Депутаты предлагают узаконить процедуру национализации.
Депутаты предлагают узаконить процедуру национализации.
В парламенте зарегистрирован законопроект о выведении с рынка системного банка в условиях военного положения. Имеются в виду крупные банки с миллионами вкладчиков. И, конечно, первый вопрос: не пострадают ли они. В новациях разбирались Vesti.ua.
В пятницу, 23 сентября, в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины об особенностях выведения с рынка системно важного банка в условиях военного положения". Текст документа доступен с вечера пятницы, 23 сентября.
Соавторами являются Даниил Гетманцев, Ярослав Железняк, Виктория Кинзбурзкая и другие. Причина его появления изложена в пояснительной записке за подписью Даниила Гетманцева: "Отнесение к категории неплатежеспособных из-за потери ликвидности системно важного банка и дальнейшее его выведение с рынка по общей процедуре в условиях военного положения слишком обременительно и создает дополнительные риски для системы в целом. В частности, ликвидация такого банка может иметь следствием возникновение недоверия к банковскому сектору, спровоцировать дальнейшую цепную реакцию оттоков средств клиентами такого банка, снижение потенциала кредитования населения и бизнеса, частичное разрушение платежной инфраструктуры. Более того, выплата Фондом гарантирования вкладов физлиц 100% суммы вкладов физлицам приведет к существенным потерям госбюджета".
Поэтому, полагают соавторы, для таких банков в условиях военного положения нужна оптимизированная процедура выведения с рынка. Участие государства в этом "даст возможность восстановить работу финансового учреждения и минимизировать риски разворачивания негативных явлений на рынке", говорится в документе.
Предлагается следующий алгоритм: государство в лице Министерства финансов наделяется правом, по предложению Национального банка Украины (НБУ), принимать участие в выведении с рынка системно важного банка, относительно которого центральный банк (НБУ) принял решение об отнесении к категории неплатежеспособных. При этом Фонд (гарантирования вкладов физлиц) продает такой банк государству за 1 грн., независимо от фактического размера регулятивного капитала банка.
Вместо обмена вкладов на акции с последующим их выкупом государством вводится прекращение обязательств банка перед контролерами и собственниками существенного участия (от 10% уставного капитала банка согласно законодательству). И особо прописано, что возмещение стоимости акции акционерам (если сумма превышает 1 грн. по заключению аудиторской компании) будет возможным только после компенсации убытков государству Украина от РФ и исключительно за счет таких средств. Параллельно отменяются все запреты на отчуждение акций и прекращение обязательств со стороны банка перед контролерами, собственниками существенного участия и подсанкционными лицами. Оценка активов банка, убытков, вреда будет осуществляться международно признанным аудитором без учета положений закона об оценке имущества, исходя из реального финансового состояния банка на дату продажи.
Особое внимание уделено кредиторам такого банка: если не установлены конечные бенефициары или источники средств непрозрачные или недостаточные, операции по счетам таких лиц блокируются.
В деликатном вопросе возмещения вкладов уточняется, что компенсацию из Фонда гарантирования вкладов не получат резиденты в значении, приведенном в Законе Украины "Об основах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов".
Причин для беспокойства нет, полагает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, это одно из требований ЕС, чтобы для системных банков была выписана отдельная процедура вывода с рынка в случае неплатежеспособности, поскольку они имеют особый вес и влияние на банковский сектор в целом.
"Главная цель – чтобы максимально взыскать кредиты, избегая их "навешивания" на государство. Вкладчики все получат, все 100% вкладов, но собственники – нет. Процедура для таких банков выписана более сложная, требующая более детального анализа и более жесткого контроля. За образец был взят "ПриватБанк", с этим никто не спорит, по нему до сих пор колоссальные разбирательства по кредитам. Поэтому поставлена цель: если в будущем произойдет аналогичное, проще было взыскать долги по кредитам, даже если это связанные лица. На гривне новая процедура не скажется абсолютно. Если бы не желание понравиться ЕС, с этим законопроектом не спешили бы", – полагает эксперт.
По информации, которой владеет Ассоциация украинских банков (АУБ), этот законопроект разработан группой народных депутатов для того, чтобы отдельно прописать процедуру вывода с рынка системно важного банка в случае его неплатежеспособности или принятия решения о выводе этого банка с рынка, рассказал Vesti.ua президент Ассоциации украинских банков Андрей Дубас. По его словам, это важно и необходимо, поскольку системный банк по определению оказывает существенное влияние на стабильность банковской системы Украины – следовательно, и процедура по нему должна быть более детальной и тщательной.
"По действующему законодательству, после решения Национального банка о выводе с рынка или признании неплатежеспособным банка ФГВФЛ может обратиться в Министерство финансов с предложением о выкупе этого банка государством, – пояснил Андрей Дубас. – Уже после принятия решения Министерством финансов банк выводится с рынка или национализируется. Когда национализировался "ПриватБанк", такой процедуры в законодательстве прописано не было. Я так понимаю, этим законопроектом она и предлагается, более четкая (с учетом военного положения). В 2016 году акционеры "ПриватБанка" обратились в Министерство финансов с предложением выкупить банк за 1 грн., и это произошло за один день. Хочу отметить, для такого системного банка важны сроки, потому что при обычной процедуре это длится в течение определенного периода, что может повлечь за собой слухи, панику и так далее. А когда национализация была проведена молниеносно, сопровождалась брифингами и разъяснениями министра финансов, руководства банка, негативных последствий удалось избежать. Мне кажется, что эта процедура прописывается во избежание таких потенциально негативных последствий. Поэтому, скорее всего, новая процедура не повлияет на стабильность банковского сектора или поспособствует ее усилению".
В то же время президент АУБ не исключает возможного отчасти негативного эффекта, если речь пойдет о национализации системного банка, учитывая и так существенную концентрацию государственных банков в банковском секторе (ныне доля государственных банков в банковском секторе по чистым активам суммарно достигает 50,1% и в дальнейшем будет расти из-за преобладающего участия в кредитовании по государственным программам).
Впрочем, эксперт подчеркнул, что о каких-либо негативных моментах относительно конкретного украинского банка речь не идет: "Сегодня в Украине регулятором определено 14 системно важных банков, и сказать о том, что какие-то из них находятся в плохом финансовом состоянии или испытывают трудности с ликвидностью – мы не можем. Более того, скажу: сегодня уровень ликвидности банковской системы Украины и всех ее 67 банков, и это подтверждает регулятор в своем августовском обзоре банковского сектора, остается высоким, несмотря на войну. И это результат большой работы – как банковской системы и профильной ассоциации, так и регулятора, НБУ, в период осуществления реформ, начиная с 2014 года. Поэтому банковская система высоколиквидна".
Относительно вкладчиков банка, независимо от того – системный он или нет, они получат все свои средства в полном объеме, поскольку в течение военного положения действует совместное решение органов власти о гарантировании 100% вкладов, "которое является подтверждением того, что Украина выполняет все свои обязательства", отметил Андрей Дубас.
В своем Telegram-канале Даниил Гетманцев утверждает, что как для тотальной войны украинская банковская система демонстрирует немалую стойкость: "Она ликвидна, сохраняет доверие вкладчиков, продолжает кредитовать экономику (процентные доходы банков за восемь месяцев 2022 года выросли на 21,5% к аналогичному периоду прошлого года), соответственно капитализированной (на 1 сентября 2022 года норматив адекватности основного капитала – 16,92% при необходимом минимуме 10%). Собственно, сохранение прибыльности является чрезвычайно важным сигналом, свидетельствующим о способности банка самостоятельно восстанавливать капитал для покрытия рисков и прохождения кризиса".
Также он приводит такие данные: чистая прибыль украинских банков за январь-август 2022 года составила 8 млрд 434 млн грн., в том числе в августе – 5 млрд 45 млн грн. Операционная прибыль банков (доход минус расходы) выросла в 2022 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 85%. Благодаря сохранению доходности банки смогли более чем в 12 раз увеличить отчисления в фонд на случай рисков, а риски, отметил Гетманцев, для банковской системы в условиях военного положения остаются.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.