Не так скоротечна наша жизнь, как быстро уходят ее атрибуты: когда-то Киев был городом зеленых холмов, золотых куполов, полноводного Днепра и гордых каштанов, но сегодня его облик изменился до неузнаваемости.
Не так скоротечна наша жизнь, как быстро уходят ее атрибуты: когда-то Киев был городом зеленых холмов, золотых куполов, полноводного Днепра и гордых каштанов, но сегодня его облик изменился до неузнаваемости.
Обмельчал Днепр, заболели и почти вымерли наши «фирменные» каштаны, легендарные Печерские холмы оседлали серые новострои, заменив собой исторические особняки города и плотно подступив к монастырским стенам – в общем, наш мегаполис бурно развивается, как радостно рапортует любимый мэр новых кыян.
С чего начинается человек? Со своих детских впечатлений, конечно: лично для меня Киев всегда был театральным городом – родители приучили не пропускать премьер и, разумеется, слушать классическую музыку. Помню свое детское потрясение органом Домского собора в Риге, а затем радость нашей семьи от того, что и у нас орган не хуже: изготовленный в конце 1980-х годов чехословацкой фирмой Rieger-Kloss, он стал жемчужиной Киева, открыв для нас костел Св. Николая – Дом органной и камерной музыки – великолепный собор, построенный в неоготическом стиле на рубеже ХIX-XX вв. знаменитым киевским архитектором Владиславом Городецким.
Я говорю «киевский костел» и слышу Ave Maria в исполнении Ольги Басистюк – сколько раз я приходила в этот храм музыки, чтобы погрузиться в эти звуки Вселенной, вне времени и воли украинского Министерства культуры с его запретами всего, что несозвучно или не рифмуется с известной кричалкой. И вот то локдаун, то жара, но наконец «снова 3 сентября» и такая заманчивая афиша концертов на сентябрь…
Да, так бывает: построенный на века, переживший оккупацию Киева в годы войны, костел чуть не сгорел из-за замыкания 40-летней проводки, замена которой почему-то не вошла в исполинскую программу декоммунизации, активно проводимую у нас на всех уровнях, включая глобальный: переименование нашей страны и ее государственного языка.
Стены костела устояли, но уникальный орган сгорел и пала люстра. Возгорание якобы произошло внутри органа из-за короткого замыкания электропроводки.
По сухим сообщениям прессы, открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 270 УК Украины – нарушение требований пожарной или техногенной безопасности. На месте происшествия, по информации СМИ, изъяли оплавленные провода с «характерными признаками короткого замыкания». Также был изъят электрический трансформатор.
Благо во время пожара никто не пострадал, но, видимо, потому что никто и не пытался тушить его самостоятельно. (Тут можно было бы вспомнить не такую уж давнюю историю – например, как спасали картины, скульптуры и памятники архитектуры в блокадном Ленинграде, но я не буду – это другое. Лучше провести аналогию с Нотр-Дам-де-Пари – чем мы хуже парижан? – и успокоиться.)
По поводу вопроса, что бы делала я, окажись я в том самом месте в неподходящее время: не знаю – в зависимости от того, что было бы в моих силах. Но как участник аналогичных событий несколько лет назад знаю, чего бы я не делала точно: я не снимала бы на свой телефон, как мечутся в окнах горящего здания люди, а звонила бы по нему во все экстренные службы. И еще бы я постаралась найти в толпе зевак владельцев припаркованных авто, мешающих проезду пожарных машин.
Но так уж повелось у нас: одни страдают от головотяпства других, а третьих это просто забавляет. Раньше еще были герои, находившие в таких случаях себе место для подвига, но это уже не в тренде.
Наверное, это по ним еще гудел наш орган, но… отгудел, поздно – «восстановлению не подлежит».
Справедливости ради надо сказать, что антигерои у нас тоже были всегда – просто ответственность тогда для них была другая. Даже если и правда, что проблему с проводкой в костеле проморгал местный электрик – вопрос: как такой непрофессионал там оказался? Кто его допустил к работе, контролировал ее? А если бы возгорание произошло во время концерта и мы, зрители, разделили бы с органом его судьбу? О реконструкции/реставрации костела за все годы независимости написано немало – наверное, и денег выделено столько, что хватило бы не только на проводку.
Деньги… В них сегодня упирается все – это необходимое, но недостаточное условие функционирования нашей инфраструктуры, начиная с проводки и канализации. Но, как показывают наши мелкие и крупные катастрофы, основное тут люди – профессионалы своего дела, которых сегодня становится все меньше: врачи уезжают, в инженеры идут те, кто не попал в дипломаты и депутаты.
В результате незнания основ физики и сопромата у нас падают флагштоки и фонарные столбы на не рассчитанных на нынешние нагрузки и уставших от нашего потребительского отношения мостах.
Социально ответственные бизнесмены уже выделили по миллиону гривен на восстановление костела, но не повторится ли при их освоении история Шулявского моста?
С органом, наверное, безнадежно: по данным агентства УНИАН, сегодняшняя стоимость этого инструмента составляет от 1,2 до 1,5 млн. евро. И кто его теперь создаст заново? В свое время чехи изготовили его в стиле, соответствующем архитектурному стилю храма. У органа было 55 регистров и 3945 труб разного диаметра – от 13 мм до 6 м – из металла и ценных пород дерева. Помимо своего функционального назначения, этот инструмент – произведение искусства, созданное человеческим гением, опираясь на опыт и достижения мастеров разных эпох.
Но вернемся к сопромату (сопротивление материалов) – грамотному проектированию конструкций для обеспечения их надежной и безопасной эксплуатации – это базовая инженерная наука, изучающая методы расчета элементов машин и сооружений на прочность, жесткость и устойчивость – обязательная дисциплина для всех технических вузов.
Еще не зная о сборе средств на восстановление костела, я попала на территорию одного из киевских технических университетов и сразу увидела культурный слой, оставленный нашими будущими инженерами и проектировщиками – фото прилагаю.
Можно ли их обучить основам физики и сопромата? Судя по их «учебным пособиям» на лавочке, у них другие интересы, а культурные запросы ведут явно не в костел. Да и те, кто раньше всему такому сложному и ответственному учили, теперь разве что убирают за новым поколением студентов своей альма-матер.
Поэтому говорить об органе тем более не стоит – это непоправимо: дело не в том, что таких инструментов уже не делают – уже некому сделать таких людей, из которых бы получились мастера по созданию органа. Да и запроса особого на них нет – в моде нынче иные гаджеты.
…Сейчас много пишут о необходимости модернизации религии, ее базовых понятий – мол, представления об аде и рае архаичны: кипящее масло на сковородке и пикник на травке – слишком примитивные стимулы для современного человека.
Неважно. Главное – это то, как сформулировал понятие ада инженер человеческих душ Федор Михайлович Достоевский: «Ад – это когда поздно».
P.S. Уже написав статью, я поинтересовалась, а что там у нас в Минкульте, в ведении которого находятся и орган, и костел с люстрой: сбор денег они, конечно, объявили, но есть проблема глобальнее – они борются с гендерными стереотипами, навязываемыми шведской «психологиней» Марией Ланге в ее книге «Чтобы в 16 не было поздно», запрещая ее для закупки в библиотечный ассортимент украинских школ. Это прям информационная
Вот хотела я обойтись без помощи выпускника технического вуза, да не получится: «Главный вопрос, который ставит перед нами будущее – это кого туда пустить». Виктор Пелевин.
Ирина Кириченко, адвокат
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.