Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Истории строки

Что шведские и немецкие историки пишут о нашей первой битве с Западом - "Ледовом побоище". "Это не равнодушные литовцы. Они решили или умереть, или победить". Что Наполеон писал о русских в мемуарах

Что шведские и немецкие историки пишут о нашей первой битве с Западом - "Ледовом побоище"

Наверное, наше самое первое столкновение с Западом, известное и описанное в источниках - это Ледовое побоище 1242 года, с Александром Невским в главе русских войск.

Но как же по-разному излагают это событие с обеих сторон.

Напомню что рассказывают наши историки...

5 апреля 1242 года Александр Ярославович Невский защитил нашу Родину от рыцарей Ливонского Ордена. Крестоносцы, которые подчинялись Папе Римскому и Императору Священной Римской Империи пришли на Русь, чтобы захватить часть земель и окатоличить местное население. Себя они называли братство рыцарей Христа Ливонии.

Молодой Александр со своей дружиной вступает с ними в схватку и одерживает важнейшую победу. Силы сторон, в зависимости от оценок, таковы, что русских было примерно столько же сколько и шведов, немцев и эстов (по 800 реальных бойцов и около 3 тысяч, включая вспомогательные отряды). Историки России объясняют, что Ливонский Орден и все ливонские захватчики имели лучшую в мире конницу.

Что такое конница в то время? Это по сути танк, в современном представлении. Для каждой боевой колесницы, дополнительно вооружено до 8 помощников (рыцарь на коне, пехота и вспомогательные силы).

Александр Невский с дружиной всех их перебил. Часть рыцарей утонула в озере, а остатки бежали. Ливонский Орден временно отполз от нас. Позже Рим и ливонцы были вынуждены заключить с нами соглашение о границах, но попытки подчинить нас своей воле так и не оставили.

Кстати, русская дружина взяла ещё и пленных рыцарей, но убивать не стала. Знаете, что делали наши? Они этих рыцарей продавали за выкуп обратно. Рим вкладывал огромные деньги в свои конницы, поэтому с радостью выкупал их. А наши наполняли казну. Деньги тогда были очень нужны.

А теперь - что говорят шведские историки:

Они не соглашаются с оценками России, аргументируя это тем, что на дне озера так никого и не нашли. Мол, вовсе и не было побоища. А по их оценкам было вот что:

Объединённая немецко-шведская армия, включая европейских и прибалтийских вассалов, пришли с походом на Русь. Захватывать они никого не собирались, а просто патрулировали и разведывали обстановку в приграничье. С отрядами Невского биться они и не собирались, просто всё случилось внезапно. У русских якобы было численное преимущество и они решили воспользоваться этим, атаковав ливонскую конницу.

"Они привели с собой слишком мало людей, да и армия братьев была слишком малочисленной. Тем не менее они решили дать отпор русам. У последних было много лучников. Битва началась с их дерзкой атаки на лучших людей короля. Знамена братьев вскоре взметнулись над головами лучников, и послышался звон мечей, срубающих шлемы. Многие с обеих сторон пали замертво на траву. Затем армия братьев была полностью окружена, потому что у русских было так много воинов, что на каждого немецкого рыцаря приходилось по шестьдесят и более человек. Братья сражались храбро, но всё равно были разбиты. Некоторым из жителей Дерпта удалось спастись бегством, и это стало их спасением. Двадцать братьев лежали мёртвыми, а шестеро были взяты в плен. Так закончилась битва".

Это был отрывок из Ливонской рифмованной хроники, которая легла в основу основных исторических учебников в Германии и Швеции. Добавим лишь один момент, такая история сегодня преподаётся далеко не всем в этих странах. Обычные школьники и студенты этого не проходят, только в специализированных классах и обучающиеся по специальностям историков.

То есть, среднестатистический немецкий и шведский школьник, если спросить про "Битву на льду" или "Ледовое побоище", скорее всего не поймет о чём идёт речь.

Так что если кратко, то они предпочли забыть о тех событиях. Зато мы помним...

 

 

"Это не равнодушные литовцы. Они решили или умереть, или победить". Что Наполеон писал о русских в мемуарах

24 июня 1812 года армия Наполеона, числом более чем 600 тысяч человек, пересекла Неман и вторглась в Россию. Французский император был уверен в скорой и сокрушительной победе. Однако кампания обернулась настоящим кошмаром — обратно вернулось не более 10% горе-завоевателей. Русская земля преподнесла множество неожиданностей, которые Наполеон позже с удивлением упоминал в мемуарах. Можно выделить, пожалуй 6 основных фактов, которые его поразили.

Русская тактика

Русские войска под командованием Михаила Барклая де Толли и, позже, Михаила Кутузова выбрали стратегию, которая раздражала Наполеона. Вместо того чтобы вступать в масштабные сражения, русские войска отступали, оставляя за собой пустые города и выжженную землю. Француз привык к молниеносным победам, но в России его армия столкнулась с совершенно иной тактикой, которая лишила Великую армию возможности быстро одержать верх.

Бонапарт в своих мемуарах писал:

«Мои полки, изумленные тем, что после стольких трудных и убийственных переходов плоды их усилий от них постоянно удаляются, начинали с беспокойством взирать на расстояние, отделявшее их от Франции”.

Толстые стены Смоленска

Смоленск стал одним из первых крупных городов на пути французской армии. Наполеон ожидал легкой победы, но столкнулся с неожиданным препятствием – массивными стенами Смоленской крепости. Французская артиллерия, которая ранее с легкостью разрушала укрепления в Европе, оказалась бессильной перед стенами этого города.

Наполеон в мемуарах:

«Я употребил весь артиллерийский резерв для пробития бреши в куртине, но тщетно – ядра наши застревали в неимоверно толстых стенах, не производя никакого действия. Только одним способом можно было сделать пролом: направить весь наш огонь против двух круглых башен, но разница в толщине стен была нам неизвестна”.

Горящие города

Едва ли не больше остального Наполеона шокировали пожары, которые “сопровождали” его армию на протяжении всего похода. Русские сами сжигали города и деревни, запасы продовольствия и фуража, чтобы лишить врага возможности использовать их. Особенно сильное впечатление на Наполеона произвела горящая Москва. Французский император надеялся, что взятие столицы станет моментом его триумфа, но вместо этого он увидел горящий город.

Наполеон в мемуарах

«Москва превратилась в огненное море. Вид с кремлевского балкона был бы достоин Нерона, поджигающего Рим, что же касается меня, то я никогда не походил на это чудовище, и при взгляде на эту ужасную картину сердце мое обливалось кровью».

Русская ранняя зима

Наполеон недооценил и климатические особенности России, что сейчас на Западе считается одной из главных причин его поражения. Русская зима, начавшаяся раньше обычного, застала французскую армию врасплох. Резко ударили морозы, и солдаты буквально замерзали на ходу, от холода гибли и лошади, а припасы неумолимо подходили к концу.

Наполеон в мемуарах:

«Выпавший снег в шесть дней расстроил дух армии, отнял мужество у французских солдат, ободрил презрительных казаков, лишил французов артиллерии, фуража и кавалерии и поверг их в то жалкое положение, в каком они вступили в Польшу».

Русские дороги

Наполеон был поражен размерами России. Ведь ранее его бойцы воевали на ограниченных театрах, где города и деревни находились на небольшом расстоянии друг от друга. В России же французская армия столкнулась с бескрайними просторами и практически полным отсутствием дорог.

Наполеон в мемуарах:

“Недостаток сведений о состоянии дорог, неполные и недостоверные карты края, были причиной того, что я не отважился пустить корпуса по разным направлениям, так как ничто не доказывало существование удобопроходимых дорог».

Дубина народной войны

Особое впечатление на Наполеона произвел русский народ. Французский император был поражен стойкостью и решимостью крестьян, которые, несмотря на лишения, отказывались подчиняться захватчикам.

Наполеон в мемуарах:

«Самая грозная армия не может успешно вести войну против целого народа, решившегося победить или умереть. Мы имели дело уже не с жителями Литвы, равнодушными зрителями великих событий, совершающихся вокруг них. Все население, составленное из природных русских, при нашем приближении оставляло свои жилища. На нашем пути мы встречали только покинутые или выжженные селения. Бежавшие жители образовывали шайки, которые действовали против наших фуражиров. Они нигде не беспокоили сами войска, но захватывали всех мародеров и отставших”.

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.