В парламенте зарегистрирован неожиданный законопроект.
В парламенте зарегистрирован неожиданный законопроект.
В Украине, чтобы претендовать на высокую должность в госслужбе, кандидатам приходится проходить ряд процедур: конкурс, декларация, экзамены, советы добропорядочности и т. д. Если кандидат согласован “наверху”, то большинство этих опций не доставляют особых сложностей.
С подачи народного депутата Федора Вениславского (бывшего представителя Зеленского в Верховной Раде) кандидат на высокий государственный пост должен будет пройти полиграф. Это может усложнить процедурные моменты назначения “нужных” людей, но, как и другие подобные инициативы, может превратиться в фикцию.
7 декабря 2023 года народный депутат и экс-представитель президента в Верховной Раде Федор Вениславский зарегистрировал в парламенте законопроект “О проведении исследований с применением полиграфа относительно определенных категорий должностных лиц органов госвласти Украины”.
По мнению автора, в сложившихся условиях “стоит поставить надежный заслон проникновению и пребыванию на ответственных должностях во власти агентов спецслужб РФ и лиц, которые в любой другой способ могут действовать в интересах России и во вред Украине, а также лиц, чьи позиции и поступки идут вразрез интересам государства, составляют угрозу нацбезопасности”.
И этому может поспособствовать полиграф.
В украинском законодательстве применение полиграфа уже прописано, но требуется добровольное согласие. Исключение – только для сотрудников спецслужб. Проходить детектор лжи они могут только с письменного согласия руководителя. Во всех остальных случаях претендент должен подать заявление о добровольном согласии, рассказали во Всеукраинской ассоциации полиграфологов.
Как раз добровольность и хочет убрать Федор Вениславский, заменив ее такой формулой: должностному лицу за отказ от прохождения полиграфа ничего не будет, а кандидату могут отказать в дальнейшем прохождении конкурса. А результаты исследования не будут ни на что влиять и не повлекут никаких правовых последствий. Но – во время их проведения законопроектом прописано присутствие по одному представителю от СБУ, разведки и НАПК.
Парламентарий дает перечень должностных лиц, которые в случае принятия законопроекта Верховной Радой должны будут пройти детектор лжи. Список внушительный: народные депутаты Украины, премьер-министр, первый вице-премьер и вице-премьеры, министры, руководители центральных органов исполнительной власти (не входящих в Кабмин) и их первые заместители, заместители, госсекретари министерств, руководитель Офиса президента и его заместители, а также руководство правоохранительных структур (генпрокурор, руководитель Нацполиции, директора ГБР, БЭБ, НАБУ, глава Госмиграции). Через полиграф планируется провести и силовиков.
Из силовиков это главком, начальник Генштаба, командующие видами и отдельными родами войск ВСУ, начальники органов военного управления, командиры соединений. С полиграфом тесно пообщаться придется также главку СБУ, руководителям разведок, начальнику управления Госохраны и руководителям местных военных администраций, их первым замам, заместителям, а также должностным лицам этих органов, которые имеют военные звания высшего офицерского состава.
И, разумеется, провериться на ложь надо будет судьям КСУ, Верховного суда, членам Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
Что будут спрашивать. Согласно тексту законопроекта, круг вопросов определен. Например, могут поинтересоваться гражданством и агентурными связями с РФ или Беларусью, сотрудничеством с представителями этих государств в любой форме, коллаборацией и пособничеством, несанкционированным оглашением данных о направлении, перемещении оружия и боевых припасов в Украину, а также о движении и перемещении ВСУ и других законных военных формирований. Спросят о разглашении гостайны и связях с лицами, осужденными за преступления против нацбезопасности Украины или официально заподозренными в таких.
Опрошенные Vesti.ua эксперты-юристы отнеслись к новации скептически. “Это спорное исследование, которое не дает однозначно правильных ответов, – рассказал адвокат и руководитель адвокатского объединения “Бебель, Демура и партнеры” Алексей Бебель. – Его использовали в Украине, например, при проведении конкурса на замещение вакантной должности заместителя генпрокурора – специализированного антикоррупционного прокурора. Насколько полиграф помог в этом отборе – вопрос более чем риторический… То есть добропорядочность должностного лица должна быть предметом контроля со стороны его руководства и правоохранительных органов”.
Тем более, в соответствии с ч. 3 ст. 28 Конституции Украины, ни один человек без его добровольного согласия не может быть подвержен медицинским, научным или другим исследованиям. “Проверка (на полиграфе) подпадает под определение исследования, в соответствии с п. 30 ст. 1 Закона Украины “О научной и научно-технической деятельности”, – подчеркнул адвокат Вадим Володарский. – И если отказ от такого исследования лишит гражданина доступа к госслужбе, по сути, его согласие на исследование будет уже не добровольным и вынужденным. Поэтому такая идея вызывает сомнения с точки зрения ее конституционности”.
Но есть и другие мнения. И они связаны с угрозой нацбезопасности страны со стороны “тайных агентов”. Сотрудник Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк считает – идея Федора Вениславского запоздала на девять лет, такой закон надо было принимать сразу после бегства Виктора Януковича. “Он-то убежал, а агентура осталась… Конституционно ли это? Как бы да, учитывая, что исследование проводится на основах добровольности, к тому же Конституция Украины разрешает сбор информации о лице даже без ее согласия в случаях, предусмотренных законом и в интересах нацбезопасности”, – говорит Николай Хавронюк.
Николай Хавронюк признает: результаты исследования будут иметь не правовой, а, скорее, политико-психологический характер. Ведь, как гласит законопроект, информация о лицах, отказавшихся от исследования, подлежит оглашению. Сам Федор Вениславский ссылается на опыт Молдовы, где судьи тестируются на полиграфе, а также США, Канады, Литвы, Латвии, Польши, Великобритании – там прохождение детектора лжи является императивным условием для доступа к профессии, связанной с государственной или публичной службой.
К политико-психологическим последствиям как минимум у нескольких сотен человек в Украине есть иммунитет. Осенью 2019 года, сразу после избрания в парламент, депутаты от “Слуги народа” прошли через полиграф на фоне скандала о взятках в парламентском комитете по вопросам финансов. Тогда САП начала расследование, а Владимир Зеленский призвал “слуг народа” – членов комитета пройти полиграф, что и было сделано.
Возможно, поэтому в монобольшинстве законопроект Федора Вениславского реакции и не вызвал. А в соцсетях предлагают “народный полиграф” – прозрачную комнату под Верховной Радой, где депутаты будут отвечать на вопросы граждан. Там, мол, не солжешь.
В спорах о точности детектора лжи теряется главное – заявленная цель законопроекта Федора Вениславского. Она заключается в обнаружении "вражеских агентов", и Вениславский на самом деле задел серьезную проблему. “Наши полиграфологи в сотрудничестве с компетентными структурами обнаружили не один десяток предателей и коллаборантов, которые сотрудничали с оккупантами или скрывали оружие российских наемников, – рассказал исполнительный директор Всеукраинской ассоциации полиграфологов Владимир Ведмидь. – Сейчас идет колоссальная работа. Но это не прямые доказательства, а, скорее, ориентировка – "где искать". К примеру, в Нацполиции, СБУ, ГБР полиграф используется при отборе кадров. Если кто-то не задекларировал имущество, криптовалюту или совершил кражу, на основании результатов исследования на полиграфе проводится официальная проверка. То есть полиграф – это не истина в последней инстанции, его достоверность 92-98%, в то же время это наиболее эффективный инструмент для дальнейшего поиска и установления истины”.
В качестве примера эффективности работы полиграфа Владимир Ведмидь привел случай в Одессе: расследовалось убийство, найден труп без головы, прямых доказательств против подозреваемого не было. Под полиграф был задан ему вопрос – где преступник спрятал голову: в доме, в гараже, на пляже. “Мы увидели безумную реакцию на “на пляже”. Оперативники начали копать и нашли голову, – говорит он. – Таким образом, полиграф – только один из этапов”.
Но с реализацией инициативы Вениславского возникнут сложности, считает другой полиграфолог, представитель ГО “Коллегия полиграфологов Украины” Виталий Шаповалов. Ключевая проблема – не сам прибор, а люди. Законопроектом предполагается, что проверку на полиграфе проводят несколько специалистов. “И это будет всегда манипуляция, потому что в Украине несколько методик. Я, например, работаю по американской методике, но есть украинская методика, украинская школа. Причем есть методики и оборудование на ПО из РФ, и оно до сих пор работает, – рассказал эксперт. – Каждый будет отстаивать свой метод, свои выводы. Поэтому я плохо понимаю, как это будет работать в наших условиях”.
А у тех, кто проходил испытание, появится шанс оспорить его результаты. Тем не менее Виталий Шаповалов подчеркивает – полиграф позволяет выявить нечистых на руку сотрудников в коммерческих структурах, “есть четкие подтверждения на уровне реакций, есть случаи, когда после исследования люди признают – да, совершали такие действия”.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.