Глядя кино с д’Артаньяном, трудно было не задуматься — кто такие эти мушкетёры короля, что ходят без мушкетов и весь день свободно шляются по городу, и почему главному герою так важно стать одним из них? А дело всё в том, что королевские мушкетёры — не то же, что просто мушкетёры.
У них была своя узкая и очень почётная роль.
Кто такие мушкетёры
Обычные мушкетёры — это род пехоты, вооружённый передовым на семнадцатый век оружием — огнестрельным. Мушкеты — дедушки ружей и винтовок. Стреляли из них, предварительно укрепив на опоре, как фотоаппарат на штативе. Больше выстрела в минуту сделать из мушкета было сложно (а чаще тратились две минуты), и поражало оружие только на относительно небольшом расстоянии — метров сто. Мушкет и подпорка вместе были довольно громоздкими штуками, с которой пехотинцы ходили не слишком элегантно.
Мушкетёры служили не только во французской армии. Вооружены были мушкетами армии на севере Индии, в мусульманском Сефемидском государстве и, конечно, во всех европейских странах. Как правило, в бою мушкетёры стреляли медленно, очень тщательно целясь, словно снайперы: одна пуля — один человек должен упасть замертво.
Королевские мушкетёры
Король Людовик XIII, тот самый, которого играл Олег Табаков, имел основания беспокоиться за свою жизнь при дальних выездах. На королевский трон во Франции постоянно поглядывали разного рода герцоги — они ведь тоже были королевской крови. Людовик хотел быть уверенным, что выезд из дворца не обернётся несчастным случаем на охоте, когда сразу несколько охотников разрядили бы карабины в короля.
Он создал по примеру своего отца, короля Генриха IV, личную гвардию, все обязанности которых заключались именно в том, чтобы во время выездов постоянно держаться начеку и быть готовыми отстреливаться в окружении или обнажить свои шпаги за короля. Главным отличием от личной гвардии Генриха было вооружение — более современные мушкеты вместо карабинов — и хорошая подготовка. Мушкетёры короля должны были одинаково метко стрелять и лихо фехтовать. От них требовалась идеальная физическая форма и бесконечная преданность королю.
Именно по этим критериям в королевские мушкетёры отбирали, во-первых, очень молодых дворян, во-вторых, из очень хороших, зарекомендовавших себя как всегда хранивших свою честь и преданностью королю семей, в-третьих, лучше с окраин — амбициозность и отсутствие связей со знатью центральной Франции были лучшей рекомендацией того, что мушкетёры на службе будут из шкуры вон вылезать. Именно потому и де Тревиль, и д’Артаньян, и как минимум два из трёх мушкетёров — гасконцы, по нашим меркам это как если бы покорять столицу времён Российской Империи приехали уроженцы, например, казачьей Кубани или грузинские князья.
Хотя непосредственно службу королевским мушкетёрам доводилось нести далеко не каждый день, ожидалось, что свободные дни они будут тратить на то, чтобы поддерживать форму. Возможно, именно поэтому книжный Людовик сквозь пальцы смотрит на то, что его мушкетёры нарушают запрет на дуэли — ведь смертельная схватка подготовит их к настоящему сражению за короля лучше, чем дружеские поединки.
Понятно также, почему в книге на каждого из положительных героев врагам приходилось нападать скопом, чтобы одолеть — ведь королевские мушкетёры были лучшими бойцами страны, чем-то вроде спецназа по уровню крутости.
Самые современные и самые модные
У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую (ярко-голубую) накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в сердцевинке.
Все королевские мушкетёры должны были ездить на «серебряных» — то есть серых в яблоко или белых — конях. Во время выездов мушкетёры короля были вооружены до зубов. Во-первых, конечно, мушкет и два пистолета. Во-вторых, шпага на случай схватки на земле и палаш — если придётся сражаться верхом. В-третьих, дага — кинжал для левой руки, тоже для схватки на шпагах. Ну и, конечно, буйволовая перевязь, увешанная мешочками с пулями и порохом.
Несмотря на такие требования ко внешнему виду, вооружению и подготовке мушкетёров, за счёт казны им выдавался только мушкет. Остальное королевский спецназ приобретал за свой счёт (или за счёт богатой любовницы, как Портос). Где взять денег было постоянной головной болью королевских мушкетёров.
Любителям истории про трёх мушкетёров будет приятно узнать, что со временем бойкий молодой гасконец сменил де Тревиля на его посту. И провёл ряд значительных реформ.
Во-первых, д’Артаньян серьёзно омолодил королевских мушкетёров. Теперь это была одновременно гвардия из очень молодых (с замечательной реакцией) людей и нечто вроде военной академии. В мушкетёры стали брать с шестнадцати-семнадцати лет, и через четыре года, получив офицерское звание, гвардеец шёл в любое другое армейское подразделение — там его принимали с раскрытыми объятьями. Конечно, самые искусные и умные оставались в королевских мушкетёрах.
Во-вторых, он, наконец, решил вечно больной для молодых мушкетёров вопрос, где жить, построив «Отель мушкетёров» — то есть нечто вроде хорошего общежития. В-третьих, в роте завели собственных хирурга и аптекаря, что позволяло оперативно получать помощь при ранениях, а не бегать по городу в поисках свободного хирурга. В общем, д’Артаньян разом решил все те проблемы, от которых, если верить Дюма, очень мучился поначалу в Париже.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.