В сентябре месяце в Научно-инженерной компании "НИК" появилась идея организовать экскурсию для блогеров на самолет Ту-144. Да, именно с него начиналась работа по организации этого мероприятия.
В сентябре месяце в Научно-инженерной компании "НИК" появилась идея организовать экскурсию для блогеров на самолет Ту-144. Да, именно с него начиналась работа по организации этого мероприятия.
Совсем недавно закончился МАКС 2013, на котором эта машина была выставлена на всеобщее обозрение и открыта для всех желающих. Но, в процессе опроса гостей, выяснилось, что из исторической экспозиции, представленной на авиасалоне, больший интерес вызывает тяжеловес ВМ-Т "Атлант". Огромная машина с большой бочкой на спине привлекала внимание не только авиационных специалистов, но и простых гостей МАКСа. Действительно, самолет уникальный. Он делал невероятную работу. Но из-за секретности в годы его молодости и малом количестве построенных образцов, немногим удалось побывать в кабине этого самолета, рассмотреть его со всех сторон, пообщаться с его создателями. Именно поэтому было решено организовать экскурсию на этот самолет, а так же устроить встречу с людьми, работавшими над созданием этой машины. Впрочем, экскурсия на Ту-144 также оставалась в планах. Однако в самый последний момент она была отменена. Вернее, перенесена на неопределенный срок.
Утром мы прибыли на ЭМЗ (экспериментальный машиностроительный завод) им. В.М.Мясищева.
Пройдя в актовый зал, мы встретились с людьми, работавшими лично с Главным конструктором и принимавшими участие в создании многих интересных машин этого КБ. Беседа была очень познавательной. Нам рассказали множество интересных вещей. Начиная с биографии Владимира Михайловича и заканчивая перспективными проектами инженеров ЭМЗ.
Смирнов Станислав Гаврилович. Лично знал и работал с генеральным конструктором. Он возглавлял отдел аэродинамики.
Тимошенко Николай Дмитриевич. Полковник в отставке. В те годы был заместителем военпреда. Общался с Генеральными конструкторами по долгу службы. Помнит много интересных случаев на испытаниях, полетах, а также о самих летчиках и конструкторах.
Брук Александр Аркадьевич. Заместитель Генерального конструктора ЭМЗ им. В.М.Мясищева. Работал с Владимиром Михайловичем в годы создания ВМ-Т. Возглавлял отдел общих видов. Он подробно рассказал нам о трудностях при проектировании различных вариантов компоновки ВМ-Т и перспективных проектах, в которых этот самолет можно использовать.
Также нам были показаны интересные концепты, которыми занималось и занимается КБ.
Поблагодарив и попрощавшись с сотрудниками ЭМЗ, мы отправились на стоянку, где посреди огромной площадки величественно стоял небесный “Атлант”.
ВМ-Т “Атлант” – тяжелый транспортный самолет, разработанный в конструкторском бюро Владимира Михайловича Мясищева на базе стратегического бомбардировщика 3М. Основной задачей этого великана являлась доставка космического корабля “Буран” и элементов ракеты “Энергия” с мест производства на космодром Байконур. Но не сразу взор разработчиков системы “Энергия-Буран” упал на КБ Мясищева. Первоначально обратились в КБ Антонова. Уже несколько лет проходил испытания транспортный самолет Ан-124 “Руслан”. Было решено использовать его для перевозок комплектующих космической системы. Однако самолет требовал доработок. Это касалось его вертикального оперения. Необходимо было разнести его по концам стабилизатора. Однако, на переделку оперения почти готового самолета, утвержденного всеми институтами и прошедшего макетную комиссию, Антоновцы пойти не могли. На создание и испытание специальной версии транспортного самолета с двухкилевым оперением и увеличенным крылом требовались годы. Была предпринята попытка использовать транспортный самолет Ан-22 “Антей”. Рассматривали два варианта: с размещением грузов сверху фюзеляжа и внутри него. Однако оба способа не были одобрены. Первый - оказался неперспективным ввиду сложности обеспечения путевой устойчивости и управляемости самолета при наличии столь крупного внешнего объекта. Второй - по причине прочностных и компоновочных проблем. В общем, самолет не получался даже в качестве временной меры.
В это же время поступило предложение от Владимира Мясищева – использовать в качестве транспортного средства стратегический бомбардировщик 3М. Идея была принята, а новый самолет получил обозначение 3М-Т (транспортный). Но в процессе испытаний военные попросили убрать обозначение, свидетельствующее о бомбардировочном прошлом самолета. В итоге, добавили в надпись одну вертикальную линию, получился самолет ВМ-Т. Спустя несколько лет, когда самолет стали показывать на различных авиационных шоу, некоторые печатные издания расшифровали эти три загадочные буквы, как “Владимир Мясищев - Транспортный”. Позднее самолет получил собственное имя “Атлант”.
Но вернемся к началу. Самолет 3М требовал доработок. Так же, как и с Ан-22, рассматривались два варианта перевозки грузов: внутри увеличенного отсека фюзеляжа и на “спине”. Первый способ вел к увеличению массы самолета и снижению грузоподъемности. Но самое важное – сроки создания такого грузового отсека были неприемлемыми. Второй вариант требовал меньших переделок конструкции бомбардировщика и позволял обходиться лишь минимальными изменениями конфигурации грузов. Поэтому этот способ перевозки и был взят за основу. Идея была не новой. Однако необычным было соотношение между габаритами груза и самолета. Диаметр водородного бака ракеты Энергия – 7,7 метра, а его длина 42 метра. При этом фюзеляж самолета имел диаметр всего 3 метра.
Для размещения подобных грузов на "спине" потребовалось удлинить фюзеляж на 4,7 метра. Это сделали путем замены хвостового отсека. При этом изменения не коснулись основных стоек шасси, что заставило не просто удлинить фюзеляж, но и приподнять его хвостовую часть, тем самым увеличив угол опрокидывания самолета. Это помогло избежать соприкосновений его с землей при взлетах и посадках с большим углом атаки.
Также, вместе с хвостовым отсеком фюзеляжа, изменилось и вертикальное оперение. Чтобы вывести его из зоны затенения грузом, на самолете установили двухкилевое вертикальное оперение, закрепленное под наклоном на концах стабилизатора. Наклон способствовал уменьшению нагрузок на фюзеляж.
Еще изменения коснулись вспомогательных стоек шасси, расположенных на концах консолей крыла. Они были изготовлены под увеличенные нагрузки.
Однако основные стойки шасси, как уже было сказано выше, изменений не претерпели.
Изменениям подверглась и силовая установка. Новые четыре турбореактивных двигателя ВД-7МД имели тягу по 10750 кгс каждый.
Кроме всего этого, был проведен обширный комплекс доработок. Отъемные части крыла стали трехлонжеронными, был зашит бомболюк, демонтировано все вооружение, установлены точки крепления грузов.
В марте 1981 года начались пробежки. Во время первой из них, экипаж Анатолия Петровича Кучеренко пропустил точку торможения. Полосы не хватало для остановки. Поэтому в конце ВПП экипаж на скорости 60 км/ч совершил разворот самолета на 180 градусов. К всеобщему удивлению груз остался на месте, а самолет не получил повреждений. 29 апреля 1981 года тот же экипаж впервые поднял эту машину в воздух.
Нужно отметить, что создание транспортного самолета ВМ-Т на базе 3М стало возможным из-за высокого аэродинамического качества бомбардировщика - 18. После переделки его в транспортник и установки груза, качество снизилось примерно до показателей 10 - 12.2. А крейсерская скорость уменьшилась с 0,86 до 0,5 Маха.
Было разработано несколько комбинаций самолета ВМ-Т с грузом:
1). 0ГТ - планер орбитального корабля "Буран" без киля. Киль влиял на путевую устойчивость и управляемость самолета. Поэтому его снимали. Так же на "Буран" одевался хвостовой обтекатель.
2). 1ГТ - водородный бак центральной ступени ракеты "Энергия". На него одевался носовой и хвостовой обтекатель.
3). 2ГТ - кислородный бак, приборный и двигательный отсеки, головная часть центральной ступени ракеты "Энергия", объединенные в один агрегат. На груз одевался носовой обтекатель, разбираемый на секции, а головную частью ракеты использовали как хвостовой обтекатель.
4). 3ГТ - головной и хвостовой обтекатели груза 1ГТ, состыкованные в один агрегат, с размещенным внутри разобранным на секции носовым обтекателем груза 2ГТ. Груз 3ГТ использовался как контейнер для возвращения с космодрома на заводы-изготовители обтекателей для повторного применения, а также при необходимости для перевозок модуля кабины экипажа.
Таким образом, самолет использовался в пяти вариантах: четыре с грузом и один пустой. Кстати, представленный на МАКСе ВМ-Т имеет конфигурацию 3ГТ. То есть бочка, закрепленная на нем - это носовой и хвостовой обтекатель водородного бака ракеты "Энергия", соединенные вместе.
Для каждой из пяти компоновок были проведены исследования по аэродинамике, устойчивости и управляемости. Для каждого варианта груза было определено его наивыгоднейшее размещение на фюзеляже по длине и высоте. При этом обеспечивалось минимальное лобовое сопротивление, получение нужных центровок и многие другие необходимые характеристики. Также были проведены исследования аэродинамической интерференции между самолетом и грузами, выявившие картину распределения местных воздушных нагрузок на поверхности фюзеляжа и грузов. По сути, каждый вариант самолета имел свои особенности управления. Большой груз, размещенный на "спине" Атланта, сильно влиял на его аэродинамику. Поэтому все полеты проходили в большом напряжении. Да и критики в адрес этого самолета всегда было много. Многие думали, что такая машина просто не поднимется в воздух. Другие смеялись: “самолет-дирижабль”. Кто кого везет? )))
Устанавливался груз на “спину” ВМ-Т с помощью специального крана ПКУ-50 (подъемно-козловое устройство). Такой кран был смонтирован на территории ЛИИ в Жуковском и на аэродроме Безымянка в Самаре. А на аэродроме Юбилейный вблизи космодрома Байконур был установлен кран ПУА-100 (подъемно-установочный агрегат). Он разгружал прибывших “Атлантов”. На фото изображен ПКУ-50 в Самаре.
А это место, где располагался ПКУ-50 в Жуковском. Его конечно давно разобрали. Осталась только одна металлическая вышка.
Всего на создание ВМ-Т, было выделено три самолета. Один передали ЦАГИ для проведения статических испытаний. Два других переделали в транспортники. Их бортовые номера RA-01402 и RF-01502. Основное отличие их друг от друга – наличие штанги дозаправки в воздухе у машины RA-01402. Сейчас она находится на аэродроме Дягилево в Рязане. Всего оба самолета совершили 152 полета на Байконур и обратно, перевозя элементы космической системы.
Но стоит вспомнить, что ВМ-Т задумывался как временное решение. Максимальный груз, который он мог брать себе на "спину" не превышал 50 тонн. Что вносило много ограничений в космическую программу. С "Бурана" приходилось снимать часть оборудования, снижая его вес до 45 тонн. Да и в планах космических полетов предусматривалось в будущем перевозить на Байконур грузы массой до 200 тонн. Требовался самолет с большей грузоподъемностью. Именно таким проектом занимались в ОКБ Антонова. Новый транспортный самолет Ан-225 "Мрия" должен был брать себе на плечи 225 тонн груза. Но так сложилось, что к моменту первого и единственного полета "Бурана" в космос, "Мрия" не была готова. Космический корабль совершил свой полет 15 ноября 1988 года. А "Мрия" впервые поднялась в воздух лишь спустя месяц - 21 декабря того же года.
Однако, космическую программу "Энергия-Буран" ждало нехорошее время. В 1990 году все работы были приостановлены, а в 1993 году программу закрыли окончательно. И это несмотря на успешный запуск космического многоразового аппарата и блестящую его посадку. "Буран" больше не летал в космос. Получается, что ВМ-Т, который задумывался как временное решение, выполнил всю основную работу по перевозки элементов ракеты и корабля на космодром. А "Мрия", прошедшая испытания, возила "Буран" по всему миру, демонстрируя свои возможности на авиационных шоу в Европе и Америке. Секретность, стоящая вокруг космической программы, скрыла от общественности истинного героя этих транспортных перевозок. И даже сейчас многие считают что именно "Мрия" возила "Буран". А про ВМ-Т многие даже не слышали.
Кстати, возвращаясь к “Антею”, впоследствии его все же приспособили к воздушным перевозкам грузов вне фюзеляжа. Однако этот груз был не столь велик, как тот, под который создавался ВМ-Т. На этом кадре запечатлен момент транспортировки консоли крыла самолета Ан-225 “Мрия” с завода-изготовителя в Ташкенте на сборку в киевкое ОКБ Антонова. Специально для этих целей на Ан-22 был установлен третий киль, улучшающий путевую устойчивость и управляемость самолета.
Хочется отдельно рассказать про кабину этого самолета. Я уверен, что немногим удалось побывать в ней. А она заслуживает отдельного внимания.
Вход в нее осуществляется через люк в нижней части фюзеляжа перед передней опорой шасси.
Я не могу сказать, что в кабине тесно. Однако тот, кто занимался ее компоновкой, видимо был большим фанатом подводных лодок. Конечно, я шучу. Но чтобы добраться с одного места на другое, нужно очень внимательно смотреть куда наступаешь и за что держишься. А еще иметь хорошую физическую форму. Я понимаю, что самолет изначально создавался как военный. А этим ребятам не нужен комфорт и удобство. Не в бизнес классе летают. Однако у меня было ощущение, что я в трехмерном лабиринте.
Приборная панель пилотов. Первое, что мне бросилось в глаза, это отсутствие РУДов на центральной панели.
Но они оказались недалеко. Под левой рукой у командира экипажа…
…и под правой рукой у второго пилота. Также на фото видно, что кресла оснащены бронеспинками. То же самое у всех членов экипажа. Это осталось еще с бомбардировщика.
На центральной панели находится пульт включения автопилота.
Штурвальная колонка проходит не между ног, а спускается к полу вдоль борта фюзеляжа. Сбоку имеется шкала, по которой можно контролировать угол отклонения штурвальной колонки по тангажу.
Вот такой вид из кресла командира экипажа.
А это верхняя приборная панель в кабине пилотов. Она расположена вокруг люка аварийного покидания. На ней находятся пожарные краны, панель аварийного выпуска шасси, панель запуска двигателей на земле и в воздухе, а так же панель установки параметров груза (0ГТ, 1ГТ, 2ГТ, 3ГТ и пустой). В зависимости от груза, определяется режим работы специального автоматического устройства АСУУ, обеспечивающего необходимую устойчивость и управляемость самолета.
Это пульт, расположенный на задней стенке в кабине пилотов. Прямо под ним – выход из кабины.
В самом нижу этого лабиринта расположено место штурмана.
А вот кто из членов экипажа сидит у правого и левого блистера я так и не выяснил. Но на одном месте есть надпись “ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! После работы с секстантом переключатель света поставь в нейтральное положение”. Я не думаю что это место радиста или бортинженера. Явно этот член экипажа занимался навигацией. В общем, кто знает ответ – пишите.
Ну и выше всех под верхним блистером находится рабочее место оператора груза.
Таким образом, в состав экипажа входит 6 человек. Непонятным остался еще один вопрос. На каждом кресле есть ручки катапультирования. Но как это происходит, я так и не понял.
Встреча прошла замечательно. Все были довольны. Под конец мы узнали, что Ту-144 посетить сегодня не удастся. Но зато мы сделали отличные кадры уникального транспортного самолета. Кстати, многие из этих кадров были сделаны вот с этой машины…
…которая вот так поднимала нас на высоту около 15 метров…
…и мы могли делать вот такие фотографии.
А это очередь внизу на подъемник.
Именно на этой площадке стоит здание, в котором на третьем этаже находился кабинет Владимира Михайловича Мясищева. Генеральный конструктор всегда выбирал кабинет, окна которого выходят на летное поле. Здание сейчас пустует.
ВМ-Т – уникальный самолет. Созданный на базе первого Советского стратегического бомбардировщика, он блестяще выполнил задачу, с которой не смогли справиться другие машины. И этому самолету место в музее. Это – наша история!
Хочется сказать спасибо сотрудникам ЭМЗ и всем кто помогал организовать эту встречу.
Также спасибо
И спасибо
Вот такие дела.
Оригинал взят у dron_sd
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.