До сланцевой революции в начале 2000-х Штаты были чистым импортером газа, а уже в 2022 году стали крупнейшим экспортером СПГ, подвинув Австралию и Катар. Конечно, технологическая революция и ноу-хау в добыче сланцевого газа здесь сыграли историческое значение. Однако очень сильно помогли и геополитические игры, и сила Вашингтона. Неслучайно США вышли на новый мировой уровень по экспорту СПГ именно в 2022-м. Как раз тогда Западу удалось резко выдавить российский газ с европейского рынка. Поставки газа из России в ЕС в 2022 году упали на 80 миллиардов кубометров, причем в большой степени из-за подрыва "Северного потока" плюс из-за отказа ряда европейских стран платить за газ в рублях. Без европейского рынка стать лидером на мировом рынке СПГ у США не получилось бы.
Но этот успех оказался опасным. Из-за бурного роста экспорта СПГ на внутреннем рынке США стали возникли такие негативные проблемы, которые уже невозможно игнорировать. Экспорт американского СПГ дошел до уровня, когда он начал делать американцев беднее, а экономику США — слабее. Если что-то не предпринять, то масштабы проблемы увеличатся.
В 2025 году американцы поставили на экспорт 142 миллиарда кубометров СПГ. Это исторический рекорд, такого еще никогда не было. Для сравнения: в 2019 году экспорт составлял всего 51,5 миллиарда кубометров, что почти в три раза меньше. Но амбиции у Штатов имперские: если взять все заявленные новые экспортные проекты, то к 2028-2030 годам экспорт СПГ должен еще практически удвоиться — до более чем 260 миллиардов кубометров.
Как это вредит самим Штатам? Цены на газ внутри США растут и в целом усиливается их волатильность. Это стало хорошо заметно в 2025 году и нынешней зимой. Долгие годы в США сохранялись супернизкие цены на газ — в районе 100 долларов за тысячу кубометров. Это стало следствием сланцевой революции, когда в стране резко выросла добыча газа и сократился импорт. При этом весь добытый газ долгие годы оставался заперт на американском рынке, потому что мощностей для его экспорта в виде СПГ по морю в другие страны просто не было. На американском побережье стояли заводы для приема импортного СПГ, и требуется время, чтобы на их месте появились заводы по сжижению газа для отправки в танкерах на экспорт.
Все это сохраняло ситуацию, когда внутри США газа потребляется больше, чем отправляется на экспорт, так как экспортные возможности ограничены инфраструктурой. То есть основные его объемы все еще были заперты внутри границ Штатов. Именно это держало цены столь низкими. Но в 2025 году маятник впервые качнулся в другую сторону — и цены начали расти. За 2025 год тысяча кубометров подорожала до 150 долларов, а этой зимой цены уходили значительно выше 200 долларов. Дальше будет хуже.
Как только у американских компаний появится возможность выбора — отправить добытое голубое топливо на внутренний рынок или на экспорт, цены на газ в Штатах резко вырастут. Это может случиться если не в следующем году, то в 2028-м. Сейчас цены на газ в США в три раза меньше, чем в ЕС, но когда экспортные возможности Америки вырастут, цены просто сравняются. Потому что добытчики повезут весь газ туда, где можно больше заработать, на экспорт, и внутренним покупателям придется доплачивать до экспортных цен, чтобы получить свой газ. Условно, если бы эта ситуация случилась сейчас, то цены на газ для американцев выросли бы до 400 долларов за тысячу кубометров, потому что именно такая цена в данный момент на биржах в ЕС.
Это будущая катастрофа не только для простых американцев, которым придется в разы больше платить за отопление на газу и за электричество от газовых электростанций. Это также кратный рост расходов для американской промышленности, потому что следом подорожает и электричество. Удар будет нанесен по производству удобрений, где газ используется как сырье, а это следом сильно угнетет американских фермеров. Американская экономика потеряет чуть ли не единственное свое конкурентное преимущество в виде низких цен на газ и электроэнергию. Притом что других преимуществ в виде дешевой рабочей силы или низкой налоговой нагрузки у США нет, и они вряд ли появятся. И тогда Вашингтон окончательно проиграет глобальную конкуренцию азиатским экономикам. Никакие производства и заводы больше не будут рассматривать США как место для построения бизнеса. А значит, торговый дефицит, когда импорт превышает экспорт, сохранится. Экономическая зависимость Штатов от азиатских экономик будет только нарастать, а вместе с тем продолжит уменьшаться сила доллара и американского влияния на мир. Доставят США такое удовольствие Китаю? Вряд ли.
Поэтому велика вероятность того, что США примут ограничения на ввод новых мощностей по сжижению СПГ, которые позволяют нарастить экспорт газа. Бывший президент Джо Байден уже пытался это сделать: он запретил выдачу лицензий на строительство новых экспортных мощностей, но действующая администрация отменила это решение. Теперь Дональду Трампу придется придумать свое. Но перед этим США постараются заполучить все, что только можно, от Евросоюза.
Потому что именно Брюссель купился на обещания США стать для них надежным поставщиком газа на долгие годы. ЕС неслучайно готовится именно в 2027 году полностью отказаться от российского газа. Он рассчитывает на рост экспорта СПГ из США в это же время. Но что будет с Европой, если — а вернее, когда — США начнут ограничивать поставки своего голубого топлива ради собственных интересов? Хорошо, что ЕС оставляет лазейку для российского газа, она ему еще может понадобиться.
Для России это в целом хорошие новости. Если США ослабят свои амбиции по завоеванию мирового рынка СПГ, то и градус "претензий" с их стороны к российскому газу может ослабнуть. А там, глядишь, у России и США появятся даже совместные проекты в сфере СПГ — например, на Аляске.
***
Рост цен на газ в США усугубляет ситуацию для европейского газового рынка, для которого Штаты становятся не только основным поставщиком, но и конкурентом за свободный ресурс в период пикового спроса, обратил внимание "Газпром".
Цены на газ в США продолжают расти, 28 января цена на Henry Hub "на месяц вперед" достигла 263,3 доллара за тысячу кубометров (рост на 7% за день), говорится в сообщении в Telegram-канале "Газпрома".
Источник
США и Британия хотят перехватить российский газ
Время бежит быстро, и на открытую поверхность стали проклевываться ранее скрытые подробности глобальной американской стратегии. Издание Berliner Zeitung опубликовало материал, в клочья разносящий всю напыщенную риторику Еврокомиссии, равно как и ставящий жирный крест на попытках этого объединения сохранить хотя бы видимость независимости.
Пару месяцев назад официальный Брюссель с нескрываемой гордостью опубликовал постановление, согласно которому уже с 1 января 2026 года вводится запрет на транзит российского трубопроводного газа. Также в планах полностью запретить покупку СПГ российского производства с 1 января и трубопроводного газа с 30 сентября 2027 года. Согласно прописанным в постановлении нормам, нарушение ограничений повлечет за собой наложение штрафа от сорока миллионов евро. Для компаний-нарушителей, осмелившихся продолжить импорт углеводородов с востока, также предусмотрены штрафные санкции в размере 3,5 процента от их годового оборота по транснациональным сделкам либо же в размере 300 процентов от сделок с российскими контрагентами. Не забыл Совет ЕС и о физических лицах. Всех смутьянов с подобным налоговым статусом ожидает штраф от 2,5 миллиона евро и выше.
При этом вопреки донельзя пафосной формулировке, что отныне энергетический рынок Евросоюза становится более сильным, устойчивым и диверсифицированным, Совет Европы оставил кучу лазеек для обхода своих же ограничений. Например, закупки российских углеводородов можно будет продолжить, если на общеевропейском ресурсном рынке сложится критическая ситуация либо прекращение импорта будет угрожать энергетической и экономической безопасности одной из стран-участниц. Венгрия и Словакия идеально пролезают в оставленную замочную скважину, но решили не рисковать и на всякий случай подготовили иск в европейский апелляционный суд, требуя вообще отменить все планируемые ограничения и штрафы. От греха подальше, как говорится.
Однако эта заранее подстеленная юридическая соломка не особо интересна. Понятно, что Брюссель оставил себе окно возможностей для прямых закупок российского газа, СПГ и нефти. Гораздо занимательнее другие условия, которые, как утверждает Berliner Zeitung, прописаны в пока не опубликованной части постановления. Там сказано, что в основе обеспечения энергетической безопасности еврозоны будет лежать диверсификация маршрутов поставок, а именно увеличение объемов импорта из третьих стран.
А теперь вишенка на торте — приготовьтесь.
В качестве третьих стран указаны Норвегия, Катар, Алжир, Нигерия, а также внезапно Соединенные Штаты и Великобритания. Здесь не нужно судорожно листать географические атласы, вспоминая, с каких же пор у нас Соединенное Королевство входит в список мировых лидеров по добыче газа. Все гораздо проще: перечисленные страны имеют право направлять в Европу газ без указания страны его происхождения. Иными словами, они могут поставлять как газ собственной добычи, так и купить на рынке свободные объемы из любой страны и законно перепродать в ЕС.
Алжиру, Катару и Нигерии подобные схемы не интересны, так как у них все в порядке с собственным производством и долгосрочными контрактами. Норвегия хоть и сократила в 2025 году добычу газа сразу на 12 процентов, в целом полностью обеспечивает и свою энергетику, и наполнение бюджета от рекордного экспорта. А вот с американцами и британцами все гораздо заковыристее, причем именно в их опосредованном противостоянии, которое с полей Украины перемещается на трубопроводы Европы.
За прошлый год газодобывающие компании с британской пропиской добыли всего 24,6 миллиарда кубических метров газа — на девять процентов меньше, чем годом ранее, и это худший результат с 1973-го. На текущий год прогноз столь же неутешительный в сторону сокращения, и связано это с исчерпанием месторождений на шельфе Северного моря. Сегодня Великобритания на мировом рынке удерживает мизерные 0,8% от общего производства. Естественно, при подобной динамике ни о каком экспорте речь не идет. На повестке дня вопрос, где бы найти поставщиков газа для поддержания собственных экономических штанов.
В свою очередь, у Соединенных Штатов с производством сжиженного газа все отлично. По итогам прошлого года США закрепили за собой статус главной мировой СПГ-колонки. Мощность сжижения достигла, по разным оценкам, 130 миллионов тонн, или 180 миллиардов кубометров, из которых две трети отправились за океан. Попутно согласовано финансирование (FID) на увеличение мощностей еще на 83 миллиарда кубических метров, в целом же к 2030 году американцы всерьез намерены перешагнуть рубеж в 300 миллиардов кубов. Основные надежды возлагают на проект Plaquemines LNG в Луизиане: как ожидается, его вывод на полную мощность даст чистый прирост профильной торговли в 21 миллиард долларов.
Американцы смогли стать доминирующим поставщиком в Европу, но случилось это исключительно по причине того, что в третьем и четвертом кварталах прошлого года Китай сократил закупки СПГ из Штатов фактически до нуля. Потеря премиального рынка больно ударила по карману звездно-полосатых трейдеров, и в этой связи Дональд Трамп резко поумерил пыл своих речей в сторону Пекина. Однако даже если вернуться на азиатские рынки не удастся, удовлетворить все потребности Евросоюза, чей реальный сектор буквально зачах без энергоресурсов, Штаты вряд ли смогут.
И здесь совершенно понятно, где Вашингтон и Лондон собираются брать газ для его перепродажи европейцам. Вопрос в том, нужны ли России такие посредники. Без их сомнительных услуг можно было бы обойтись, но Европа твердо решила испить историческую чашу унижения до самого донышка.
Источник