Свой среди чужих: монологи украинцев, уехавших от войны за рубеж.
Свой среди чужих: монологи украинцев, уехавших от войны за рубеж.
Vesti.ua пообщались с украинцами, которые в поисках лучшей жизни вынуждены были выехать за границу. Как устроились украинские беженцы на чужбине и смогли ли начать новую жизнь.
– В Германии, как и практически во всей Европе, сейчас актуальна политика экономии. Вода, газ, электроэнергия. Я слышал, что и раньше некоторые "типичные" немцы были бережливы, но сейчас это стало проявляться чаще. Лишний раз не включать свет, беречь воду во время принятия душа или мытья посуды – самые простые примеры. Сейчас активно открываются Рождественские ярмарки, которые подразумевают большое количество подсветок и трат электроэнергии, и в одном только Берлине их около 30. Но также показательно, что все городские районные ратуши стоят в полной темноте, как бы подавая правильный пример. Но, несмотря на хорошую поддержку Украины, мало кто готов жертвовать своими радостями жизни, особенно такими традиционно важными, как Рождество.
По поводу украшений домов и квартир, то тут уже каждый отталкивается от своих финансовых возможностей и желаний. Цены в Германии на продукты растут, но, слава Богу, без дрожжей. Большинство украинцев скупаются в дешевых сетевых магазинах типа АТБ. Продукты в Германии не космически дорогие, даже в сравнении с украинскими. Низкое налогообложение делает еду доступной для каждого жителя страны. Но, к сожалению, траты не сводятся только к "покушать", в этом и есть главная загвоздка. На услуги, проезд, мебель и досуг спускаются деньги, как в казино. Инфляция составила около 10-11%. Неприятно, но шоком не назвать.
– Сами немцы немного обозлились, честно говоря. Недавно общалась с одной местной, так услышала от нее об украинских беженцах – приехали богатые украинцы, бедные сидят дома под обстрелами, вы посмотрите, на каких машинах они ездят, помощь им явно не нужна, а государство платит.
Немцы часто говорят о войне в Украине: мол, Германия помогает им оружием и техникой, а значит, война будет длиться вечно, а так бы уже все давно закончилось. В связи с этим жалуются и на то, что дорожает коммуналка, к примеру, электроэнергия выросла в цене в два раза. Наши соседи раньше платили за двухкомнатную квартиру 90 евро в месяц за свет, а теперь – 250 евро. Бензин прыгает на 10 центов туда-сюда, для немцев это существенно, их раздражает нестабильность.
По поводу образования. Я без проблем отдала свою девочку тут во второй класс в обычную немецкую школу. Никаких проблем не было. Складывается впечатление, что школы максимально хотят, чтобы наши дети были интегрированы в их общество, тут учились и остались развивать Германию. Очень хорошо организован учебный процесс, каждый день для наших деток, помимо уроков, устраивают походы на природу, катки, театры и так далее. Немцы, кстати, даже адаптировали свою систему образования под нашу, часть материалов перевели на украинский и русский языки. Местные учителя постоянно встречаются с родителями, пытаясь найти подход к ребенку и сделать его пребывание здесь более комфортным. Сама система образования очень отличается от украинской – она гораздо слабее с точки зрения самого обучения. Они растят не умную нацию, а поколение, адаптированное ко взрослой жизни без комплексов.
– 24-го числа началась война… Мы с детьми провели сутки в обычном жилом доме в подвале, надеясь, хоть как-то укрыться от этого ужаса. Спустя несколько дней мы решили уехать на дачу в районе Борисполя, там просидели около пяти суток, но мы понимали, что это тоже риск. Российские войска были все ближе и ближе к нам. Было очень страшно, но выбора уже не было, нужно было спасать детей. Мы приехали во Львов (добирались двое суток на машине через Винницу), из Львова отправились в Польшу. Нам повезло – мы встретили волонтера-поляка, который очень помог нам с жильем. Я была с двумя детьми, мои две подруги тоже с ребенком. На какое-то время поселились в квартире все вместе. Сейчас там я живу уже одна, ребята все разъехались. Поляки очень нам помогли и продолжают помогать, за что я очень благодарна им. Я устроила своих детей в школу, проблем с этим не было (в Польше та же система – ребенок идет в школу по месту жительства): старшая пошла в четвертый класс, младшая – в нулевку, параллельно они учатся в украинских школах (5-й и 1-й классы). Возможности работать у меня, в принципе, нет, потому что с утра до вечера я занимаюсь детьми. Я хочу, чтобы они продолжали учиться и в украинской школе. Но есть нюансы! Мне не совсем понятно, почему Министерство образования Украины за девять месяцев войны так и не подготовило и не реализовало нормальное обучение для детей, которые находятся за границей. Например, старшая дочка занимается самообразованием, так как онлайн-школы на второй смене нет. А ходить в школу в Европе – это обязательное условие. Я не получаю пособие в Польше, здесь, в отличие от других стран, его нет.
Вообще в Польше все очень подорожало, поляки в шоке от цен. Сейчас все европейцы начинают экономить. Некоторые поляки даже задумываются, куда уезжать в случае войны и на их территории, все чаще об этом говорят местные. Многие уже подготовились, купили газовые баллоны, кто-то дрова… Сейчас все понимают, что как раньше уже не будет, по крайней мере, в ближайшее время.
– Я живу в США три месяца. Решила выехать, чтобы подтянуть английский. До этого жила в Киевской области и видела ужасы оккупации. За это время успела пообщаться со многими американцами. Людей здесь волнует цена на бензин. Это одна из самых любимых тем за обеденным столом. За последнее время стоимость горючего здесь выросла больше, чем на половину, и иногда достигала рекордной отметки в 5 долларов за галлон. Перед промежуточными выборами цена немного стабилизировалась. Но в разных штатах – своя цена.
Кроме этого, конечно же, американцы обсуждают цены на продукты в супермаркетах. Инфляция в США стала самой высокой за 40 лет. Часть людей обвиняют в этом администрацию Байдена и требуют смены власти, а еще часть связывают это непосредственно с полномасштабным вторжением России в Украину. Я живу в демократическом штате, и здесь больше жалуются на власть РФ, а не на Байдена.
Президент Байден перед выборами заявил о том, что он понимает чувства американских семей, которые платят по своим счетам, но подчеркнул при этом хорошую ситуацию на рынке труда. Правда, пару дней назад украинцам дали автоматическое разрешение на работу. Интересно, изменит ли это ситуацию на рынке, о котором говорил Байден. Это уже та тема, которую больше между собой обсуждают украинцы. Поскольку сначала всем переселенцам выдавали ежемесячную помощь в размере 700 долларов. Последнее время многим отказывают, но дали возможность работать, не дожидаясь документов.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.