Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

44 дня Лиз Трасс. 5 вопросов и ответов об отставке премьера Британии

Источник: vesti.ua

Почему Трасс уходит в отставку и кого ждать на премьерском посту после нее.

Британский премьер-министр Лиз Трасс уходит в отставку. В четверг Трасс сообщила королю Чарльзу III, что уходит с поста лидера Консервативной партии и, соответственно, с поста премьера страны. Публичное заявление она сделала возле своей резиденции на Даунинг-стрит в Лондоне. И это вполне ожидаемый итог. Трасс хватило пяти недель на то, чтобы углубить политический и экономический кризис. Ее правительство трещит по швам, теряя одного министра за другим. А план бодрых Brexit-style реформ поставил под угрозу финансовую стабильность, да и экономику страны в целом. Vesti.ua отвечают на вопросы о том, почему Трасс уходит в отставку и кого ждать на премьерском посту после нее.

1. Что стало причиной?

Изначально Трасс заручилась поддержкой крайне правого крыла парламентской фракции Консервативной партии, выступающего за жесткий брексит, полное дерегулирование экономики, сокращение налогов и социальных расходов. В похожем ключе премьер представила и свой экономический план: снижение налогов на богатых, отмена запланированного повышения налогов на бизнес и "ковровая" поддержка населения деньгами в ответ на рост цен на свет и тепло в связи с энергетическим кризисом.

Ясно, что этот план – весьма дорогостоящий. Его цена для налогоплательщиков – примерно четверть триллиона фунтов. Но ни сама Трасс, ни ее министр финансов Квази Квартенг не пояснили, откуда возьмут деньги, озвучив туманные обещания "рассказать в конце ноября".

Итог предсказуемый: среди тех, кто инвестировал в экономику Британии, началась паника, и перспективы оказаться среди кредиторов страны с "дырой" в бюджете в четверть триллиона фунтов распугала инвесторов. Вместо процветания план "Трасс – Квартенга" сулил стране крах.

Сначала Трасс отрицала претензии, отвечая простыми слоганами вроде "рост, рост и еще раз рост". Но это не помогло. Пришлось прибегнуть к первой жертве, ею стал как раз министр Квартенг. Но и эта мера не принесла результата. Теперь уже пресса и общество задались вопросом: "Как, вы все еще здесь?" – и на него мог быть только один ответ.

2. Что с правящей партией?

Личный рейтинг Трасс составляет едва 12%, это ниже, чем у любого из британских премьеров в современной истории. Разумеется, это сказывается и на стабильности власти самой партии тори, правящей Британией уже более 12 лет. За последние четыре года сменились три премьера, а за последние четыре месяца – четыре министра финансов. Это больше похоже на управленческий хаос, ведь глава Минфина (он же канцлер) – правая рука премьера, топ-министр, за которым даже закреплена соседняя с премьером резиденция на Даунинг-стрит, 11. "Ущерб партии нанесен колоссальный. После (Бориса) Джонсона и Трасс консерваторы потеряли значительную часть поддержки населения, даже в своих электоральных крепостях, – пишет украинский эксперт-международник Илия Куса. – Если бы выборы прошли сейчас, консерваторы потеряли бы до 70% своих мест в парламенте. В этом и состоит политическая трагедия момента".

Новый министр финансов, назначенный после уволенного Квартенга, переписал либертарианскую программу Трасс, буквально – отправив в мусорную корзину все ее реформы. Были отменены снижение одних налогов, отказ от повышения других, социальная поддержка (счета за газ и свет в Британии увеличились подчас в 5-6 раз).

Вместо ответов на вопрос "Как так получилось?", Трасс переходила на личности. Ее соратники по партии делали вид, что ничего не происходит. А вместо жестких вопросов по существу в парламенте премьеру задавали "остроактуальные", вроде "Как прошла встреча с женской сборной по футболу?"

Рано или поздно консерваторы-тори должны были понять риски, которые несет продолжение подобной линии. Партия буквально "пошла вразнос". К двадцатому числу уже восемь депутатов от тори отправили председателю партийного комитета письма с вотумом недоверия в адрес Лиз Трасс, по сути, призвав ее уйти в отставку.

3. Что будет дальше?

Трасс объявила, что останется на своем посту, пока не будет избран преемник. И уже анонсировала выборы нового лидера партии на следующую неделю.

Один из руководителей исследовательского центра Eurasia Group Мидж Рахман описывает дальнейшую процедуру: выборы нового лидера тори членами фракции (не всей партии); принятие нового, сбалансированного, бюджета; восстановление единства внутри самой консервативной партии, которую начало лихорадить из-за кризиса в правительстве.

"В ближайшее время либо будут объявлены выборы, либо партия снова изберет премьера, готового зайти на второй раунд и попробовать провести этот корабль через шторм грядущей зимы, финансовых неурядиц и экономического кризиса, – считает Куса. – Первый вариант плох тем, что проводить выборы перед началом зимнего периода в самый разгар войны в Европе – это, мягко выражаясь, не самое удачное время. С другой стороны, есть шанс перезапустить систему и ответить на запрос электората".

Второй вариант, по мнению международника, имеет свои минусы: он не гарантирует выхода из кризиса, "так как в любом случае Британию надо вести через зиму и проводить хоть какую-то "шоковую терапию" для решения экономических проблем. А значит, любой новый лидер партии и премьер-министр будет стартовать в крайне сложной и политически токсичной среде".

4. При чем тут брексит?

Важно понимать, что отставка Трасс – это, по сути, логическое продолжение линии на "развод" Британии с ЕС. Пусть за 40 лет преуспевания в едином экономическом пространстве Британия стала одной из наиболее развитых экономик мира, "воротами" для инвестиций в ЕС, – за последнее десятилетие рост приостановился. Этому способствовали и финансовый кризис 2008 года, и, собственно, условия брексита – изначально Тереза Мэй решила выбрать наименее губительный для экономики вариант, когда Британия оставалась в таможенном пространстве ЕС, избегая создания морской границы с Северной Ирландией. Однако этот вариант не устроил консерваторов, тогда премьером был избран Борис Джонсон (ставший в итоге "лицом брексита" и согласовавший морскую границу внутри страны).

Это было чревато. По расчетам Economic and Social Research Institute, брексит привел к сокращению торговли с ЕС на 20%. Передоговориться с ЕС не получилось, и дивиденды от отсоединения страна так и не получила. "Иронично, что Лиз Трасс и Борис Джонсон по сути стали жертвами отложенных эффектов брексита, который они продвигали до самого конца, но который попал на очень неудачное время и не дал того, на что все рассчитывали. Пандемия COVID-19, последствия войны в Украине, энергетический кризис и эффекты Бориса Джонсона стали завершающими ударами", – заключает Куса.

5. Кто станет преемником?

Как сообщает Sky News, в партии обсуждают вариант, при котором в бюллетенях для голосования будет только два-три кандидата. "Мы можем столкнуться с новой, злобной, яростной кампанией руководства партии", – предупреждает обозреватель Sky News Джон Крейг.

Главным фаворитом на пост премьера является Риши Сунак, бывший главный секретарь Казначейства и соперник, уступивший Трасс на выборах в августе.

Также обсуждается кандидатура Бориса Джонсона, который, как сообщается, сегодня пребывает в отпуске на Карибах, однако в ближайшее время прибудет в Британию.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.