В двенадцатом веке епископ Линкольна Хью посетил аббатство Фекам. Монахи показали ему свою самую ценную реликвию, руку Марии Магдалины. Согнувшись поближе, словно чтобы поцеловать ее, Хью отгрыз кусок.
В двенадцатом веке епископ Линкольна Хью посетил аббатство Фекам. Монахи показали ему свою самую ценную реликвию, руку Марии Магдалины. Согнувшись поближе, словно чтобы поцеловать ее, Хью отгрыз кусок.
Монахи, вероятно, были расстроены тем фактом, что он положил в карман откусанный кусок.
Реликвии в те годы множились как на дрожжах. Ими торговали, их воровали и главное, в них верили. В чудодейственную силу.
Впечатляющая реликвия привлекала в город паломников, деньги и престиж.
Фактически, епископ Хью поучаствовал в чванливой традиции кражи реликвий. Почему чванливой – читайте дальше, объясню в конце.
Реликварий: статуя Сент-Фе (Святая Вера), конец 10-го - начало 11-го века с более поздними добавлениями, золотом, серебряной позолотой, драгоценными камнями и камеями, фото: Холли Хейс
С девятого по двенадцатый века эта практика воровства противопоставляла один монастырь другому в борьбе за фрагменты знаменитых святых.
Даже были профессиональные торговцы реликвиями, такие как таинственная Дуесдона, которые совершали набеги на римские катакомбы, чтобы святыми мучениками могли торговать разные ушлые ребята.
Это была хорошая сделка: тело одного святого можно было распилить на множество продаваемых реликвий.
Богословы считали, что святой в равной степени присутствовал в каждом фрагменте тела, независимо от того, насколько кусочек маленький.
Как пишет Полин из Нолы: «Везде, где на людей падала капля росы в виде частички кости, крошечного дара от освященного тела, святая благодать приносила в этом месте фонтаны, а капли пепла порождали реки жизни".
Церковь Сент-Фе, Конк, Франция, ок. 1050–1130
У паломников, прибывающих в Конк, была одна мысль: реликварий святой Веры. Этот реликварий, или контейнер с останками святой, был одним из самых известных во всей Европе.
В реликварии в Конке находились останки святой Веры, молодой христианки, жившей в оккупированной римлянами Франции во втором веке. В двенадцать лет она была приговорена к смерти за свой отказ совершать жертвоприношение языческими богами, и была обезглавлена. Ее почитают как мученицу, как человека, который умирает за веру.
Св. Вера была очень популярной на юге Франции, и ее реликвия была чрезвычайно важна для церкви; она привлекала море паломников и богатство в маленький, изолированный городок Конк. Но это была ворованная реликвия. Первоначально она была совсем не в Конге. Ее попросту стащили. Богоугодное дело?
Монах, доставивший ее мощи в Конк, десять лет находился под прикрытием в монастыре Ажен, прежде чем смог украсть и убежать с реликвией (это был, кажется, череп).
Действительно, святые, воплощенные в мощах, были очень живы для верующих.
Однажды святая Фе (или ее мощи) совершила столько чудес за один день, что ее монахам-хранителям так и не удалось тогда поесть.
Реликварий герцога Бургундии Карла Смелого 1467-1471 гг. Наверное, один из наиболее роскошных памятников бургундской эпохи. Сработан из чеканного серебра с позолотой, изображает св. Георгия и коленопреклоненного Карла Смелого.
Клятвы давались на них. В трудные времена люди обращались к ним; в тяжелые времена они ждали от них помощь.
Возможно, самая странная вещь в краже реликвий - то, что монахи откровенно и с гордостью признавались в воровстве. На самом деле, мы знаем об этом главным образом потому, что они совершенно беззастенчиво писали об этом.
Был целый жанр, посвященный теме фурта-сакры (святого воровства). Ученые утверждают, что многие из этих историй были преувеличены или даже сфабрикованы. Но это только усложняет проблему.
Реликварий - вместилища ценных реликвий католической церкви. В русской церкви принято название рака, или мощевик.
Довольно странно признаться, что ты или один из твоих братьев украли святую реликвию.
Вот объяснение - богословское.
Поскольку реликвии были наполнены живым присутствием святого, способного творить чудеса, они вполне могли остановить вора.
Любая реликвия, которая не желала быть украденной, могла просто стать слишком тяжелой, да и все двери церкви могли взять и закрыться. По этой логике, если реликвия была украдена, значит, она хотела этого.
Сандалии Иисуса, находящиеся в Прюме
Но однажды Жан Кальвин написал в 1543 году сочинение, посвященное подлинности многих христианских реликвий, что хранились в храмах и монастырях.
Кальвин подверг жесткой критике подлинность самих реликвий, и выдвинул идею полного отказа от поклонения реликвиям.
Сочинение было издано в Женеве и тут же попало в индекс запрещенных книг. Однако, семена были посеяны.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.