta», спущенный на воду 31 октября 2015.
Спуск на воду современнейшего "Иджис"-эсминца УРО "Rafael Peralta"; на сегодняшний день в строю ВМС США находится 65 таких кораблей, и даже технологические недостатки принципа работы иджисевской радиолокационной связки "AN/SPY-1D - AN/SPG-62" не помешали "Арли Бёркам" превратиться в самого главного морского противника для российского и китайского флотов
Корабли данного класса действительно строятся ошеломляющими темпами и сходят со стапелей как «горячие пирожки с противней», что заставляет расценивать их в качестве основной стратегической угрозы на океанском и морских ТВД как для РФ, так и для КНР одновременно, у темпов обновления американского флота, как бы это неприятно не звучало, стоит поучиться.
Но если у флота и ВВС России есть, что противопоставить мощнейшему корабельному составу ВМС США в средней и дальней морских зонах (это и тактические высокоточные бомбардировщики средней дальности Су-34, и дальние ракетоносцы Ту-22М3, и новые Ту-160М/М2 с тяжёлыми подвесками из сотен перспективных многоцелевых КР и версий ПКР Х-65, а также МАПЛ «Ясень» и «Антей» с ПКР «Калибр-ПЛ» и «Гранит»), то ВВС Китая ничего подобного не имеют. Свою лепту вносят и промедления с отработкой и оптимизацией БРЭО для тактических ударных истребителей 5-го поколения J-20, что не позволяет Поднебесной контролировать даже средние оперативные рубежи государства. Опасная «брешь» должна была быть перекрыта в кратчайшие сроки, и на время дефицита авиации 5-го поколения китайским авиакосмическим лидерам всё-же пришлось снова обратиться к модернизации проекта российского высокоточного фронтового бомбардировщика Су-34.
Китайский амбициозный проект был начат ещё в середине 90-х гг., когда специалисты «Shenyang Aircraft Corporation» , увидевшие в российском Т-10В-1 (опытный Су-34) наиболее совершенный ударный авиационный комплекс, приступили проектированию аналогичной машины под названием J-17, но как видим сегодня, с некоторыми заметными конструктивными переработками. Изначально J-17 планировался в качестве достойной замены устаревающих бомбардировщиков средней дальности H-6, но сейчас, в свете обострения обстановки в АТР, их значение может достигнуть важности программы перехода БРЛК ЛФИ J-10 на радары с АФАР и не только. Проект J-17 может стать своеобразным спасительным вариантом для ВВС Китая на рубеже 20-х гг. и интереснейшим плодом инженерной мысли, который заставит спорить ещё не одно поколение военных специалистов и любителей боевой авиации.
Официальная информация относительно параметров БРЭО и ЛТХ большинства опытных образцов китайских боевых самолётов предоставляется достаточно скудная, поэтому нельзя точно охарактеризовать их общий боевой потенциал в том или ином режиме. Более-менее проясняться картина начинает, когда в сеть попадают первые фотографии новых изделий, как это было и с J-15S, и с J-20. Если о будущей роли J-20 в китайских ВВС известно ещё с момента первого полёта машины: низковысотное преодоление или подавление ПВО с дальнейшим точечным ударам по стратегическим объектам и уничтожение ВКП/беспилотных и пилотируемых самолётов ДРЛО, то назначение палубного многоцелевого истребителя-бомбардировщика и перехватчика ПВО J-15S наводит сразу на несколько вариантов, каждый из которых максимально приближен к реальности.
Во-первых, это практически отсутствующий потенциал в решении задач «воздух-поверхность» (аналогичным недостатком могут «похвастаться» серийные Су-33, которые вскоре будут модернизированы). Истребители оснащены схожей БРЛС Н001 и Н001ВЭ, которые работают в режиме «воздух-воздух» на предельной дальности 110 – 140 км, что накладывает на самолёт функциональные ограничения по сравнению даже со «стареньким» F/A-18C “Hornet”, а учитывая значительно меньший состав авиапарк палубных истребителей, самолёты должны значительно превосходить американские уже значительно модернизированные «Super Hornet».
Во-вторых, китайские Су-30МКК и МК2, обладающие аналогичной, не самой лучшей, БРЛС Н001ВЭ не могут обеспечить преимущества над индийскими Су-30МКИ, оснащённых мощным радаром «Барс». А в условиях контракта между руководством Индии и компанией «Дассо» на закупку 36 истребителей «Рафаль», возможные риски для КНР увеличиваются в геометрической прогрессии. J-15S, являющийся единственной двухместной «гибридной» палубной модификацией Су-30МКК/J-15, способен уменьшить эти риски и отвоевать у индусов и ВМС США долю регионального господства.
J-15S - двухместный палубный высокоманевренный многоцелевой истребитель, оснащается самым совершенным БРЭО для ведения ДВБ и нанесения ударов по морским и наземным целям. Наличие второго пилота - оператора систем, а также устройства для обмена тактической информацией по радиоканалу связи в связке с высокопотенциальной БРЛС с ПФАР/АФАР позволит китайской палубной авиации соответствовать современным меркам развитых ВМС без необходимости разработки палубного самолёта ДРЛОиУ. Большой радиус действия (более 1500 км) в дополнение к мощному радару и второму пилоту позволит китайской авиации парировать способности американских палубных F-35B/C на морском ТВД. Ускорение модернизации J-15S позволит более быстро усовершенствовать оборудование уже стоящих на вооружении Су-30МКК/МК2
С J-17 точно такая же ситуация. Первые фотографии опытного образца появились 1 ноября в китайском интернете. На это раз было осуществлено весьма оригинальное скрещивание планеров фронтового бомбардировщика Су-34 и перспективного авиационного комплекса 5-го поколения Т-50, что привело к кардинальным изменениям важных параметров истребителя. Несмотря на то, что многие обозреватели и участники форумов уже поспешили причислить фото к продукту графического монтажа китайских энтузиастов, я бы не торопился с выводами, ведь аэродинамические обводы фюзеляжа вполне соответствуют авиационным трендам XXI века.
Перед нами предстаёт вполне полноценный аналог нашего Су-27ИБ (Су-34), но отличается аэродинамической конструкцией передней части центроплана. Планер, имеющий привычную для «Сушек» схему «свободнонесущего среднеплана», вместо традиционного подвижного переднего горизонтального оперения (ПГО) оснащается так называемой подвижной частью наплыва (ПЧН), которая хорошо известна нам в конструкции перспективного малозаметного истребителя ПАК-ФА. Такая форма поворотной части наплывов не только позволяет совершать полёты на больших углах атаки с различной массой вооружения и количеством топлива, но и способствует многократному уменьшению радиолокационной сигнатуры, поскольку задняя кромка подвижной плоскости полностью сопряжена с крылом и не формирует дополнительной ЭПР.
Ещё одной важной конструктивной особенностью можно считать большую площадь и ширину данных аэродинамических наплывов. Во-первых, это способствует общему росту несущих качеств фюзеляжа, так как в совокупности с ПЧН наплыв имеет даже слегка более высокую площадь, чем ПГО у Су-34, это позволяет сократить расход топлива при полёте на средних и больших высотах. Во-вторых, огромные наклонные наплывы практически полностью перекрывают видимые переднюю и боковую проекции воздухозаборников для самолётов ДРЛОиУ, ведущих дозор преимущественно с верхней полусферы (вполне понятно, что J-17 – тактический ударный самолёт, который будет действовать на малых высотах), так как воздухозаборники J-17 стандартны и не относятся к малозаметным конструктивным элементам, аналогичным образом размещены воздухозаборники Т-50 ПАК-ФА, но уже с более оригинальным уклоном кромок в сторону заднего и нижнего направлений относительной продольной оси планера самолёта.
Прототип китайского многофункционального фронтового истребителя-бомбардировщика переходного поколения J-17 в воздухе. Применение радиопоглощающих и композиционных материалов, а также применение наклонных элементов планера позволит добиться меньшей радиолокационной заметности, нежели у Су-34; ЭПР может составить от 1 до 1,5 м2. Последняя предсерийная модификация J-17 может получить V-образное вертикальное оперение и изменённую геометрию воздухозаборников
Носовая часть фюзеляжа у J-17, как и у его российского эталона Су-34, имеет увеличенный мидель эллипсовидного сечения, предназначенный для размещения вместительной и комфортной двухместной кабины, где лётчики располагаются бок о бок, и смогут проводить длительные воздушные операции без излишней нагрузки, как это сделано у «Тридцатьчетвёрки». В сплюснутом радиопрозрачном обтекателе J-17 теоретически может располагаться перспективная БРЛС с АФАР, которая должна работать как в режиме синтезированной апертуры по морским и наземным целям, так и в режиме «воздух-воздух», если при отсутствии поддержки таких истребителей как J-10A или Су-30МКК придётся лицом к лицу столкнуться с вражескими истребителями завоевания господства в воздухе. Не исключено и введение возможности применения бортовой РЛС J-17 режима LPI (Low-Probality Intercept),где сканирование воздушного пространства осуществляется в специальном широкополосном шумовидном радиоканале пониженной мощности, благодаря которому возможность идентификации самолёта-носителя LPI-радара системами предупреждения об облучении противника снижается до ничтожных показателей. Существует авторитетная информация, что китайская корпорация CASIC реализовала режим LPI в МРЛС с ПФАР HT-233, входящей в состав дальнобойного зенитно-ракетного комплекса HQ-9 (FD-2000) – аналога С-300ПМУ-2/Patriot PAC-2.
Фотографии, предоставленные в интернете, вызывают ещё ряд вопросов относительно показателя радиолокационной сигнатуры нового фронтового бомбардировщика. J-17запечатлён в полёте с поверхности, т.е. с нижней полусферы, а поэтому нельзя точно знать геометрию фонаря кабины, углы наклона переборок и прочие конструктивные особенности, сильно влияющие на данный важнейший тактико-технический показатель.
На одном из китайских сайтов также приведён технический рисунок самолёта J-17, где чётко просматривается «стратегический облик» иллюминаторов кабины пилота: блок иллюминаторов более размещён к обзору передней полусферы и представляет собой одноярусную конструкцию, при этом нижняя кромка иллюминаторов обеспечивает хороший обзор боковой и нижней полусфер, обзор верхней полусферы ограничен. Данный факт также указывает на ударное предназначение перспективного китайского «тактика».
Техническое изображение J-17 из китайского интернета. Носовая часть фюзеляжа и кабина отчётливо демонстрируют максимальную техническую близость к авиации 5-го поколения
Промедления начала серийного производства малозаметного ударного истребителя J-20, связанные с длительной отработкой бортовой сетецентрической электроники, радаров с АФАР, а также высоких ЛТХ более аэродинамически «проблемного» самолёта 5-го поколения, заставили китайскую авиапромышленность снова обратиться к совершенствованию более проверенных и зарекомендовавших себя в боях и учениях российских многоцелевых истребителей переходного поколения семейства Су-27.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.